Конспект урока по русскому языку Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня


Русский язык
4 класс «Школа 2100»
Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.
Цель:
– развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
п3 5
1. Чистописание.
Образец есть в тетрадях и на доске (строчные м и л одиночные и двойные).
– Какие элементы общие в написании строчных букв м и л? Что надо соблюдать при написании этих букв? (Наклон, высоту…)
– Одинаковая ли высота у данных букв?
– Отметьте точкой на образце место, откуда начинаем писать букву.
– Напишите буквы. (Ученики по образцу пишут до конца строки.)
2. Актуализация изученного.
– Вспомните слова с удвоенной буквой согласного н. (Ванна, Анна, Инна…)
– В какой части слова находятся буквы удвоенных согласных? (В корне.)
– Какие ещё знаете орфограммы в корне?
– Что такое корень?
– Какая часть слова стоит перед корнем?
– Какую орфограмму в приставках вы знаете? (Буквы безударных гласных в приставках.)
3. Словарная работа.
Игра «Обгонялки».
– Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске.
1. а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м].
б) В нём спряталась единица массы.
в) Этим словом называют раздел науки о языке.
г) Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. (Грамматика.)
2. а) В этом слове 3 орфограммы.
б) В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.
в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд.)
3. а) Этим именем звали красивого юношу.
б) Он был так влюблён в себя, что никого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё прекрасное лицо, отражённое в воде. В наказание боги его превратили в цветок. (Нарцисс.)
4. а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму. (Рассказ.) Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие новых знаний.
п3 4 к р3 л3
– В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах? (В корне.)
– А теперь запишите слова рассказ и рассвет.
– Как вы думаете, в какой части слова находятся буквы согласного?
– Как это можно доказать? (Подобрать однокоренные слова.) Выполните работу.
– Какой возникает вопрос? (Удвоенная буква согласного – это одна и та же орфограмма или разные? Почему появляется удвоенная буква согласного? Как правильно написать букву согласного в слове?)
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Поиск решения. к4 п5
1. Коллективная работа на доске.
– Понаблюдаем над словами рассказ и рассвет. Попробуйте объяснить, почему в этих словах пишется удвоенная буква согласного с.
– Что для этого мы уже знаем? (При подборе однокоренных слов выяснили, что в этих словах есть приставка и корень.)
– Предположите, откуда появились две буквы рядом. (На одну с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.)
2. Работа по учебнику.
– Найдите рассмотренные нами слова в упр. 158.
– Какие ещё слова здесь приведены? Попробуйте определить, почему в них также пишется удвоенная буква согласного с.
– Как вы думаете, это орфограмма? Почему?
– Как она называется? Найдите нужную информацию в учебнике и прочитайте её. (Могут прочитать в названии параграфа/темы или выбрать из правила.)
– Что значит стык? (Место, где вплотную соединяются приставка и корень.)
3. Работа над правилом.
– Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 128. Подтвердились ли ваши предположения?
– Как обозначается орфограмма?
– Только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня?
4. Ответ на проблемный вопрос урока.
– Вспомните начало урока. Какая орфограмма встретилась нам в игре «Обгонялки»?
– А в словах рассказ и рассвет – та же орфограмма? (Нет.) Докажите, что это другая орфограмма. (Она находится не в корне, а на стыке частей слова, её можно проверить, а в корне проверить нельзя.)
– Что же нужно, чтобы найти орфограмму-букву согласного и правильно её написать? (Сначала выделить части слова, потом вспомнить правило.)
Дополнительно:
– Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.)
рас + ссориться = ?
– Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? Одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке, одна в корне. Это слово – исключение из правила. (Рассориться.) Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙII. Развитие умений – применение знания. п1 3 5 к1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 159 – развивается умение объяснять графически написание удвоенной буквы согласного на стыке приставки и корня.
– Что значит объяснить орфограмму графически? (Сделать необходимые обозначения, чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова.)
– Рассмотрите образец.
Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная.
– Какие буквы удвоенных согласных вы подчеркнули? Какая буква «удваивается» чаще?
2. Игра «Исследователи-лингвисты».
– Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160.
Мальчики должны выписать слова с удвоенной буквой согласного в корне. А девочки – слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня. Чья исследовательская лаборатория работает лучше?
Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
р4 п4
– Запишите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (Орфограмма, удвоенная буква согласных, приставка, корень, стык.)
– Нарисуйте схему слова. Обозначьте орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке корня и приставки:
53975200660
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Упр. 5, с. 131.
Деятельность учеников:
– Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.
– Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
– Различать приставки по- и па-, про- и пра-.