Рабочая программа с пояснительной запиской для дополнительного образования Творческая мастерская


Программа дополнительного образования
Кружок «Творческая мастерская»

Составила преподаватель:
Боева Н.В.
г.Покров 2014-2015 год
Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует человека.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает у детей путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
«Творческая мастерская» — так называется курс. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Творческая мастерская», кружковцы постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель программы кружка «Творческая мастерская» Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.Обучить детей работать в разных техниках с бумагой.
Задачи программы кружка:
Обучающие
Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Научить различным приёмам работы с бумагой.
Обогащать словарь детей специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии.
Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности проживающих.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно – методическое обеспечение программы (возраст воспитанников, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год. 4 часа в неделю-136 часов в год. Возраст группы 9-10 лет.
Условия реализации программы:
Наличие материально – технического обеспечения;
Систематичность посещения кружка «Творческая мастерская»;
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:
объяснительно – иллюстративный –\воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация занятий;
игры и игровые ситуации;
творческие работы и т.д.
Направления работы:
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.
Формы работы:
индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты.
В результате работы по данной программе:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
-научатся делать красивые вещи из бросового материала.
-научатся сочетать разные фактуры в своих работах
-освоят технику изонити.
Новизна и актуальность
Новизна состоит в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методическое обеспечение программы кружка «Творческая мастерская»
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка,наборы разной бумаги,бросовый материал по требованию,нитки средней толщины.
Оборудование:
- столы, плакаты, образцы объектов труда, стулья инструкционные карты, доска.
Материалы из опыта работы:
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
2. Инструкционные карты сборки изделий.
3. Образцы изделий.
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Словарная работа:
- квиллинг- бумагокручение- роллы
- бумажная филигрань
- бумажное кружево
Тематический план
Содержание программы
Раздел 1.Введение. Основы дизайна (5 часов)
Тема 1.1 Возникновение техники квиллинга (бумагокручение) (1 час).
Возможности корейской бумажной пластики. Связь бумажного искусства с жизнью. Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее.
Тема 1.2 Элементы дизайна (1 час).
Тема 1.3 Материалы и принадлежности.(1 час) Образовательные ценности:
Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов.
Сорта, фактуры, плотность и толщина бумаги. Приспособление для закрутки бумаги. Пинцет, его назначение. Маленькие, с острыми концами ножницы. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Плотный и средней толщины картон. Зубочистки, игла, шило. Клеи (ПВА, герметик, супер – момент). Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос.
Тема 1.4 Цветоведение. (2часа).
Основные и дополнительные цвета. Контрасты и нюансы. Гармония в композиции и в цвете. Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.
Раздел 2. Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности (69 часов)
Тема 2.1 Приёмы работы с бумагой (4 часа).
Особенности работы с двусторонней бумагой. Возможные варианты нарезания полос. Постановка руки. Хранение заготовленных элементов. Оснащение рабочего места. Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. Технология создания композиций из бумажных лент. Возможные варианты занятий деятельности в данной технике. Четкая регламентация занятий и перерывов. Организация техники безопасности.
Тема 2.2 Особенности композиции (3 часа).
Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. Использование закона цветового контраста и нюанса. Особенности мелких выразительных деталей. Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) Объёмные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.).
Тема 2.3 (25 часов).
Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. Наиболее распространенные сочетания элементов. Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. Создание декоративно – пластической вариации, завершенная композиция.
Тема 2.4 Оформление работ. (1час).
Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки.
Итоговый контроль (1 час)
Раздел 3.Работа с разными материалами.
Тема 3.1 Работа с бросовым материалом (26 часов)
Тема 4.1 Изонить (20 часов)
Тема 5.1 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.(16 часов)
По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ, выполненных в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы, рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов труда.
Тематическое планирование
№ Тема занятий Кол-во часов Дата по плану Дата
факт-ая1 Введение. Основы дизайна
Возникновение техники квиллинга (бумагокручение). 1 2 Элементы дизайна.
1 3 Материалы и принадлежности.
1 4 Цветоведение.
2 5 Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. Техника безопасности. 35 6
Приемы работы с бумагой.
4 7 Особенности композиции.
3 8 Объем в композиции: способы и приемы. 1 9 Открытки – «валентинки».
2 10 Открытки к 8марта.
3 11 Цветы «Календула».
2 12 Цветы «Нарциссы».
2 13 Композиция «Ветка рябины».
3 14 Композиция «Корзина с цветами».
4 15 «Веточка цветов».
2 16 Цветочное панно.
3 17 Композиция «Георгины».
3 18 Оформление работ.
1 19 Итоговый контроль.
1 20. Работа с бросовым материалом
-поделки из пластиковых бутылок
-изготовление макета зданий из коробок
-изготовление игрушек из помпонов
-панно на пластиковых крышках
-изготовление орнамента из фольги
-изготовление карандашницы и панно из круп
26
6
2
8
2
4
6 21 Изонить-основные приемы изонити-простейшие фигуры орнамента
-узор «Цветок»
-декорирование углов
-узор из геометрических фигур
-панно «Зимние узоры» 20
2
4
2
3
5
4 22 Сочетание в поделках разных видов бумаги и тканей.
-аппликация с подложкой из ткани
-скручивание цветов из гофрированной бумаги
-открытки 3д
-аппликации из ваты на бархатной бумаге 16
4
4
4
4 Список литературы
Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 32 с.: ил.
Мититеелло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.
Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. – 16 с.: ил.
Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.: цв. ил.
Интернетресурсы:
Оригами:
http://origamik.ru/http://www.origami.ru/http://planetaorigami.ru/Квиллингhttp://moikompas.ru/compas/quillinghttp://allforchildren.ru/article/quilling.phphttp://masterclassy.ru/kvillingОбъемная аппликация
http://www.fun4child.ru/5067-obemnaya-applikaciya-iz-bumagi.htmlhttp://womanadvice.ru/obemnaya-applikaciya-iz-bumagihttp://wunderkind-blog.ru/applikatsii-iz-tsvetnoy-bumagi-dlya-detey/