Внеурочная программа учителя Творческая мастерская 1 класс


Тематическое планирование курса «Волшебная кисть»
№ Дата Кол-во
часов Тема Программное содержание Оборудование и материалы Предварительная работа Словарь
1 1 «Школа»
Хорошо у нас в школе Учить отбирать из опыта интересное содержание для своего рисунка, воплощать задуманное; составлять композицию, заполняя изображением весь лист бумаги. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические навыки и умения рисования цветными карандашами. Альбомные листы, цветные карандаши Экскурсия по школе, беседа, рассматривание сюжетных картинок с видами школы, деятельности в школе, фотографии. Школа, классная комната, класс учеников, учитель, физкультурный зал, весело, хорошо, красиво, занимательно, 2 1 «Ранняя осень»
Ах, какие ягоды выросли в лесу! Передавать характерную форму и окраску ягод, закрашивать предметы по форме неширокими закругленными линиями. Уточнить уже знакомые приемы изображения листьев (примакиванием, тычком, вертикальным мазком). Расширять и уточнять словарь по теме «Ягоды». Развивать композиционные и умения (располагать кусты ягод по всему листу бумаги). Изображения лесных ягод, акварель, кисти. Рассматривание ягод; дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Придумай загадку». Сладкая, кислая, горькая, круглая, овальная, сочная, терпкая, красная, синяя, голубая, висят, срывают, опадают.3 1 «Ранняя осень»
Выросли на грядке вкусные загадки (овощи) Учить передавать в рисунке цвет, форму и характерные особенности овощей. Работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу. Учить находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Закреплять умение закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя. Лист бумаги, гуашь, кисти. Инсценировка «Соберем урожай»; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Четвертый лишний», «Какая форма у овощей», «Дорисуй», рисование по трафаретам контуров овощей и их закрашивание. Название овощей и их признаки, огород, грядка, выращивать, собирать урожай.
4
5 2 «Золотая осень»
Краски осеннего Сынского края (пятнами) Учить подбирать краски для передачи в рисунке колорита осени, отражая свои впечатления от наблюдений за осенней природой. Учить заполнять изображениями весь лист бумаги, выделяя цветом небо, лес, землю. Познакомить детей с техникой работы «по сырому», воспитывать любовь к природе родного края. Альбомные листы, акварель, кисти, поролоновые губки. Наблюдения в природе, рассматривание репродукций И. Левитана «Золотая осень», художников Шурышкарского района, беседы, чтение художественной литературы об осени, дидактическая игра «Выбери картинки об осени, разложи по порядку». Золотая осень, осенний ковер, листопад, краски осени.
6
7 2 «Золотая осень»
Что я увидел в осеннем лесу (деревья, животные) Учить изображать предметы в сюжетном рисунке, располагая их ближе и дальше, учить передавать в рисунке строение дерева, соотношение частей по величине и их расположению относительно друг друга. Упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева прямым вертикальным мазком. Развивать творчество и воображение при составлении сюжета. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к природе. Готовый фон (занятие «Краски осеннего Сынского края»), акварель, репродукции картин с изображением осеннего леса, готовые фигурки животных, кисти. Чтение художественной литературы об осени, наблюдения в природе животных, игра-упражнение «Дорисуй премет», рассматривание иллюстраций. Ствол, ветка, листья, «золотая» осень, виднеется, спрятался.
8 1 «Игрушки»
Мы милашки – куклы-неваляшки Учить создавать в рисунке образ неваляшки. Упражнение в рисовании предметов круглой формы слитным непрерывным движением. Закреплять прием закрашивания, повторяя форму круга плавными движениями, держа кисть плашмя. Альбомные листы, гуашь, игрушка- неваляшка, кисти. Рассматривание игрушки, игра-упражнение «Матрешки-неваляшки», игра-хоровод «Куклы-неваляшки». Игрушка, неваляшка, ванька-встанька.
9 1 «Я и мое тело»
… Вот и вышел человечек(дорисуй вторую половинку) Учить рисовать лицо человека, правильно располагая детали. Совершенствовать навыки работы цветными карандашами, формировать умение, слабо нажимая на карандаш, получать светлый тон (розовый) для лица. Развивать зрительное восприятие и ориентироваться на листе бумаги. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу. ½ альбомного листа с изображением одной половины лица, зеркало на каждого ребенка, цветные карандаши. Игры «Смешной портрет», «Сравни лица», «Дорисуй чего нет», «Добавь слово» (моргать …, ушами …). Называние частей лица, цвета глаз, лица, волос.
10 1 «Поздняя осень»
Осеннее дерево под ветром и дождем Учить изображать дерево в ветреную погоду, со склоненной верхушкой, прижатыми к стволу ветками, и отклоненными в сторону, с другой. Продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток). Развивать умение вносить в рисунок свои дополнения, обогащая его содержанием (дождь, летящие листья, тучи). Передавать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок, воспитывать любовь к природе. Альбомные листы, акварель, репродукции картин с изображением поздней осени, образец учителя «Как рисуют осень», кисти. Рассмотреть и сравнить осенние пейзажи в картинах русских художников: Грабаря, Левитана, Остроухова. Поздняя осень, холодный, хмурый, пасмурный, ветреный, моросящий.
11
12 2 «Дикие животные»
Белочки прыгают по веточкам – зайчики бегают по тропочкам Продолжать учить рисовать диких животных (зайчика, белочку), добиваясь правильность передачи их строения, окраски, учить рисовать зверей в движении.
Закреплять знания правил работы с акварельными красками. Развивать воображение при дополнении своего сюжета.
Совершенствовать умение располагать сюжет на всем листе бумаги. Альбомный лист, акварель, кисти, картинки с изображением белки и зайца. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы с родителями, беседы о животных. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто где живет?».
Упражнения «Изобрази белочку, зайчика». Дупло, пушистый, зайчишка, тропочка, прыгают, скачут.
13 1 «Домашние животные»
Чудо-игрушки – разноцветные зверюшки Продолжить знакомство детей с дымковской росписью, расписывать ярким узором фигурку. Располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами.
Использовать в узоре элементы дымковской росписи: круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности, использоватьразное положение кисти (концом, всей кистью). Развивать чувство ритма. Альбомный лист с изображением коня, раскрашенным наполовину, кисти, гуашь. Беседы рассматривание иллюстраций и образцов дымковской игрушки. Рисование основных элементов. Игрушка, дымковский конь, копытце, грива.
14 1 «Зима»
Идет волшебница-зима Учить передавать в рисунке зимний пейзаж, располагать на листке деревья далеко и близко. Закреплять умения рисовать деревья. Совершенствовать рисование концом кисти и плашмя, правильно использовать гуашевые краски, воспитывать чувство прекрасного, используя средства художественной выразительности: картины, художественное слово, музыкальные произведения. Тонированные альбомные листы, гуашь (белая), иллюстрации зимних пейзажей, кисти. Наблюдение в природе за явлениями снегопада, метели, появлением инея; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений З.Трутневой,
А. Пушкина,
А. Некрасова,
М. Клокова. Снег, снегопад, снежинки, сугробы, иней, серебристый, искристый, белый, пушистый, падает, ложится, волшебница-зима.15 1 «Новый год»
Мороз рисует на стекле Учить рисовать узор в квадрате, располагая его в соответствии с данной формой, придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Развивать воображение, познавательный интерес (как и почему появляются узоры на стекле). Бумага темная, в виде квадрата, гуашь белая, алгоритм составления узора, кисти. Наблюдения за морозными узорами на стекле, разучивание загадки «Без рук, без ног, а рисует». Рисование элементов декоративных узоров. Узор, мороз, волнистая, изогнутая.
16 1 «Новый год»
Блестят на елке мишура, бусы и игрушки
Учить передавать свои впечатления праздника в рисунке; изображать украшенную елку, добиваясь выразительности (хвоя, игрушки и т.д.). Закреплять правила работы с гуашью. Вызвать эмоциональный отклик на праздник. Гуашь, альбомные листы, кисти, елочка. Участие в украшении классной комнаты к празднику, изготовление украшений, игры вокруг елки. Новогодний, гирлянды, фонарики, игрушки
17 1 «Зимующие птицы»
Длиннохвостая сорока Учить передавать в рисунке образ сороки, определяя её характерные особенности: длинный хвост, белые бока; видеть различия, в форме частей тела и пропорциях сороки и воробья; совершенствовать навыки, умения рисовать кистью и красками. Осуществлять экологическое воспитание. альбомные листы, кисти, гуашь, акварель. Наблюдение на прогулке за внешним видом, повадками сорок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (родители), дидактические игры и упражнения «Сравни птиц», «Сложи картинку», «Дорисуй». Сорока-белобока, длиннохвостая, каркает, стрекочет, зимующая.
18 1 «Зимующие птицы»
Синица – вестница пороши Учить рисовать синицу, передавая её характерные особенности, пропорции тела, цвет, оперение, форму клюва и хвоста, формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, несмотря на различия в окраске, форме и величине, схожи по строению; умения и навыки работы цветными карандашами – использовать прием тушевки и разный нажим. Альбомные листы, простой и цветные карандаши, ножницы, клей. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (родители), дидактические игры и упражнения «Сравни птичек», «Кого не стало?», «Дорисуй птицу», «Кто где?» Синичка-невиличка, модница, нарядная, грудка, крылья, хвостик.
19 1 «Зимующие птицы»
Сказочная птица (декоративное рисование, техника «ладошка») Учить создавать сказочный образ птицы, используя технику «ладошка». Закреплять умение обводить свою ладонь; «оживлять её с помощью изобразительных средств (большой палец – голова, остальные – пушистый хвост птицы). Побуждать к проявлению фантазии и воображения, дорисовывая дополнительные детали: глаза, хохолок, оперение и т.д. использовать разные способы рисования: концом кисти, ворсом, примакиванием. ½ альбомного листа, простой карандаш, акварель, гуашь, образцы, кисти. Наблюдение на прогулке за птицами, их внешним видом, повадками, чтение художественной литературы (родители), дидактические игры «Каких птиц не бывает?», «Придумай птичку», книжки-раскраски. Волшебная, сказочная, пушистая, хохолок.
20 1 Знакомство с пейзажем Грабаря «Февральская лазурь» (использование алгоритма пейзажа) Продолжать знакомить детей с жанром живописи. Учить внимательно рассматривать картину, понимать её основной замысел (о чем?). помочь увидеть красоту русской природы. Продолжать учить пользоваться алгоритмом при рисовании пейзажа, располагать предметы на широкой полосе земли: ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Осуществлять патриотическое воспитание. Альбомные листы бумаги, гуашь, репродукции картин Грабаря, кисти. Рассматривание пейзажей о зиме, чтение художественной литературы (родители), дидактические игры «Сравни по картинке времена года», «Найди ошибку художника». Пейзаж, зимний, снежный, белоснежная, мороз, метели, вьюга, пурга.
21 1 «Домашние животные»
Кошка на окошке (техника гротаж) Познакомить детей с техникой гротаж, учить элементарным приемам графики. Продолжать обучение рисованию домашних животных (кошка), передавая форму частей тела и их пропорцию, статическое положение.
Закреплять умение рисовать крупно, воспитывать любовь к братьям нашим меньшим. Альбомные листы, гротаж (заготовка), гвоздики или перья. Рассматривание иллюстраций с изображением различных пород кошек, чтение художественной литературы (родители), загадки. Кошка, кошечка, котенок, царапки, когти, усы, полосатая, пятнистая, мяукает, урчит, царапается, мурлычет.22 1 «Домашние животные»
Распишем лошадку (по мотивам дымковской игрушки)
Продолжать обогащение представлений о народном искусстве. Учить украшать дымковским узором животных, закрепить навыки построения композиции узора, расположение его вертикальными рядами; закрепить цветосочетание, характерное для дымковской росписи, умение рисовать концом кисти, всем ворсом. Находить сходство между своим рисунком и дымковским. Контур лошадки, гуашь, кисти, образцы. Рассматривание иллюстраций и образцов дымки, дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди по узору». Конь, лошадь, жеребенок, грива, табун, копыта, прыгает, скачет.
23 1 «8 Марта – мамин день. Весна»
Моя мама – самая красивая. Знакомство с портретом (использование модели лица человека) Познакомить с еще одним видом живописи – портретом. Вызвать желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Познакомить с алгоритмом рисования портрета, научиться пользоваться им, закрепить приемы рисования красками. Развивать образное представление, воображение. Альбомные листы, краски, гуашь, алгоритм. Рассматривание портретов, беседы об их содержании, сравнение портретов разных художников, беседы о маме, составление рассказов «Моя мама самая красивая», игра «Фоторобот». Портрет, называние частей лица.
24 1 Моя дружная семья (контур ладони) Учить изображать элементы портрета близких людей, передавая характерные особенности обликов членов семьи (усы, очки, прическа). Напомнить последовательность рисования: сначала глаза, нос, губы, а потом прическа, затем одежда, используя алгоритм рисования портрета, совершенствовать навыки рисования цветными карандашами и восковыми мелками. Альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, мелки. Беседы о семье, составление рассказов «Моя семья», «Мы гуляем», «День рождения», дидактические игры «Составь свою семью», «кто моложе, кто старше?». Семья, родственники, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д., дружные, веселые, взрослый, пожилой, молодой.25 1 Первые проталины. Знакомство с живописью (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели») Продолжать формировать представления о пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности. Находить сходство и различие в манере исполнения, содержании. Воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись, желание самостоятельно передать впечатления о весне в рисунке. Учить использовать разнообразную гамму красок для передачи «картинок весны». Воспитывать творческие способности, эстетический вкус. Альбомный лист, акварель, репродукции пейзажей весны, кисти. Рассматривание пейзажей, беседы по их содержанию, дидактические игры «Что сначала, что потом?», составление рассказов по весне. Весна, проталины.
26 1 Чудо-ложки (декоративное рисование по мотивам золотой хохломы) Продолжить знакомство с еще одним видом декоративного искусства – хохломской росписью посуды, ее травяным орнаментом. Учить рисовать тычком концом кисти травку, листья, ягоды в определенной последовательности, составлять простую композицию, используя красные и черные цвета. Формировать образное представление, вызвать эмоциональный отклик. Контуры ложек желтого цвета, гуашь, кисти. Рассматривание образцов, иллюстраций хохломской росписи, анализ их содержания, изображения. Рисование узоров на полоске бумаги. Чудо-ложки, хохлома, завиток, узоры, ягоды.
27 1 «Перелетные птицы»
Грач –птица весны Учить отражать в рисунке приметы весны: прилет птиц; передавать особенности строения , окраски грача. Располагать изображение на середине листа, дополняя его картинками ранней весны (проталины, голубое небо, деревья и т.д.). воспитывать творческие способности. Осуществлять экологическое воспитание. Листы бумаги голубого или серо-голубого цвета, гуашь, акварель, кисти. Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Сравни по описанию», «Найди отличия», чтение художественной литературы (родители), загадки. Перелетные, возвращаются, черные, блестящие, сытые, ловко, гнездо.
28 1 Веселая капель Учить отражать в рисунке приметы – капель, использовать разные по характеру линии: дрожащие, мягкие плавные, резкие; цвет: яркий или темный. Развивать творчество и фантазию, «оживляя» капельки. Предложить детям самостоятельно выбрать средства художественного изображения. Альбомные листы, акварель, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши (по выбору), кисти.Наблюдение на прогулке за таянием сосулек, заучивание стихотворения «Апрель, апрель, на дворе звенит капель». Капель, сосульки, звенит, бежит, тает, капает, весенняя.
29
30
2 «Наше село»
В домах зажглись огоньки (примакивание) Учить детей передавать картинку вечернего села, его цветной колорит: серые, темные дома, в окнах горят разноцветные огни.
Придумывать и изображать жилые дома, опираясь на обобщенные на обобщенные представления о строении зданий, упражняться в закрашивании рисунка: интенсивный (яркий) – для закрашивания окон, слабый (светлый) – стены домов. Тренировать мелкую моторику. Развивать воображение и фантазию.
Тонированный альбомный лист, акварель. Экскурсия по улицам села и наблюдения за постройками, дидактические игры «Сравни дома», «выложи из палочек домик» Село, улица, дом, площадь, многоэтажный, каменный, кирпичный.
31 1 «Насекомые»
Бабочка-красавица (монотипия) Познакомить с новым способом изображения симметричных предметов – «монотипия». Учить создавать образ бабочки с помощью новой техники; делать дорисовки кистью или фломастером; использовать яркие, сочные тона. Развивать творчество, фантазию. Наблюдение на прогулке, чтение сказки с элементами драматизации, загадки, дидактические игры «Сложи картинку», «вредные и полезные», «Летающие и ползающие». Насекомое, бабочка, капустница, легкие, красивые, вредные, яркие, порхает, летает, кружится, опыляет.32
33 2 «Весна»
Весна красная пришла, все цвести заставила (деревья, кустарники, цветы) Учить передавать в сюжетном рисовании характерные особенности природы в последнем месяце весны. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке строение деревьев, кустов, цветов. Воспитывать любовь к родной природе. Альбомные листы, краски, кисти. Наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы (родители), рассматривание весенних пейзажей, дидактические игры «Что бывает весной», «Подбери картинки». Весна, цветущий май, почки, трава, насекомые, птицы, гнезда, распускаются, зацветают, выводят.Пояснительная записка к рабочей программе курса «Волшебная кисть» для 1 класса
Программа курса «Волшебная кисть» направлена на развитие художественно-творческой изобразительной деятельности учащихся, на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создании визуального образа мира. Программа адресована учащимся 1класса.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы имеет важное значение в воспитании учащихся. Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Основные цели программы:
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе художественно-творческой изобразительной деятельности учащихся на занятиях является приобретение учащимися умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, формирование индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления. Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости или, наоборот, огорчения. Восприятие произведения изобразительного искусства рассматривается целостно, т.е. охватывает сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа. Произведения для анализа отобраны с учётом доступности детям младшего школьного возраста. В данной программе продуманы задания для самостоятельного рассказывания учащихся о том, что изображено, выделения характерных деталей, признаков, существенных для раскрытия образов, средств художественной выразительности. Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, предметов, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, особенности композиции, учитель постепенно подводит учащихся к умению элементарно оценивать и обобщать воспринятое. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам:
знать:
значения слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика;особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика;отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
правила безопасности и личной гигиены, правила планирования и организации работы;
уметь:
организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток).использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда – своего и других людей.