Урок по русскому языку Праздничная карусель (6 класс, урок развития речи)


Урок развития речи
Творческая мастерская «Праздничная карусель»
(6 класс)
Билялова Б.А.
Священное уменье говорить,Произносить слова и строить фразу.Е. Винокуров
Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А 4, А3, фломастеры.Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова, «Ночь накануне Рождества» К. Меладзе, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана.Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение).Цель: развитие речи и мышления учащихся.
Ход «Мастерской»
I . Оргмомент.Самостоятельно сформулировать задачу урока, тип урока.-Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?1. Словарная работа.Копилка – копить – от копа – «копна сена»
Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
Собрание чего – нибудь занимательного, ценного.
Синонимы: Копить – скоплять, накоплять, собирать, хранить.-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнить.-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)-То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е. Винокур.-Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).-Давайте вспомним, мастерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность.II .Проверка домашнего задания.-Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить творческий отчёт о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили.1. Презентация творческих работ.1 группа: Презентация «Волшебная сказка природы».2 группа: «Поездка в Великий Устюг».3 группа: «Новый год – семейный праздник».4 группа: «Мир вышивки – праздничный мир».-Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам.2. Обсуждение заголовков в группах.3. Варианты заглавий (от группы – 1 человек выступает)III. Работа с текстом 1 (прилагается).1.Прослушивание.Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»)-Какая музыка звучала?2. Анализ текста.Словарная работа/ слово из текста/.Канитель – тонкая металлическая нить для вышивания.-Каким настроением проникнут текст?-Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание?-Какова его тема? (предвкушение праздника)-Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника?3. Определение темы мастерской.-Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет?Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской… (праздник, праздничная карусель)IV. Интеллектуальная игра по группам.( звучит музыка «В лесу родилась ёлочка». Сл. Р. Кудашёвой, муз. Л. Бекмана ).-Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем «ёлкой» или Новогодней ёлкой.1. Запишите на листочках слово «ёлка», а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка . Во второй-слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога.2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом «ёлка».3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека.4. Самопроверка.-Надеюсь ,что музыку, ставшую символом Новогодних праздников, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана)V. Составление слов, словосочетаний. Творческое задание.- У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки.«… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки»1.Попробуйте передать словами ощущение человека «внутри зажженной ёлки» или настроение самой новогодней ёлки. Работаем в парах. Оформляем листы , обмениваемся мнениями.2.Выступление по одному человеку от каждой группы с выполненным заданием.3.Во время выступления пополняем свои записи.VI . Анализ текста – заметки из газеты.- Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с Лизой читали любимую нашу газету «Страна Калининград», обратили внимание на маленькую заметку, которая называется «Покалечили ёлку». Давайте прочитаем её, рассмотрим фото.- О чём пишет автор? Что так взволновало его? Определим тему заметки . ( Сохранять, беречь всё живое. Память священна ).- Что может произойти с ёлкой? (Засохнет, погибнет.)VII. Творческое задание.1. Работа по парам.- Попробуйте почувствовать себя «загубленной», «выброшенной» ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства.2. Работа в группе.- Обменяйтесь мнениями в группе.- Предложите свой вариант выполненного задания. / Выступает один от группы/.VIII. Редактирование текста.Работа с текстом №2.- Прочитайте текст. / Сочинение ученика./-Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст.
 Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат «Снеговик», гирлянда «2008», рождественские веночки.На доске висят плакаты «Дед Мороз» и «Снегурочка». Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка.
IX. Творческая работа.-Вам снова предстоит окунуться в мир праздника, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер, одним словом, «покружиться на праздничной карусели».
-Давайте определим : 1)Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).2) Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)- Обозначим этапы работы в виде схемы.СХЕМА ТЕКСТА.- Что будем делать?- Передавать личные впечатления.- Зачем?- Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.- Как?- В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.- Озаглавьте свои работы.- И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.X . Домашнее задание.1.Написать сочинение.Вы, конечно , успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки. XI . Рефлексия.1.Прослушивание написанных работ. 2. Закончите фразу: «Свободное высказывание на мастерской – это….»-Кто хочет прочитать свои записи?XII Заключение.-А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?Ребята отвечают.-Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться . Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.
Внеклассное мероприятие по русскому языку.
КВН по русскому языку
7 – 8 классов.
«Занимательная грамматика».
 
Билялова Б.А.
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку за курс 7-8классов.
Задачи: повторить теоретические сведения по русскому языку за курс 7-8 классов;
              развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного  
           цикла; расширить кругозор учащихся.
                                                Ход мероприятия.
- Мы собрались сегодня, чтобы показать свои знания по русскому языку, как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не на уроке. Желаю всем удачи!
   1) Домашнее задание. Приветствие команд.
   2)  Разминка.
     а) Какие 3 местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)
     б) Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я –МЫ)
     в) Какое  местоимение требует чистоты? (МОЙ)
     г) Какое  местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (Я)
– Итак, начнём.
   3)    Задание: Подобрать к существительным прилагательные. (1 балл).
1 команда: вестибюль (просторный), мозоль (болезненная)
2 команда: рояль (новый), вермишель (яичная)
3 команда: тюль (разноцветный), изложение (сложное).
   4)    Задание: Назвать фразеологизмы.  (1 балл).
1 команда: быстро бежать (во весь дух, сломя голову), тесно (яблоку негде упасть),
смеяться  (умирать со смеху);
2 команда: хорошо знать (как свои пять пальцев), падать духом (вешать нос),
уединяться (запираться в четырёх стенах);
3 команда: медленно (черепашьим шагом), легко (раз плюнуть, пара пустяков),
испугаться (поджать хвост).
Задание: Инсценировать фразеологизмы (пантомима). Команды должны отгадать фразеологизм.
1 команда: руки чешутся, топтаться на одном месте;
2 команда: развешивать уши, положа руку на сердце;
3 команда: кусать себе локти, два сапога пара.
    6)  Игра с болельщиками.
Задание: Закончить строку, назвать автора, произведение.
а) Скажи–ка,  дядя, ведь недаром…     (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
б)  Играют волны, ветер свищет…        (М.Ю. Лермонтов « Парус»)
в)  Волк ночью, думая залезть в овчарню… (И. Крылов «Волк на псарне»)
г) Ты слушать исповедь мою…               (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»).
         Загадки – шутки.
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)
Есть ли ноги у газеты и книги? (вверх ногами)
В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (друг друга они ненавидели)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в своё дело. (нос)
7)  «Гонка за лидером или дальше, дальше, дальше»
1 команда:
       1. Сколько звуков в слове лью? (три)
       2. Антоним к слову высокий (низкий)
       3. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)
       4.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)
       5.  Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)
       6.  Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)
       7. Часть слова без окончания.  ( основа).
       8.  Проверочное слово к слову кормушка (корм)
       9.  Слово не воробей …  (вылетит – не поймёшь).
2 команда:
        1. Сколько звуков в слове ель? (три)
        2. Синоним к слову отважный (храбрый)
        3. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)
        4. Прилагательное со словом дом (домашний)
        5. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)
        6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)
        7. Проверочное слово к слову трава (травы)
        8. Не спеши языком,…  (спеши делом)
        9. Слово с приставкой под-…  
3 команда:
        1. Сколько звуков в слове ёж? (три)
        2. Подбери синоним к слову весёлый (весёлый)
        3. Прилагательное со словом сад (садовый)
        4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)
        5.  Объясните значение выражения «работать засучив рукава» (старательно)
        6. Сколько с приставкой пере-
        7. Проверочное слово к слову волна (волны)
        8. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)
        9. Сколько гласных букв в русском алфавите? (33 буквы)
Задание: Загадка – анаграмма (для капитанов). Нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное. Определить род и число.
   
   Сосна – насос,  куст – стук,
   кайма – майка, карп – парк,
   деталь – дельта, корма – комар.
 
    9)  Задание: Сочинить четверостишье на тему «Весенняя музыка».
   
10)  Игра с болельщиками. «Замени одним словом.»
       Рукой подать –  близко        
       В час по чайной ложке – медленно
       Во весь дух –    быстро
       Морочить голову –  обманывать
       Засучив рукава –  старательно
       Зарубить на носу – запомнить
       Обвести вокруг пальца – обмануть
       Яблоку негде упасть –  тесно
       Прокатить с ветерком –  очень быстро.
11)   Задание: Показать в рисунках гнездо слов:
1 команда:  Ухо, наушники, подушка.
2 команда:  Перстень, палец, перчатка.
       
3 команда:  Сад, садовник, садик.
12)  Подведение итогов мероприятия.