Конспект к уроку ОРКСЭ Спешите делать добрые дела


МБОУ БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СОШ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО В.А.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
ТЕМА:
«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Выполнила:
учитель начальных классов
Ковалева Наталья Александровна
2017 год
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Спешите делать добрые дела»
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, формирование представлений учащихся о добре и зле как этических категориях.
Задачи:
1) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
УУД
Познавательные: формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, формирование представлений о понятиях «добро» и «зло».
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
--развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
--учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
--развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими качествами
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся - беседа, работа со словарями, работа с притчей, пословицами, художественными текстами, самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах, участие в учебном диалоге.
Необходимое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, словари
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке
Мотивация учебной деятельности. СЛАЙД 1.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока
Учитель - Мир и Любовь!Добро и Чистоту!Покой и Свет!Улыбку и Участье,Хочу я видетьВ каждом существеИ знаю: в этом мое счастье.Когда тепло сердец,Их нежность ощущаю,С надеждой яК Всевышнему взываюИ, как молитву,Я твержу одно:"Творите, люди,На Земле добро!
Формирование темы и целей урока.
Учитель - Как вы думаете, о чём пойдет сегодня разговор на нашем уроке? (ответы детей)
- Правильно, о добре и зле.
И тема нашего урока: «Спешите делать добрые дела ». СЛАЙД 2
Обратите внимание на доску. Прочтите написанное.
- «Не ищи красоты, ищи доброты». Как вы думаете, о чем это правило нравственности? (ответы детей), а еще наши предки говорили: «Мир не без добрых людей». Они были уверены, что ДОБРОТА, как и милосердие, происходит от любви. Она означает природную склонность человека к добру, благу, добросердечию.
- Давайте откроем учебник и прочитаем тему параграфа.(стр 68)
- Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить:
- Золотое правило этики;
узнать:
- Как подражают Христу.
- Чему радуются святые?
- Зачем делать добрые дела?
- Известный писатель Л. Н. Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать» СЛАЙД 3
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель - Что для вас добро? Какие  ассоциации у вас  возникают, когда  вы  слышите  слова «добро» или «зло»? – В словарях Ожегова и Даля даны такие определения добру и злу:
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;(Ожегов)
Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу; (Даль)
Зло - Нечто дурное, вредное;(Ожегов)
Зло - худое, лихое; (Даль)
На партах у вас есть конверты со словами – ключами (подсказками). Прочитайте эти слова и распределите их в два столбика в рабочей тетради.
(Самостоятельная работа учащихся)
Карточки (Мама, ссора, ложь, ненависть , обман, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, жадность, грубость , вежливость, зависть, ревность, дружба, милосердие,
предательство, война, улыбка,
коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье честность, отзывчивость, забота, помощь, равнодушиеПроверка нескольких работ, зачитывание вслух.
- А сейчас ребята, подумайте и скажите, откуда в нашу жизнь пришли слова о хорошем и плохом, о добре и зле? Что нужно делать, чтобы плохого становилось меньше, а хорошего, доброго – больше? ) СЛАЙД 4
Открытие нового знания. Работа с учебником
- Обратите внимание, в учебнике на стр. 68 жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и вспомните, кто забыл. Чтение и проговаривание вслух.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». СЛАЙД 5
- Как вы думаете, христиане всегда следуют этому правилу?
- А чем христиане отличаются просто от добрых людей? ( Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем)
- Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
- Кто такие эгоисты? Ответы детей. Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.
- Дадим определение понятия «эгоизм»
«ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих»
- Итак, у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Прочтите первую причину. (Благодарность за подвиг Христа)
- Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? (Благо, дарить)
- Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
- Послушаем стихотворение, которое нам приготовил Сережа.
Ученик читает наизусть стихотворение Е.Г.Санина. «Благодать»
Что такое благодать?
Я давно хотел бы знать,
Для чего она дается,
И кто может её дать?
В благодати помощь Божья,
Чтоб нам справиться с врагом,
Ленью, злобой, страхом, ложью
И любым другим грехом!
-- Давайте поможем автору ответить на его вопросы. (ответы детей)
- А теперь обратимся к учебнику. Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца.
А кого-то, напротив возмутили. СЛАЙД 6
Работа с текстом.
(Давайте прочтём эту легенду)
Анализ текста.
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города?
-Как с ними поступили?
-Почему Пётр решил покинуть Рим?
-Что это за странник повстречавшийся Петру?
-Что спросил поражённый Пётр у Христа?
-Что ответил Христос?
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью?
-Что говорил Христос, найдите в учебнике.
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
- Ученики Христа ,подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность.
Как вы понимаете это слово?
Ответы детей. Словарная работа.
Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
- Как подражали Христу его ученики?
- Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.-Какого человека можно назвать святым?
Чтение текста учащимися. Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.
- Так чему же радуются святые? (ответы детей)
- Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.
ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 7
- А сейчас я прочитаю стихотворение М. Исаковского «Вишня», в нем скрыта еще одна причина, по которой люди творят добро. СЛАЙД 8
В ясный полдень, на исходе лета,Шел старик дорогой полевой;Вырыл вишню молодую где-тоИ, довольный, нес ее домой.Он глядел веселыми глазамиНа поля, на дальнюю межуИ подумал: «Дай-ка я на памятьУ дороги вишню посажу.Пусть растет большая-пребольшая,Пусть идет и вширь и в высотуИ, дорогу нашу украшая,Каждый год купается в цвету.Путники в тени ее прилягут,Отдохнут в прохладе, в тишине,И, отведав сочных, спелых ягод,Может статься, вспомнят обо мне.А не вспомнят — экая досада,—Я об этом вовсе не тужу:Не хотят — не вспоминай, не надо,—Все равно я вишню посажу!»
Анализ стихотворения.
- Что решил сделать старик?
- Для кого он решил посадить вишню?
- Ждал ли он благодарности?
- Как называют людей, которые совершают добрые дела и не ждут за это ничего?
- Как вы думаете, что чувствовал старичок, когда решил посадить вишню?
- Вот это чувство радости и заставляет нас совершать добрые дела бескорыстно, от всего сердца, жертвовать собой и своими интересами ради других.
- Давайте прочтем с вами последнее предложение в учебнике. «Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям»
Первичное закрепление материала. Работа в парах.
- Так что же такое добро для христианина?
ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать. Давайте запишем это определение в тетрадь.
- В русском языке очень много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова ДОБРО. встречая гостей и друзей, мы говорим: «Добро пожаловать!», а провожая: «Доброго пути!». Того, кто желает всем только добра, называют ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ. К человеку, на которого всегда и в любом деле можно положиться, применимо слово ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ. Старательного назовем ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, а незлопамятного – ДОБРОДУШНЫЙ. А сколько добра в привычном слове БЛАГОДАРЮ. Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принес пользу. Благодарю – значит, взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро. Давайте запишем однокоренные слова к слову ДОБРО в тетрадь и на доске.
-А зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов? (Ответы детей)
- Давайте прочтем рассказ «Доброе слово» В.А.Сухомлинского и ответим на вопросы.
Ребята читают по цепочке, текст напечатан на карточках. СЛАЙД 9
« ДОБРОЕ СЛОВО.
У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда девочке исполнилось 8 лет, она тяжко заболела. К больной девочке стали приходить тёти и дядя, бабушки и дедушки. каждый приносил для Оли что-то вкусное и полезное: липовый мёд, орехи, яйца. Каждый заботливо говорил: «Нужно хорошо питаться, дышать свежим воздухом и болезнь пройдет». Оля ела и масло, и сладкий мёд, и лесные ягоды, и орехи…Но ничего не помогало.
Однажды днём собрались у её кроватки все родные. А дедушка и говорит: «Чего же Оле не хватает? Не могу понять!»
Внезапно открылась дверь и в комнату вошла прабабушка Оли – столетняя Надежда. Узнав о болезни правнучки, она пришла навестить её. Присела бабушка на кровать, взяла Олину руку в свою сморщенную и сказала: « Принесла тебе я, внученька, один единственный подарок: сердечное пожелание. Одно желание осталось в моем сердце: чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова могла радоваться ясному солнышку».
и такая большая сила любви была в этом простом пожелании, что маленькое Олино сердечко забилось сильнее. Щёчки порозовели, а в глазах засияла радость.
«Вот чего не хватало Оле, - сказал дедушка. – Доброго слова».
- Что помогло Оле выздороветь?
- Почему слово оказалось сильнее всех лекарств? (Ответы детей)
- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастет и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце. Добрые слова, идущие от холодного и равнодушного сердца, не греют – они притворны, лицемерны. СЛАЙД 10(+щелчок)

- А можно ли делать добрые дела, не говоря при этом никаких слов? (Ответы детей)
- Познакомимся еще с одной очень интересной и поучительной притчей В.А.Сухомлинского « Семь дочерей», ответим на вопросы.
(Дети читают по цепочке на слайде) СЛАЙД 11
«Было у матери 7 дочерей. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля воды, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги».

- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Учитель:- Понятие ДОБРО многогранно:
- добро - хорошие поступки, добрые дела
- добро – добрые слова
- добро - качества человека
- Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (Ответы детей)
- Давайте рассмотрим такие ситуации:
Один из учеников не выполнил домашнее задание. Он просит списать его у своих одноклассников. Один из одноклассников сказал: «Вот ещё, сам думай! Я весь вечер трудился, а ты как всегда бездельничал. Вот теперь и получай двойку! Так тебе и надо!». Второй сказал: «Я тебе списать дам, а ты мне за это на сотовом дашь поиграть.» Третий ответил: «На списывай, только отстань.». А четвертый предложил: «Списать не дам, а как правильно решить объясню, пойдем помогу.»
- Как вы считаете, кто из одноклассников действительно совершил добрый поступок? (Ответы детей, обсуждение)
В знойный летний вечер тебе очень хочется сбегать на речку с друзьями. Они уже пришли к вашему дому и поторапливают тебя. Но ты знаешь, что на тебе обязанность поливать грядки. Друзья дают различные советы. Один уговаривает немедленно сбежать на речку. Родители тебя любят, убеждает он, они всё поймут и простят. А грядки, невелика беда, польет кто-нибудь из взрослых. Другой советует тебе быстренько полить грядки, а ребята тебя подождут на улице и пока ты занят, сами поиграют. третий же предлагает полить грядки всем вместе и после этого идти к речке.
- Чей совет можно считать добрым?
(Ответы детей, обсуждение)
- А какие добрые дела делают ребята нашей школы?
(Ответы детей - сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)
- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (Необходимо преодолеть себя)
- А каким легче быть добрым или злым?(Ответы детей)
Учитель - Доброжелатель рад чужому счастью и оттого спокоен, а злой человек завидует и оттого страдает. Доброжелатель всем помогает, и оттого ему все рады, а злой заботится только о себе, и оттого он никому не нужен. Доброжелатель слышит слова любви и благодарности и оттого живет в согласии с совестью, а злой – лишь упрёки и подозрения, и оттого его совесть неспокойна.
Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств, желание человека делать добро является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.
- Ребята, а вы можете вспомнить свои поступки, от которых радостно было на душе? (Ответы детей)
– А как вы думаете, каких людей на свете больше добрых или злых? (Ответы детей)
- Послушайте притчу.
Мир такой, каким ты его видишь.
В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:
- Какие люди здесь живут?
Старик, в свою очередь, спросил у юноши:
- А какие люди живут там, откуда ты пришел?
- Куча эгоистов с плохими помыслами, – ответил молодой человек.
- Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.
В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:
- Какие люди живут в этом месте?
Старик в ответ задал тот же вопрос: - А какие люди живут там, откуда ты пришел?
- Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.
- Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.
Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать два таких разных ответа на один и тот же вопрос?
На что старик ответил: (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОТВЕТИЛ СТАРИК? (предположения детей)Старик ответил:
- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.
- Скажите, как вы поняли, чему учит притча.(Ответы детей) СЛАЙД 12
- Конечно, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты.
(Самостоятельная работа в парах, проверка) СЛАЙД 13
Примерный вариант:
1. Помогать людям.
2.Защищать слабого.
3.Не завидовать.
4. Прощать ошибки другим.
5. Не обманывать.

-Давайте эти правила запишем себе в тетрадь.
- А теперь самостоятельная работа. Перед вами  лежит  карточка, на  которой  начало  и  конец  пословиц. Попробуйте  их  восстановить с  помощью  стрелочек и объяснить смысл каждой пословицы (Каждая  группа  зачитывает  по  одной  пословице.)
Худо тому,                                                       кто добра не делает никому.
Доброе слово                                                   и кошке приятно.
За недобрым пойдешь -                                  на беду набредешь.
Злой плачет от зависти,                                  добрый - от радости. 
- А вот ещё какие пословицы разных народов есть о добре и зле. СЛАЙД 14
- (Чтение и обсуждение пословиц)
- Запишите понравившуюся пословицу в свою тетрадь.
Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что вы узнали нового на уроке?
- Вернемся к поставленным в начале урока вопросам.
- Зачем творить добро?
- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
-- Эстафета добра в мире не прекращается. Давайте символически изобразим эту эстафету в виде игры, по две строчки прочитаем стихотворение “Добро творить спеши, мой друг” ( стихотворения на партах у детей, читают по цепочке) СЛАЙД 15
Добро творить спеши, мой другИ для друзей и для подруг,Порою им бывает худо,Добро твое им будет чудом.Добро, как божья благодать,Спасеньем в жизни может стать,Друг, не жалей огня души,Дарить добро всегда спеши.И слово доброе, и делоТы применить сумей умело,Их не жалей любому дать,Добром их души исцелять.С обидой в сердце трудно жить,Добром за зло умей платить.Тот, кто добро творить умеет,Зло сотворить уже не смеет,Дари, дружок, добро дари,За все добром благодари.
- Надеюсь, все мы поняли, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра. Давайте с вами исполним песню «Дорогою добра».
(Звучит песня «Дорогою добра». Ребята подпевают) СЛАЙД 16Домашнее задание.
- Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;
- написать мини-сочинение « Зачем творить добро?»
-Спасибо за урок, ребята. Вы молодцы! СЛАЙД 17
Использованная литература:
1. А.В.Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 63 с.
2. А.В.Камкин. Истоки. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010
3. Л.Л.Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ. – центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – М.,2010
4. Словари С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова.