Самоанализ профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Рудовой Екатерины Александровны


-11430026543000-342900000
МКОУ «НОВОУСМАНСКАЯ СОШ №3»
Самоанализ профессиональной деятельности
педагога дополнительного образования
Рудовой Екатерины Александровны


с. Новая Усмань 2016Я, Рудова Екатерина Александровна, работаю педагогом дополнительного образования в «Новоусманская СОШ№3» с 2004г. Имею высшее педагогическое образование, окончила Воронежский Государственный Педагогический Университет в 2005 г по специальности народное художественное творчество, специализация хореография. В 2014 году прошла обучение в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной образовательной программе «Дополнительное образование детей» Являюсь руководителем танцевальной студии «МультиDance».
Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармонично-пластическое развитие. В сравнении с пением, музыкой, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не смог войти в число обязательных предметов образования. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития.
Синкритичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерствеИсходя из этого была составлена программа по предмету хореографии, ориентирована на детей не имеющих танцевальной подготовки. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта, разработана на основе типовой программы «Ритмика и бальные танцы « под редакцией Е.И Мошкова. Занятия следует проводить два раза в неделю. В группе должно быть не более 16 человек, для лучшего усвоения материала. Контролем проверки изученного материала является — концертное выступление, открытый урок.
Один из важных факторов работы обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок.
Особенность программы состоит в том, что большая часть урока опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок: сценическое движение, актерское мастерство и творческая деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Основные цели:
- танцевальное творчество, как результат танцевального воспитания, развития, обучения на: репетициях, при постановках номеров и выступлениях;
- эстетическое воспитание;
- развитие физических возможностей организма;
- развитие эмоциональности;
- воспитание силы воли, коллективизма, художественного вкуса и уверенности в себе.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагога;
- обучить занимающихся элементарным основам музыкального и хореографического искусства.
В результате решения этих задач я изучала и осваивала современные образовательные технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технологию сотрудничества, внедряла здоровьесберегающие технологии. Дети развивали гибкость тела, эстетические чувства, художественное воображение и понимание прекрасного, улучшали танцевальные способности. Эти результаты позволили повысить исполнительское мастерство и, как следствие, завоевать призовые места в конкурсах различного уровня.
При решении задач и освоении содержания программы я опираюсь на хореографические принципы и методы, принципы дидактики
Хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владения культурой движения (гибкость, выворотность, пластичность).
Хореографические методы:
- метод разучивания по частям (движение делится на простые части, и каждая часть разучивается отдельно);
- целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе);
- метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Принципы дидактики:
- принцип сознательности и активности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности.
Для реализации программы в работе с занимающимися применяются следующие методы:
- метод использования слова;
- метод наглядного восприятия;
- практический метод;
- игровой метод (на начальном этапе обучения).
Для обучения детей хореографии необходимы определенные условия. Занятия проходят в просторном зале с зеркалами. На занятиях постоянно идет физическая нагрузка на организм ребенка, поэтому я должна использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии (развивать гармоничное физическое здоровье, осуществлять профилактику и коррекцию здоровья, приобщать к здоровому образу жизни). Музыкальное сопровождение подбирается под тип упражнений: если прыжки, то музыка быстрая, веселая, а если упражнения на растяжку, то спокойная. Чтобы дети не сильно уставали во время занятий, идет чередование больших нагрузок с более спокойными видами деятельности (включение игровых моментов). В процессе занятий дети укрепляют свое физическое и психическое здоровье, развивают коммуникативные качества (умение общаться), становятся более уравновешенными, самостоятельными.
В работе я активно использую ИКТ: поиск музыкального материала на музыкальных сайтах, видео с мастер-классами и открытыми уроками, поиск информации о конкурсах, о современных танцевальных тенденциях, поиск информации о костюмах народов, чьи танцы мы разучиваем. Освоение компьютерных технологий очень упрощает работу: я могу сделать видео-обзор или презентацию о поездках и выступлениях и показать на родительских собраниях родителям, чьи дети еще не принимали участия и заинтересовать их, чтобы был стимул или устроить видео-просмотр для самих детей с целью обсуждения выступления и исправления недостатков.
В коллектив принимаются все дети, желающие танцевать, без специального отбора, но со справкой о допуске от врача. Используя личностно-ориентированный подход и развивающие технологии, я стараюсь, чтобы каждый ребенок вышел на сцену, почувствовал себя артистом (для этого ставятся массовые номера с большим охватом детей).
Характеристика творческой деятельности. Работа коллектива основывается на выявлении развития и поддержки индивидуальных способностей ребенка средствами танца. Успешность программы прослеживается в творческой и исполнительской деятельности, обновлении репертуара, а также в востребованности детского творчества. В коллективе занимаются дети от 7 до 18 лет. Коллектив принимает участие в конкурсах:
«Витязи»
«Сударушка»
«Весенняя мозаика-2015»
«Дай пять»
«Танцевальный микс»
«Детство цвета апельсина»
«Мы разные, но всё-таки мы вместе!»
«Стартинейджер 2015»
«Танцы народов мира»
За успешное представление своего творчества коллектив получает многочисленные награды. Для работы коллектива характерна преемственность, систематическое обновление репертуара. Важным для воспитания детей является формирование и развитие традиций коллектива: отчетные концерты, тематические программы (День Знаний, День Учителя, День Матери, Новогодний Карнавал, День Победы, Последний звонок, Выпускной Бал и др.). Тесное сотрудничество с родителями позволило создать материально-техническую базу коллектива: (приобретение тканей на костюмы, обуви и аксессуаров, пошив костюмов, создание фото- и видеотеки), организация транспорта для поездок на творческие конкурсы.
Возникшие проблемы и пути их решения. В школьном кружке занимаются разные дети: как с хорошими данными, так и не имеющие специальных данных (плохое чувство ритма, отсутствие музыкально-двигательной координации), а также дети, не проявляющие интереса к данному виду деятельности. Поэтому формы и методы работы отличаются от тех, что рекомендуют авторы методик работы с хореографическим коллективом. В такой ситуации недопустимо «долгое вхождение в хореографию», часто обучение происходит при постановке танца, так как школе постоянно требуются танцевальные номера на все воспитательные мероприятия. Для решения этой проблемы приходится быть в курсе всех современных танцевальных тенденций, завлекать детей в хореографию красивыми костюмами, современными постановками, поездками на конкурсы. Используя эти средства, мне удается привить интерес к танцу, закрепить его и перенаправить на исполнение различных стилей танца, а также раскрыть и развить творческий потенциал, выявить и создать условия для развития одаренных детей. Содержание занятий дает возможность ознакомить детей с несложными, доступными для восприятия и выполнения элементами классического, народно-характерного, историко-бытового танцев, познакомить с хореографической терминологией, помочь им усвоить сюжетно-тематические, игровые, характерные тренинги, комбинации и этюдные формы. Такой комплексный подход к содержанию хореографической работы не только делает занятия наполненными, разноплановыми, интересными, но и предоставляет возможность определить способности детей для последующего их развития.
Перспективу я вижу в более тщательной отделке и шлифовке танцевальных элементов, в помощи детям глубже постичь искусство танца. Надо принимать участие в конкурсах, подготовить детей к участию в международных конкурсах, ставить танцы с элементами современной хореографии, не отставать от событий происходящих в нашей стране, то есть еще глубже осваивать современные образовательные ресурсы.