Русский язык 2 класс Тема урока: «Удвоенные согласные в корне слова»


Русский язык 2 класс
Тема урока: «Удвоенные согласные в корне слова»
Цель урока:
Показать учащимся позиции удвоенных согласных – приставки и корня.
Развитие умений и навыков писать слова с удвоенными согласными в корне. Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, мышления, речи.
Развитие аналитико – синтезирующего мышления; коммуникативных способностей в совместной деятельности.
Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Орфографическая минутка. Комментированное письмо.
Солонка, замолчали, звонить, кассир, разъедают, мягкий, безделье, рассказ, выгон, жужжат, оттепель, повара, чёрное.-Разделить слова на группы. Объясните признак разбиения.
(по орфограммам, по принадлежности к частям речи, по категории числа…)
3.Определение темы и цели урока.
Работа со словами, в которых пишутся удвоенные согласные.
-Подчеркните в записи слова: кассир, рассказ, жужжат, оттепель.
-Что заметили? Чем интересны слова?
-Определите тему урока. Какова наша цель?
(Правописание удвоенных согласных. Научиться писать слова с удвоенными согласными)4.Построение проекта.
-Ребята, давайте определим, какие знания и умения нам нужны для решения данной задачи?(ответы учащихся)
1.Наблюдение за словами.
А).Фонетика.
-Что предлагаете? (ответы учащихся)
-Понаблюдаем за словами, с точки зрения звукового состава.
-Как мы можем увидеть звуковой состав? (через транскрипцию)
Фронтальная работа. Учащиеся работают на доске с комментированием и в тетради.
[к а с,и р] – 5 зв., 6 б.
[р а с к а с] – 6 зв., 7 б.
[ж у ж а т] – 5 зв., 6 б.
[о т, и п, и л,] – 6 зв, 8 б.
-Что заметили? Обсудите в парах. (звуков меньше, чем букв)
-Почему так получилось?
-Назовите известные нам случаи не совпадения в словах количества звуков и букв. (разделительные Ь и Ъ, написание гласных букв е, ё, ю, я в позиции начала слова или после гласных )
-Но в данных словах, нет разделительных Ь и Ъ знака.
-Кто может объяснить, почему так? (ответы учащихся)
Б).Морфемика.
-Эти слова требуют особого внимания.
-Как ещё можно рассмотреть эти интересные слова?
-Разберём три слова по составу:
Рассказ, кассир, оттепель.
-Исключите «лишнее» слово. Почему?
-Сделайте вывод о позиции удвоенной согласной в слове. Обсудите в парах.
(приставка + корень, корень)
-Итак, позиции удвоенных согласных в слове мы установили.
-Сегодня мы остановимся на словах, в которых удвоенная согласная пишется в корне слова.
5.Выход из затруднения.
-Что дальше будем делать?(ответы детей)
-Как мы называем место в слове, в котором при написании испытываем затруднение? (орфограмма)
-Удвоенная согласная в корне слова орфограмма? Докажите. (согласный звук стоит в слабой позиции)
-А если орфограмма, значит, нам необходимо знать правописание.
-А мы знаем?
-Что нам может помочь? (орфографическое правило)
-Посовещайтесь в парах. Сформулируйте правило правописания удвоенных согласных в коне слова. (Ответы учащихся. На доске фиксировать предложения детей. Обсудить. Подвести детей к тому, что данные слова невозможно проверить правилом).-Что видим? (нет орфографического правила).
-Если мы не можем воспользоваться правилом, какой способ действия нам поможет? (орфографический словарь, выучить на память)
6.Реализация построения проекта.
-Разбейтесь по 4 человека. Составьте модель.
7.Первичное закрепление.
1.Работа с учебником. с.77, № 201 Комментированное письмо.
2.Картинный диктант. Детям предлагаются иллюстрации: ванна, аллея, шоссе, класс, троллейбус, пассажир, группа. Учащиеся определяют слово, записывают с проговариванием, называя опасные места.
3.Работа со словами на карточках. Использование орфографического словаря. (парная работа).
Записать слова, вставляя нужные буквы. Подчеркнуть опасные места.
Су___та, дро___и, те___ис, ко___екция, ру__кий, мета___, ба___йн, су___а, А___а, И___а, Кири___.
(Суббота, дрожжи, теннис, коллекция, русский, металл, бассейн, суббота, Анна или Алла, Инна, Кирилл)Фронтальная проверка.
-У кого не было ошибок?
-Кто допустил ошибки? В каких словах? Как проверяли написание данных слов?
-Что нового увидели в этом задании? (Написание имён с удвоенной согласной).
Фронтальная проверка.
-У кого не было ошибок?
-Кто допустил ошибки? В каких словах? Как проверяли написание данных слов?
7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Работа с загадками. Записать отгадку. Образец для самопроверки на доске.
1.Где доска и парты есть.
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)
2.К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон)
3.Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять … (антенна)
4.В магазин с сестрой ходили,
Всё, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги… (в кассу)
5.Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом… (аккуратный)
6.Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два К;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я… (хоккей)
7.По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется… (шоссе)
8.Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут… (аллея)
-У кого не было ошибок?
-Кто допустил ошибки? В каких словах? Почему?
(Некоторые слова не знали как пишутся. А воспользоваться словарём не могли).-А если не всегда есть под рукой «Орфографический словарь»? (ответы детей).
-Так вот, ребята, такие слова мы называем «словарными словами» и нам необходимо знать их на память, т.е. выучить наизусть.
8.Рефлексия.
-В какой части слова мы научились писать удвоенную согласную?
-Как проверить удвоенную согласную в корне слова?
-Что было интересного на уроке?
-Что показалось сложным?
-Какую новую задачу мы определим для себя на последующие уроки? (ответы детей)