Конспект урока по русскому языку на тему Удвоенные согласные на стыке приставки и корня( 3 класс) с использованием технологии деятельностного метода


Русский язык 3 класс «Школа – 2100».
Технология деятельностного метода.
Тема: «Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня»
Цель: развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных;
находить орфограмму – удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически ее обозначать;
отличать эту орфограмму от орфограммы – буквы удвоенного согласного в корне.
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в технологии деятельностного метода Структура урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки
(«могу»).
В развитом варианте здесь происходят
процессы адекватного самоопределения
в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации(субъектный и личностный уровни).
 Девиз урока:
«Загадок много дивных на земле и, может быть тебе одна по силам»
Георгий Александров
- Девизом урока я взяла высказывание русского ученого - философа Георгия Федоровича Александрова.
- Как вы понимаете эти слова? Все ли загадки в русском языке мы уже разгадали?
- Сегодня на уроке я желаю вам разгадать еще одну из и загадок русского языка! Вы молодцы и вы все сможете! - самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудничества с
 
учителем и сверстниками(К).
 
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. Минутка чистописания.
с сс с сс
- Что необходимо соблюдать при написании буквы с?
(высоту строчных букв и наклон)
- Подчеркните те буквы и соединения , которые вам больше удались.
2. Словарная работа
-Разгадайте загадки.
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай, Разгадай скорее ребус
Это новенький … (троллейбус)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик:
Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»
Веселая игра …( хоккей)
В самолете он летает.
Ездит в поезде, в трамвае
Чтобы быть им много лет
Нужен не один билет! (пассажир)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел-
Значит, новый день пришел. (рассвет)
Самопроверка по эталону.
-Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.

Оцените свою работу . - анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация, сериация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции
и зафиксировать (вербально и знаково)
место - шаг, операцию, - где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - Что общего в этих словах?
- Как называется орфограмма?
( удвоенная согласная )
-Выделите части слова.
-С какой части начинаем выделять части слова? ( с корня)
- Что для этого вы уже знаете?
( подобрать однокоренные слова)
В какой части слова встречается удвоенная согласная буква?
- Какое слово лишнее? Почему?
( рассвет)
-анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации
затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- разрешение конфликтов (К).
4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
  -Какой возникает вопрос?
Удвоенная согласная – это одна орфограмма или разные?
Почему появляется удвоенная согласная буква?
Как правильно написать букву согласного в слове?
- Что мы сейчас делали?
(Формулировали тему и цели урока, планировали свою деятельность)
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
-анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия (П);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- планирование (П);
- прогнозирование (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
- разрешение конфликтов (К).
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают
гипотезы и строят модели исходной
проблемной ситуации.
Различные варианты, предложенные
учащимися, обсуждаются и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей  затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
  -Предположите, откуда появились две буквы рядом в словах рассвет и рассказ?
(Приставка оканчивается на с, а корень начинается на с, они соединились в слове и появилась удвоенная согласная сс)
-Как вы думаете это орфограмма? Почему?
- Как вы бы ее назвали?
-Найдите нужную информацию в учебнике и прочитайте ее с. 128
«Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»
- Что значит стык?
Чтение правила. с. 128
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Как обозначается орфограмма «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»?
- Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?
Рас + ссориться=? (нет)
- Значит это слово исключение из правила!
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация, сериация (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- поиск необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полно-той и точностью (К);
- адекватное использование речевых
средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов (К).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
 
  Работа по учебнику
Упражнение 158 – устно с проговариванием алгоритма:
РАССУДИТЬ
Выделяю корень, подбираю однокоренные слова ( суд, судить)
Выделяю приставку –РАС
Корень начинается на –с-, приставка оканчивается на –с-
Значит, это орфограмма «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»
Выделяю графически орфограмму.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, сериация, классификация (П);
- извлечение из текстов необходимой
информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений,  доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении
моральным  нормам и этическим требованиям (Л).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность  этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
 
  Работа по учебнику
Упражнение 159 – самостоятельно
-Списать и графически обозначить орфограмму.
Самопроверка по эталону.
- Какие буквы удвоенные вы подчеркнули? Какая буква удваивается чаще?
-Что нужно, чтобы найти орфограмму – букву согласного и правильно ее написать?
(Сначала выделить корень и приставку, потом вспомнить правило)
Оцените свою работу.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, сериация, классификация (П);
- извлечение из текстов необходимой
информации (П);
- использование знаково -символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
  Игра « Исследователи – лингвисты»
-Объектом исследования лингвистов будут слова из упр 160.
Мальчики выпишут слова с удвоенной согласной в корне.
Девочки выпишут слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- Чья исследовательская лаборатория работает лучше?
Взаимопроверка.
- нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение
необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- управление поведением партнера(К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
  Алгоритм самооценки:(девочка и мальчик)
-Что вам нужно было сделать?
- Удалось вам выполнить задание?
- Вы сделали все правильно или были недочеты?
-Вы делали сами или с чьей- то помощью?
-Какие умения формировались при выполнении этого задания?
- Какую отметку вы бы себе поставили?
Вернемся с вами к нашему девизу урока.
Вы согласны с тем, что сегодня еще одна загадка русского языка вами была разгадана?
На «лесенке успеха» оцените свои знания.
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л).
Домашнее задание с. 128 выучить правило с.135 упр 5