Рабочая программа кружок Веселая мастерская


Пояснительная записка
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МБОУ КСОШ №32 им. Героя Советского Союза М.Г. Владимирова.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа кружка «Весёлая мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Работе в кружке несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 65 часов (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы кружка «Веселая мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно–познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты / Регулятивные/
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, определять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать позиции других людей в сотрудничестве, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у детей будут развиваться такие качества личности, как умение замечать красивое в окружающем мире. Дети научатся: аккуратности, трудолюбию, целеустремленности.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические – подведение итогов изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
-Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий; - планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Дата Форма организации Кол-во часов
план факт 1 Знакомство. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
01.09 Групповая 1
2 Головоломки из цветной бумаги. Пазлы
07.09 Групповая 1
3 Декупаж «Ваза под конфеты»
8.09 Индивидуальная
1
4 Декупаж «Ваза под конфеты»
14.09 Индивидуальная
1
5 Украшение шкатулки мозаикой
15.09 Групповая
1
6 Украшение шкатулки мозаикой
21.09 Групповая
1
7 Аппликация из ткани
22.09 Групповая
1
8 Аппликация из ткани
28.09 Индивидуальная
1
9 Учимся рисовать пластилином
29.09 Индивидуальная
1
10 Учимся рисовать пластилином. Плоскостное изображение. Золотая рыбка.
5.10 Групповая 1
11 Пластилинография. Полуобъемное изображение на плоскости «Мои любимые животные»
6.10 Групповая 1
12 Пластилинография. Полуобъемное изображение на плоскости «Мои любимые животные»
12.10 Групповая
1
13 Лепка из соленого теста 13.10 Групповая
1
14 Лепка из соленого теста 19.10 Индивидуальная 1
15 Сбор и подготовка осенних листьев для аппликации 20.10 Индивидуальная 1
16 Аппликации из осенних листьев 26.10 Групповая
1
17 Аппликации из осенних листьев 27.10 Групповая
1
18 Аппликации из природного материала «Забавные животные» 9.11 Групповая
1
19 Раскрашивание поделок из соленого теста. Коллективная работа: изготовление панно «В лесу». 10.11 Индивидуальная 1
20 Раскрашивание поделок из соленого теста. Коллективная работа: изготовление панно «В лесу». 16.11 Индивидуальная 1
21 Игрушки из конусов. Хоровод. Конструирование и дизайн. 17.11 Индивидуальная 1
22 Игрушки из конусов. Хоровод. Конструирование и дизайн. 23.11 Индивидуальная 1
23 Игрушки из конусов. Хоровод. Конструирование и дизайн. 24.11 Индивидуальная 1
24 Аппликация по мотивам полох-майданской росписи. 30.11 Групповая 1
25 Аппликация по мотивам полох-майданской росписи. 1.12 Групповая 1
26 Народные промыслы. Игрушки. 7.12 Групповая 1
27 Золотая хохлома. Рисуем узор. 8.12 Групповая 1
28 Золотая хохлома. Рисуем узор. 14.12 Индивидуальная 1
29 Оформление народной игрушки в технике аппликации из ткани. По мотивам городецкой росписи 15.12 Индивидуальная 1
30 Оформление народной игрушки в технике аппликации из ткани. По мотивам городецкой росписи 21.12 Индивидуальная 1
31 Волшебные узоры Гжели.
22.12 Индивидуальная 1
32 Волшебные узоры Гжели.
28.12 Групповая 1
33 История бумаги. Разнообразие ее видов. Технология изготовления из бумаги снежинки 29.12 Групповая 1
34 История бумаги. Разнообразие ее видов. Технология изготовления из бумаги снежинки 11.01 Групповая 1
35 Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных игрушек. 12.01 Индивидуальная 1
36 Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных игрушек.
18.01 индивидуальная 1
37 Создание композиции «Зимняя сказка». Бумажная пластика
19.01 Индивидуальная 1
38 Создание композиции «Зимняя сказка». Бумажная пластика
25.01 Индивидуальная 1
39 Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Цветы 26.01 Индивидуальная 1
40 Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Цветы 1.02 Индивидуальная 1
41 Цветы из бумаги: роза. 2.02 Индивидуальная 1
42 Цветы из бумаги: роза. 8.02 Индивидуальная 1
43 Цветы из бумаги: тюльпан 9.02 Индивидуальная 1
44 Цветы из бумаги: тюльпан 15.02 Индивидуальная 1
45 Цветы из бумаги: пион 16.02 Индивидуальная 1
46 Цветы из бумаги: пион 29.02 Индивидуальная 1
47 Цветы из бумаги. Создание композиции «Наш сад» 1.03 Индивидуальная 1
48 Цветы из бумаги. Создание композиции «Наш сад» 14.03 Групповая 1
49 Народная кукла. Русские обряды и традиции. Беседа «Кукла в искусстве» 15.03 Индивидуальная 1
50 Народная кукла. Русские обряды и традиции. Беседа «Кукла в искусстве»
4.04 Индивидуальная 1
51 Бесшовные куклы. Кукла на счастье. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы. 5.04 Индивидуальная 1
52 Бесшовные куклы. Кукла на счастье. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы.
11.04 Индивидуальная 1
53 Бесшовные куклы: утешница, веснянки. Выполнение костюма, комползиция костюма 12.04 Индивидуальная 1
54 Бесшовные куклы: утешница, веснянки. Выполнение костюма, комползиция костюма 18.04 Индивидуальная 1
55 Бесшовные куклы: оформление куклы
19.04 Индивидуальная 1
56 Бесшовные куклы: оформление куклы
25.04 Индивидуальная 1
57 Кукла-актер. Пальчиковые куклы. Технология создания кукол из бумаги, которые одеваются на палец. 26.04 Индивидуальная 1
58 Кукла-актер. Пальчиковые куклы. Создание героев сказки «Теремок». Конструирование и дизайн.
3.05 Индивидуальная 1
59 Кукла-актер. Пальчиковые куклы. Создание героев сказки «Теремок». Конструирование и дизайн.
10.05 Индивидуальная 1
60 Изготовление декораций. Конструирование и дизайн
16.05 Индивидуальная 1
61 Изготовление декораций. Конструирование и дизайн
17.05 Индивидуальная 1
62 Учимся работать с куклами: говорить и двигаться
23.05 Индивидуальная 1
63 Учимся работать с куклами: говорить и двигаться
24.05 Индивидуальная 1
64 Учимся работать с куклами: работа за ширмой
30.05 Индивидуальная 1
65 Показываем театр. Итоговое занятие.
31.05 Групповая 1