Урок русского языка «Анализ текста и написание сочинения-реценции»


Урок русского языка в девятом классе.
Тема: Анализ текста и написание сочинения-реценции. (по материалам ЕГЭ на примере текста В. Ганичева о Федоре Федоровиче Ушакове).
Цель: совершенствовать умения учащихся работы с текстом: определять тему, основную мысль, идейный замысел автора, определять роль художественных средств, композиции, аргументировать авторскую и собственную позицию, логически, последовательно излагать свои мысли.
Предварительное домашнее задание по тексту: определить роль художественных средств, композиции, проблемы, тему, основную мысль. Ответить на вопрос: забыто ли имя Ф.Ф. Ушакова в наше время?
Работа с текстом.
О ком говорится в тексте? (О Ф.Ф. Ушакове)
Что говорится о нем?
(Незаслуженно был всеми забыт и доживал свой век на Тамбовщине. Одержал великие победы, открыл новые законы морского боя, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей, создал не одну непобедимую эскадру.)
-Помощь учащимся в освоении приемов логического разворачиванияосновной мысли.
Обращаем внимание учащихся на доводы, используемые автором, значимой части.
Работа со вторым абзацем текста.
-Как можно сформулировать основную мысль текста?
(Общество должно по достоинству оценивать заслуги великих людей при жизни).
-Какие синонимы использует автор, характеризуя Ф.Ф.Ушакова?(Талант, гений, пророк).
Работа с третьим абзацем текста.
Как современники оценили заслуги полководца? (О нем забыли все...)
Какие проблемы ставит автор перед читателем? (Взаимоотношение личности и общества; оценка современников заслуг великих людей перед Отечеством; проблема памяти, зависти, несправедливого отношения к гениям).
-Какие языковые средства обеспечивают связность текста иопределяют степень яркости авторской позиции?
-Работа с микротемами.
(В первом абзаце эпитеты и глаголы помогают понять душевное состояние старого человека. Риторические вопросы служат связующим звеном в тексте - повествовании, помогают читателю понять несовместимость положения опального флотоводца с его боевыми заслугами (второй абзац)).
В третьем абзаце прием антитезы усиливает у читателя осознание несправедливого отношения ко всеми забытому адмиралу.
Глаголы четвертого абзаца: «не замечают», «не хотят», «с раздражением говорят», служат характеристикой завистливых современников.
Воспоминания великого флотоводца о далеких походах и сражениях вызывают у читателя высокое эмоциональное напряжение и желание защитить, отогреть его душу, как это делает в тексте ветер.
-Какова особенность композиции?
(С помощью расположения материала автор привлекает и удерживает внимание к основной мысли текста.)
Работа с аргументами, связанными с основной мыслью текста. (Примеры из других источников. Учащиеся рассказывают о судьбе гениев, незаслуженно наказанных за выдающиеся заслуги перед Родиной).
-Каково отношение к великому флотоводцу Ф.Ф.Ушакову в нашевремя?
(Рассказ учителя о паломнической поездке в Санаксарский мужской монастырь.)
Работа над сочинением-рецензией. (Вступительная часть, основная, заключение).
Сочинение.
Часто великие люди, прославившие Отечество славными делами, оказываются одинокими и всеми забытыми. Одиночество является как бы платой современников гениям за их заслуги.
Почему Ф.Ф.Ушаков через десять лет после его отставки был забыт «и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ»?
Важные проблемы затрагивает автор в своем тексте.
Это проблемы взаимоотношения личности и общества, исторической памяти, одиночества.
В. Ганичев обращает внимание читателей на несправедливое отношение современников к талантливым людям на примере судьбы русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова.
Риторические вопросы, используемые автором в своем повествовании, приглашают читателя к размышлению: о чем может думать опальный адмирал на берегу реки Мокши? Конечно, о былых сражениях.
Обилие глаголов (сидел, трепетали, садились, расслаблял, вглядывался), слово-состояние «душно», эпитеты «старый», «предосенний», «потертые», «слезящимися» помогают понять душевную боль старого флотоводца.
И только две стихии, слитые воедино олицетворениями «ладошки волн», ветер, пытающийся «закутать», «запеленать», согревают душу одинокого адмирала.
Общество должно по достоинству оценивать гениев при жизни, бережно хранить память о них в веках - это является основной мыслью текста.
Великий полководец, одержавший в сорока баталиях блестящие победы, доживал свой век одинокий и больной…
К великому сожалению, это участь гениев в России. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.И. Солженицин, академик Сахаров, авиаконструктор Туполев, полководец Г. Жуков и многие другие деятели также разделили участь изгнанников за свои выдающиеся заслуги перед Отечеством.
Честно и мужественно переживал несправедливое осуждение завистников и Ф.Ф. Ушаков.
Но самый справедливый судья исторических судеб – время. Проходят годы… и некогда осужденные, опороченные занимают достойное место в благодарной памяти потомков.
Ф.Ф. Ушаков причислен к лику святых, его мощи покоятся в Санаксарском мужском монастыре – одной из святынь России. Моряки Кронштадта принимают там присягу. Военные всего мира приезжают поклониться великому флотоводцу и попросить его святых молитв.
Прославленных флотоводцев награждают орденами и медалями имени Ушакова, а атомный крейсер «Ф.Ф. Ушаков» бороздит моря и океаны, охраняя мир и покой России.