Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнечный» (военно- патриотическое направление). Профильный отряд «Гвардеец»


                                       «Утверждаю»
Директор МБУ "Школа№ 62 "
__________Приходько Г.И.
 Программа
летнего оздоровительного лагеря
  дневного  пребывания «Солнечный»
МБУ "Школа №62"
(военно- патриотическое направление).
Профильный отряд «Гвардеец»
        
                                                                             
Составитель программы:
учитель начальных классов
МБУ «Школа №62» г.о. Тольятти
Люшакова Татьяна Васильевна
2015г.
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.
 «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 
Программа  универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы летнего оздоровительного лагеря «дневного пребывания, представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Принципы организации:
- принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- принцип коллективной деятельности;
- принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности.
Основным направлением программы на смену является гражданско-патриотическое. Гражданско- патриотическая  тематика  реализуется наряду со следующими сопутствующими направлениями:
спортивно - оздоровительное;
историческое и литературное краеведение;
художественно – эстетическое.
Выбор направления данных направлений обусловлен следующими факторами:
1. Патриотическое направление является одним из приоритетных направлений работы школы. Реализация гражданско-патриотического профиля является продолжением воспитательной работы в рамках подпрограммы «Я – гражданин России».
2. Уровень готовности педагогического коллектива решать поставленные перед ним в ходе летней оздоровительной кампании задачи.
       
Цель: 
развитие личности ребенка, воспитание лучших черт гражданина и патриота России, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей,
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
      здорового образа жизни.
 Создание  условий для эффективного патриотического воспитания школьников; формирование работы, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка  верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
привлечение детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Содружество» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принцип максимизации  ресурсов: в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального) решения поставленных задач.
Сроки реализации программы: лето 2016года
Ожидаемые результаты работы лагеря:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; укрепление здоровья детей;
развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом;
формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
развитие творческих способностей;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
 осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание.
Концептуальный подход
Актуальность проблемы гражданско- патриотического воспитания детей
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
 Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 
Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Патриот» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Методическое сопровождение программы
  Основными методами организации деятельности являются:
метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
методы театрализации;
методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии).
 Программа  профильного отряда - это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского оздоровительного лагеря, так и  раздвинуть границы пространства собственного мироощущения;  а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы  в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое пространство ребенок должен жить в мире общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир и Культура и многих других. И здесь на помощь приходит игра – универсальное педагогическое средство.
План мероприятий
профильного отряда «Гвардеец»
военно-патриотической направленности
ЛДП «Солнечный» МБУ «Школа № 62»
№ п/п Мероприятия Дата Ответственный
1. Учебно-тренировочный процесс: (ОВС, строевая подготовка, УВС РФ, ЗОМП, огневая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка, топографическая подготовка) Ежед.
9.30-13.00
13.30-14.30 Россов П.Н.
2. Соревнования по огневой подготовке (Разборка и сборка автомата АК-74) 9. 06.15г
17.06.15г
24.06.15г. Россов П.Н.
3. Отработка приемов химзащиты ежедневно Россов П.Н.
4. Отработка нормативов по ЗОМП-ежедневно Н №1,2,3 13.30-14.30 Россов П.Н.
5. Военная история 08.06.15г
15.06.15г Кореницын Ю. А.
6. Отработка приемов оказания медицинской помощи. 06.06.15г
16.06.15г Кореницын Ю. А.
7. Пулевая стрельба в тире. 19.06.15г
22.06.15г
23.06.15г Кореницын Ю. А.
8. Соревнования по физической подготовке:
Бег на 1000м
Бег на 100м 11.06.15г
18.06.15г
25.06.15г
Кореницын Ю. А.
9. Сдача контрольных нормативов и зачетов 24.06.15г Кореницын Ю. А.
Педагоги: ______________ Россов П. Н
______________ Кореницын Ю.А.