Урок-мастерская построения знаний по рассказам А.М.Горького в 11а класс



Урок-мастерская построения знаний
по рассказам А.М.Горького в 11а классе
Форма урока: урок анализа художественных произведений
Цели урока:
-обучающая: используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказах;
-преподнести уроки духовности, достоинства, человечности;
-развивающая: учить детей дискуссионному исследованию, умению:
-выдвигать проблему;
-обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;
-проводить параллели между языком художественного произведения и музыкальным произведением;
-развивать умение характеризовать героев , сопоставлять их поведение, давать оценочные характеристики;
-воспитательная: выявление нравственно-этических проблем ,поднятых в рассказах; побуждение к нравственной активности, от оценки до личного действия; отвращение к равнодушию, душевной черствости
Задачи урока:
-формировать мыслительную и речевую деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ произведений. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребят;
-развивать творческие способности учащихся, наблюдательность ,образное мышление ,индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
-воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, тексты произведений, «художественные календари» рассказов, словарь Ожегова, музыкальное сопровождение.Предварительное дом.задание:
Прочитать рассказы М.Горького;
Работа с толковым словарем (нравственно-этическими терминами);
Составление схемы рассказа в виде кластера «Система образов»
Ход мастерской

Я в мир пришел , чтобы не соглашаться...
М.Горький.
Музыка
Учитель: Добрый день , уважаемые гости , ребята ! Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, у кого в душе непогода. Здравствуйте те ,кто может сострадать , сопереживать, понимать другого человека.
Учитель:
Начать наш урок я хотела бы со следующих строк:
В этом мире огромном, в котором живем я и ты
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши…
…Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок ДОБРОТЫ!
Музыка
Вступительное слово учителя. .
Сегодня мы проведем урок-мастерскую по рассказам Алексея Максимовича Горького на которой мы будем говорить о важнейших человеческих ценностях: о нравственном выборе, о вечной борьбе между добром и злом. А разобраться в этих сложных вопросах нам поможет анализ рассказов. Но прежде давайте кратко поговорим об их авторе - Алексее Максимовиче Горьком.
Итак ,что мы знаем о его творчестве?
(презентация: портрет Горького 1868- 1936 г.г.)Учащиеся:
-Максим Горький – это литературный псевдоним , а настоящая фамилия Пешков;
-сначала Алексей Максимович Горький писал романтические произведения, потом стал писателем- реалистом;
-прежде чем стать писателем, он прошел суровую школу жизни;
-рано лишился родителей, испытал тяжелую жизнь «в людях»;
-он много странствовал по Руси;
- узнал быт и беспросветный труд рабочих, их нищее существование;
-его впечатления стали материалом для будущих произведений;
-он писал рассказы , романы , легенды, песни, пьесы;
Учитель:
-Как вы понимаете выражение «свинцовые мерзости дикой русской жизни»?
Учащиеся:
-«Свинцовые мерзости»- это неприглядные стороны жизни- жадность, подлость, унижение, зависть, ненависть и равнодушие.
-Так Горький назвал тот «тесный душный круг жутких впечатлений, в котором жил простой человек».
I этап. Индуктор
Учитель:
1) Представьте такую картину: вы посадили цветы, ухаживаете за ними. Представьте эти цветы на клумбе…. Они очень красивые….. Душа радуется,глядя на них… Но однажды вы приходите их поливать и видите, что «клумба разрыта, цветы уничтожены и лежит на их смятых стеблях... свинья».
Опишите свои впечатления, назовите чувства. Какое отношение к миру у вас возникает в таком случае?
2) Читаем вслух
Учащиеся читают из своих тетрадей:
- обидно, я бы недоумевала и негодовала... Часто что-то прекрасное кто-то портит…
- обида, горечь, слёзы, злоба, разочарование, угнетённость, раздражение, ярость, раздавленность, ощущение несправедливости, жестокости мира, негодование, растерянность, жалость, уныние, опустошенность, отчаяние, гнев, боль, печаль, жаль потерянного времени, отвращение... 3) А вот как рассказывает об этом М.Горький : «...был у меня в саду угол, где сам я, своими руками, насадил цветы, и они хорошо росли там. Но однажды пришел я поливать их и вижу: клумба разрыта, цветы уничтожены и лежит на них наша свинья, - больная свинья, которой воротами разбило заднюю ногу. А день был ясный, и солнце с особенным усердием и равнодушием освещало гибель и развалины части моего сердца. Переживая о случившемся, я вдруг подумал «… а ведь среди людей такое чаще происходит…».
4) Определите, против чего всю жизнь будет бороться Горький-писатель, дайте этому своё название.
( все вопросы для учащихся в презентации)
Учащиеся читают из своих тетрадей:
-против разрушения красоты...
- Горький будет бороться против равнодушия, бездушия, разрушения, гибели сердца;
-против несправедливости таких «людей»
-против отсутствия доброты в сердцах людей.
2 этап. Вопросы по содержанию
Учитель: Вам было дано задание прочитать дома рассказы «Как поймали Семагу» и «Страсти-мордасти», ответить на аналитические вопросы, провести некоторую исследовательскую работу…
Наша задача-задуматься вместе с Горьким над теми проблемами, которые он поднимает в этих произведениях и путями их решения.
Итак , основные проблемы ,которые поднимает автор, запишите на листочках и прикрепите к схеме фишбоун.
* проблемы сострадания к слабому и милосердия
* проблемы великодушия и жертвенности
* проблема выбора
* проблема безответственности и эгоизма матерей
3 этап.СамоконструкцияОбратимся к художественному календарю рассказа «Как поймали Семагу».
Учащиеся: (1,2)
- Художественный календарь рассказа «Как поймали Семагу».
- Рассказ был написан в 1895г.
12
Событие Результат
В подвальном кабаке за отдельным столиком сидит мужчина. Это Семага. У него широкое, скуластое, бритое лицо , щетинистые усы , серые колючие глаза, лохматая большая голова. Он в прошлом солдат, ныне-вор.
Он живет в постоянном напряжении. И сегоднящний вечер не исключение. Мужчина тревожно наблюдает за дверью, «приставляя к бровям ладонь руки…», всматривается в лица входящих.
Внезапное сообщение о том, что «…полиция сегодня делает облаву» , вынуждает его спешно покинуть заведение.
Необычная находка героя. Семага на улице находит новорожденного ребенка, лежащего на промерзшей земле.
Произошедшее событие изменяет Семагу. Незаметно для себя он меняет свои планы. Найденыш толкает его на откровение. В сердце вора «…зарождается новое щемящее чувство», постепенно наполняющее его существование.
Смерть ребенка опустошает душу Семаги, лишает надежды , веры… Семага растерян , он считает себя виновным в смерти невинной души
Аналитическая беседа по рассказу
Какое впечатление остается после первого знакомства с Семагой, сидящим поздним вечером в кабаке ?(Он похож на «хищного зверя»: - зорко наблюдает за дверью
-пристально всматривается
-нагибается крепким и гибким корпусом
-У него грубая внешность , лицо не возбуждающее доверия
- В начале произведения главный герой Семага оставляет впечатление отрицательного героя
-опасного человека )Что вы можете сказать о его семье, доме ? Каково прошлое Семаги ?(-У него нет ни семьи, ни дома. -Он бродяга, вынужденный скитаться –«подкидыш в моей жизни»-как он сам говорит о себе
-В прошлом он солдат, а ныне вор )Какой поступок вас поразил ?(-Удивило то, что этот внешне отталкивающий человек оказался человеком с доброй ,отзывчивой душой. Рискуя собственной свободой, а может даже и жизнью, спешит на помощь другому человеку.
- Он не знает , что в настоящее время, среди ночи ему делать с ребенком… Сейчас в эту минуту ему бы думать о себе ,о своей безопасности, но это уже отступает на второй план , ведь Семага берет на себя ответственность за судьбу другого человека. И он его уже ни за что не оставит его в беде !-В нем просыпается родительский инстинкт – как может поет колыбельную песню, переживает, что ребенок хочет есть, сует его запазуху, пытаясь согреть…По сути дела , он ему в какой-то мере на данный момент заменил ребенку мать. Меня это поразило.
Как и почему изменился Семага ? (-Автор использует антитезу: теперь Семага с ребенком на руках становится беспомощным и милым-Он выглядит жалким перед этим ребенком
- Проявляет сочувствие , сострадание ,т.к сердце доброе у него.
-Он осуждает мать брошенного ребенка!
-В нем открывается забытое человеческое чувство –Любовь!
- В его душе ,оказывается ,теплились человечность и доброта)
Поменялось ли у вас отношение к Семаге после произошедшего события?
(- Семага в моих глазах Человек с большой буквы. В сложной ситуации он находит в себе силы поступить правильно. Это ,на мой взгляд, достойный поступок.
- Его внешность уже не отталкивает, это - уже не главное. Главное –душа, небезразличие к происходящему.
- Он изменился, проявляя жалость, любовь к другому человеку, совсем беззащитному. Мне Симага очень симпатичен.
- Он тоже несчастен, как и этот ребенок
- Я испытываю жалость и уважение к Семаг ,т.к. он вмиг изменил свою сущность, взяв ребенка на руки.
-Я убежден(а), что Семага -хороший человек , а то,что он –вор , еще ничего не значит. Видимо, какие-то серьезные жизненные обстоятельства вынудили его к этому, ведь не всегда же он был вором. Захоти ,он и сейчас мог бы изменить свою жизнь в корне… т.к., на мой взгляд, Семага – сильный человек. Я в него верю.
Где кульминация рассказа?
(Желая спасти ребенка, Семага отдает себя в руки полиции. Но вдруг обнаруживается, что младенец умер...) Музыка (звучит )Учитель:
-Следующий наш разговор– о рассказе из цикла «По Руси» «Страсти -мордасти». Рассказ был написан в 1913 г.
Итак , художественный календарь.
Учащиеся(1,2)
12
Событие Результат
На окраине города в огромной дождевой луже барахтается пьяная женщина. Лицо ее изуродовано венерической болезнью, она поет гнусавым голосом. Это распутная, опустившаяся Машка паклюжница.
Когда–то Маша работала горничной у старика–нотариуса.
В 15 лет родила ребенка- калеку. С тех пор добывает на существование своим телом.
Случайный прохожий пытается помочь женщине выбраться из лужи. Беспокоясь за нее, провожает домой.
Она принимает его за клиента и приводит в свой дом.
Жилище женщины – подвальная дыра , в которой, кроме нее, живет ее сын с больными ногами. Жилье Машки и ее сына Леньки – черная дыра с запахом теплой гнили, уродливой печкой, немытым окном и грязной посудой.
Мальчик по привычке принимает мужчину за очередного приятеля матери. Ленька с раннего возраста является невольным очевидецем грязной, развратной жизни матери. Он удивлен, что ночной гость не намерен развлекаться.
Молодой человек просит разрешения остаться и знакомится с мальчиком. Ленька – одиннадцатилетний мальчик с серьезным, красивым лицом, глазами василькового цвета, мохнатыми ресницами и обаятельной улыбкой.
Его жизнь проходит в коробке, наполненной тряпьем, т.к. от рождения он не может ходить…
Все его развлечения – это насекомые в разных коробочках , которых ему удается поймать. Этот мир заменяет ему настоящий -человеческий.
Впечатления ночного гостя Мальчик не по годам мудр и серьезен. К своей матери относится как к малому дитя: жалеет ,учит жизни , понимающе любит ее, принимает со всеми недостатками.
Молодой человек навещает мальчика, пытаясь хоть как-то скрасить его жизнь… Ленька радуется его приходу и гостинцам. Мать мальчика тоже по-своему благодарна мужчине, но не упускает момент использовать его в ликвидации своего пристрастия.
Все это приводит рассказчика в тупик .От отчаяния он готов плакать.

Аналитическая беседа
1. На что настраивают такое странное название и начало рассказа?
(- Само название рассказа уже не сулит ничего хорошего..-О чем-то страшном пойдет речь..-Атмосфера начала рассказа настраивает на грязь, разврат и падение )2. Что представляет собой героиня рассказа ?-Машка - безвольный человек , безответственная мать. Она ведет ужасный образ жизни – пьет, развратничает.
-Ее единственным утешением в этой жизни является ее сын …
- Она лишена способности мыслить, анализировать ...
- Она , как мать, не несет ответственности за свои поступки.. Это преступление.
- Лицо ее не безобразное , а обезображенное судьбой, которую она сама выбрала.
3.Что поразило молодого человека в доме Маши ?-Среди всей этой ужасной обстановки, всей этой грязи он видит «солнышко» - мальчика с тонкими чертами лица, ясными глазами и , самое главное , красивой, чистой душой. Это неуместно в этой сырой яме
К образу Леньки каждая группа должна была составить кластер. И сейчас мы посмотрим, как вы справились с заданием . ( команды представляют свои кластеры)
4.Как заканчивается рассказ ?-Ситуация в этой семье настолько безнадежна, что молодой человек даже не знает, что ему делать дальше. Он уходит в полной растерянности.
-Его сердце готово разорваться от жалости и к мальчику, и к его матери.
4 этап. Социализация. Главные герои рассказов.
Портретная галерея ( защита уч-ся)
Инсценировки.(уч-ся)
ПолилогУчитель:
-На какие размышления наводит нас рассказ «Как поймали Семагу»?
-Чего, на ваш взгляд, заслуживает мать, которая отказывается от своего ребенка ?- О чем заставляет задуматься трагическая судьба Машки и ее ребенка ?- Женщина – мать может совершать такие преступления ? Можно ли простить Машу?
-Кто виноват в том ,что в обществе встречаются такие люди ?
-Почему в наше время участились случаи детоубийства , пьянства ,отказа от детей ?
-Только ли на женщине лежит вина ?Учитель: Доля вины лежит на семье - родителях, которые воспитывали дочь , учителях, молодых людях, оставляющих девушек наедине со своими проблемами. Как важно в такие моменты не обмануть того, кто доверился тебе.
-В чем же наша вина ?Учитель: Люди облегчают свою жизнь - отбрасывают много высших морально-этических ценностей. Сначала отказались от этических норм поведения (обычаев, уважения…), теперь отказываются от детей, родителей, дома…
Как вы думаете , больше добрых или жестоких людей ?
Ученик:
(-конечно же добрых, доброжелательных и милосердных )Учитель:
Да …мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости, равнодушия, душевной черствости…
На ваш взгляд, почему так происходит ?Ученик:
(-Думаю , это от того ,что преобладающее большинство людей стремится в жизни к личному комфорту, старается окопаться, закрепиться на каких-то позициях. Создавая семью, воспитывая детей, добиваясь успехов на работе, человек достигает определенных результатов и погружается в эйфорию покоя(тихую заводь своего болота), таким образом,. отгораживаясь от бед окружающих его людей.)
Учитель:
Что же делать, чтобы люди как можно меньше проявляли нравственную пассивность?
Ученик:
( - Глубоко убежден(а), что нравственность нужно воспитывать в человеке с детства, т.к. это является показателем - каким будет человек.
-Мы должны научиться помогать друг другу в трудную минуту, если не материально, то духовно,т.к. чаще всего именно в духовной поддержке нуждаемся все мы.
-Мы должны развивать в себе талант ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. И если мы сумеем развить этот талант, то сумеем тонко чувствовать боль тех, кто живет с нами рядом.
-Нужно учиться способности сочувствовать, сострадать,т.е. страдать вместе, чтобы боль другого человека сделалась твоей болью. Тогда на земле зла станет меньше.
5.Афиширование (уч-ся читают стихи собственного сочинения )Притча
Дальнейшее оформление фишбоун на доске
-Какие нравственные уроки извлекли для себя ?-Вернитесь еще раз к проблемам, поднятым в рассказах.
- Какие пути решения проблем вы видите?
Учитель:
Как можно назвать сегодняшний урок ?(предлагают уч-ся )6.Рефлексия
1.Что важного ты открыл в содержании мастерской ?(-сегодняшний урок заставляет задуматься над многими проблемами, возникающими на жизненном пути, и над тем , что в любой жизненной ситуации человек должен постараться найти достойный выход.)
2.Какая работа в мастерской тебя увлекла ?3.Что нового было для тебя в поставленной проблеме?
4.Над каким вопросом есть смысл подумать еше ?5.Почему мы сегодня говорили о гуманности, о нравственности ?Заключительное слово учителя.
(Звучит музыка )-Подводя итог всему ,что вы услышали сегодня на уроке, хотелось бы сказать – большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже не замечаем , как делаем этот выбор.
Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.
Дом.задание: Написать эссе на тему …Звучит «Песня о доброте» в исп. Мухаметшиной Р.
Что в тетрадях?
Автор от читателя ждёт
ответного чувства на своё отношение к случившемуся. Это проявляется в отдельных словах и фразах...
...удивления и умиления. Это проявляется в антитезе при описании Семаги. Сначала автор показывает его в прокуренном кабаке «хищным зверем». Но ребенок открывает в герое некое, по-видимому, давно забытое человеческое чувство – сострадание, любовь...
Автор ждет переосмысления ценностей, чтобы люди поняли, что есть человеческая жизнь... Грубый, уверенный в себе хищный зверь рядом с маленьким ребёнком становится беспомощным и милым. (Маша Калядина)
...оценки Семаги. Это проявляется в сомнениях Семаги по поводу своих поступков, в его жалком виде, в том, как он активно ругает мать ребенка.
...удивления и умиления. Это проявляется в том, что встреча Семаги с ребенком меняет наше отношение к герою.
сочувствия, сострадания, осуждения матери (!).
...понимания и снисхождения к герою.
...понимания героя и сострадания к нему.
Все цитаты – из того, что успели и захотели записать при чтении.
Моё отношение к герою – это понимание и сочувствие, потому что он тоже несчастен, как этот ребенок. ... Противопоставляются слова «вор» «и нежно»...
Автор от читателя ждет сочувствия. Это проявляется в словах «щемило в груди», «в нём умерло много», «смятение».
Я думаю, что автор рассказывает, как человек может измениться из-за одного события...
Мое отношение к герою – это невыносимая, щемящая жалость. Да, Семага – вор. Но про его воровскую жизнь Горький умалчивает, даря нам лишь один фрагмент его существования, словно вырванный из контекста остальной жизни. Это миг проявления жалости, любви к другому человеку, совсем беззащитному. И после доброго, светлого момента снова наступает холодный, ледяной ад. И казёнщина. (Катя Ширяева)
...это жалость и уважение. В сложной ситуации Семага находит в себе силы поступить правильно. И это достойнейший поступок.
Моё отношение к герою – это человек! Вмиг изменил свою сущность, разжалобившись по отношению к малому дитя(ти), – молодец! Я думаю, автор написал хороший рассказ.
III. Следующий этап разговора - о рассказе из цикла «По Руси» «Страсти-мордасти».
1) Ваша задача – вообразить события и записать выразительные детали.
2) Запишите продолжение к фразам (сколько успеете):
(Презентация: тексты заданий последовательно высвечиваются.)
Меня удивило (что?)... , потому что...
Сильное впечатление производит (что?), потому что...
Больше всего запоминается (что?), из-за того что...
Что в тетрадях?
Сильное впечатление производит...
...противопоставление в описании мальчика: красивая головка, ясные глаза. Но чёрная улыбка, сам «синенький», больные ноги. И мать: ввалившийся нос, больна, но глаза «васильковые».
Описание глаз мальчика (мохнатые, ясные), потому что он настолько чист, душа его еще жива, ну, а физически он развиваться не сможет, так как тяжело болен.
...описание мальчика и его матери, потому что именно оно показывает [вызывает?] тот ужас и горечь, которые испытывает читатель.
...удивительно спокойный характер мальчика...
...описание взгляда ребенка, потому что автору захотелось даже закричать от жалости, глядя в глаза мальчику.
...Начало произведения вызвало улыбку, а конец заставил ужаснуться и всерьез задуматься.
Меня удивил(о)
...описание женщины в луже, потому что не каждый день такое увидишь.
благородный поступок прохожего, вытащившего из грязи страшную пьяную женщину, а также искреннее и чистое чувство мальчика к матери, любовь... Как оно в такой грязи может быть таким нежным?
...что посреди лужи оказалась женщина – я думала, что по логике должна была быть свинья.
...человечность поступка прохожего по отношению к пьяной, омерзительной женщине. Не каждый мог бы поступить так же.
...удивило то, как автор описывает мать и сына, потому что в словах автора есть сочувствие.
Удивило, какой чистый душой и сердцем рассказчик. Он полез в грязь, вытащил женщину и отвел ее домой, а на следующий день пришел помочь этой женщине и ее сыну.
.....женщина, которая описывалась как свинья, иронично, оказалась нежным человеком с большой трагедией в жизни...
Меня удивил стиль автора, современность рассказа.
Больше всего запоминается...
Больше всего мне запомнились «мохнатые» глаза мальчика, это очень странно...
... «зверильница», наверное, из-за его отношения к этой единственной радости в его жизни. (Вариант – из-за того, как описываются его обитатели).
...сцена в луже, потому что так создается общая картина рассказа...
...отвратительное начало рассказа...
Колыбельная в конце рассказа, из-за того что мне не до конца понятен смысл песни. Зачем автор сказал о ней в конце, что значит «страсти-мордасти»?
Сильное впечатление производит и больше всего запоминается портрет мальчика. Его мохнатые глаза, бледная бескровная кожа, рыжие волосы, больные ноги... Но голова покачивалась на тонкой шее, словно цветок. (Кирилл Шереметьев)
IV. Прочитаем рассказ «Вывод» и поработаем с ним.
1) Чтение учителем половины текста, затем – самостоятельное чтение. На столы раздаётся распечатка - весь рассказ без концовки.
Задание – выписывать самые «сильные» слова.
2) Выполнить задание на выбор (или – или).
Написать публицистическую концовку (5-7 предложений).
Написать рассуждение по тезису «В рассказе «Вывод» видна позиция автора».
3) Читаем тексты вслух (по выбору учеников - вперемежку или по темам).
Что в тетрадях?
1. В рассказе «Вывод» видна позиция автора...
Прежде всего это проявляется в описании бедной женщины («почти девочка»... «топтали ногами в сапогах»...). Все это вызывает жалость и у читателя, и у автора. Такое отношение и поведение он считает мерзостью и бесчеловечностью. Люди описаны как стадо, а мнение автора выражено в мыслях лошади. (Вера Чурюканова)
Уже с первых строк видно авторское отношение к происходящему: «с диким воем» (о процессии) – автор не принимает дикости людей. В мыслях жалкой лошадёнки как будто заключается читательское мнение: «Вот как подло быть скотом...» Мерзость, скотство, свинство – те вещи, с которыми постоянно боролся Горький. (Саша Плотникова).
В рассказе «Вывод» видна позиция автора по отношению ко всему происходящему и к действующим лицам. В первую очередь это видно по описанию женщины (цит.) и мужика (налитые кровью глаза), видно по реакции окружающих. Женщины – «с сверкающими от удовольствия глазами». И, конечно, по олицетворению лошади, отчасти ироничному, но правдивому. Лошадь как бы голос автора. (Маша Калядина)
Автор показывает, какая женщина хрупкая, молодая, почти девочка. Горький показывает несправедливость нашей жизни. Над ней измывается мужик с налитыми кровью глазами (еще рыжие волосы – ассоциация с дьяволом). Автор всем сердцем хочет остановить это преступление, издевательство, но не может. (Артем Башкиров)
...Автору противна толпа, и читателю она становится мерзка: валом валит, воет, свищет, подзадоривает, «сверкающими от удовольствия глазами» ...
Женщина - символ невинного, чистого, беззащитного. Вызывает чувство жалости, несправедливости. Народ – дикая толпа, нечто звериное, подчиняющееся своим инстинктам и стадному чувству. Мужик главенствует над этой страшной процессией, ведет ее вперед, и мне кажется, что он вобрал в себя все самое ужасное, что есть у людей. Описание дает нам возможность представить его. Острые зубы, глаза налиты кровью и блещут злым торжеством. Волосы его ярко-рыжие, и для меня этот цвет ассоциируется с адским пламенем. (Кирилл Шереметьев)
2. Написать публицистическую концовку к рассказу «Вывод».
***
...Эта женщина, наверно, провинилась в чем-то, но я уверен, что она не заслуживала такого наказания. Но, видно, в деревне, среди безграмотных и жестоких людей, это было нормой...
(Миша Баш)
***
Наказание маленькой женщины поражает своей жестокостью. Меня больше всего волнует вопрос, за что она могла получить такое наказание.
Почему людям нравится это зрелище? На самом деле это страшно. Не нашлось ни одного, кто мог бы помочь бедной женщине. Толпа дика.
...Образ мужика (он как зверь) придает еще больше ужаса рассказу: «шерсть на руках», «острые зубы»... лошадь сравнивается с женщиной, и позиция автора как будто мысли лошади. По-моему, это странно. (Арина Цильке)
***
...В конце автор говорит о солнце, которое «щедро льет свои жгучие лучи», ему безразлично происходящее. Так и всей толпе. Это похоже на свинство.
Отношение автора можно увидеть во всем, в отношении к женщине, например. Я заметила сравнение с лошадью: «Поднимая одну из передних ног, она так странно встряхивает головой... кажется, что она сейчас упадет...» - «Она идет как-то странно – боком, ноги ее дрожат... глаза ...смотрят вдаль тупым взглядом...». (Полина Боброва)
***
Почему всё так происходит? Почему люди в своей злобе подобны скотам, свиньям, даже хуже? Отчего волосатому, рыжему зверю нужно было мучить эту несчастную женщину? Почему людям вообще присуще что-то звериное, дикое?
Неужели не нашлось ни одного человека, кто бы заступился? Ведь этот мужик сам заслуживает наказания. Он убийца! (Алина Десятникова)
***
...Да стоит ли вмешиваться высшим силам – неведомым небожителям? Разве они насылают проклятие на человека? Чушь, всё чушь: как боги могут быть ответственны за ту мерзость, что в человеческом сердце? Хоть бы один человек – пусть не помог (люди слабы, за себя боятся больше, чем за других; а вступиться – не значит л быть освистанным?..), но не был бы в той толпе, сохраняя свой человеческий облик.
«Ведьма!» – кричат они, но бесы – в их душах. (Катя Ширяева)
***
...Солнце щедро льёт жгучие лучи...
А ты плачь, женщина, плачь и кричи,
Хоть и нет больше мочи,
Хоть и сердце уж еле стучит.
Надейся, что кнут замолчит,
Что вырвется конь из сильных ручищ...
Надейся, плачь и кричи!
(Даниил Бойков.)
V. Рефлексия – письменно. Выберите себе 2-3 фразы с заданным началом:
На мастерской я понял, что...
Я задумался на мастерской о...
Я запомню о Горьком (что?), потому что...
*Мастерская называется «Крылья», потому что...
Что в тетрадях?
Я задумался (лась) на мастерской
о человеческой жизни.
...о человеческой жестокости, о человеческом безобразии.
Я задумался на мастерской о том, как несправедлива бывает судьба по отношению к добрым, ни в чём не повинным людям.
... о том, как горько тем немногим настоящим чувствительным людям, которые осознают, что происходит вокруг, но, к сожалению, почти ничего не в силах изменить.
Я задумалась почему-то о том, что сейчас общество более развито, да и не только общество. Медицина была бы способна вылечить сифилис у женщины из рассказа «Страсти-мордасти» и поместить на лечение ее сына. Радует то, что сейчас такое, если не совсем исчезло, то ситуация стала получше.
Я задумалась о том, насколько отвратительны могут быть люди. Мы не способны помочь друг другу лишь потому, что боимся быть осужденными людьми, которые не способны быть добрыми.
... как трудно было жить в то время; люди были жестоки и бесчеловечны.
...в очередной раз о порочности и дикости человечества.
...о том, что в любых условиях важно сохранять в себе человека.
2. На мастерской я понял(а)...
...против чего боролся и что показывал Горький в своих произведениях.
С чем боролся Горький и что это абсолютно неисправимо, и еще то, как мне повезло, что я живу в настоящее время.
Что люди так жестоки и жалки, что от них даже не следует ждать никакой помощи.
Он мастерски изображает, обнажает правду, всю человеческую суть с ее звериным началом, злобой, агрессией, безразличием и жестокостью.
...что в рассказах Горького затронуто много тем.
...понял, что рассказы могут быть и с печальной концовкой.
...что максим Горький – уникальный и непохожий на других писатель. И произведения его разносторонние и непохожи друг на друга.
...что Горький – это мастер реализма, а так как реальность в своих отдельных аспектах мерзка, то и читать Горького – горько.
...понял, что у человека может быть доброе сердце независимо от того. Бедный он или богатый.
На мастерской я поняла, что все люди способны любить, будь то вор, который проявил доброту к брошенному ребенку, или мать, любившая своего сына.
Я понял, что «горький» - это не псевдоним, а описание характера большинства его рассказов.
...понял, что действительно волновало Горького – свинство и несправедливость.
...что мерзости русской жизни Горький презирал и всегда был за справедливость, принимая сторону слабых.
...подобные «истязания правды» происходят и по сей день в нашем обществе. Конечно, не с такой жестокостью, да и расправы запрещены в нашем государстве, но духовное кровопролитие, насилие над человеческой душой совершается. ... Души мучителей давно опустошены и мертвы, они истребляют живых людей. В общем, я могу сделать вывод, что зверьё было, есть и будет.
...что в любом обществе найдутся люди, способные помочь. Если только ты не толпа!
...понял, что наша история полна несправедливости, агрессии, лжи, дикости. Но среди всего это были совершенно чистые, некорыстные и добрые люди.
Я запомню о Горьком
...то, что он всегда боролся с равнодушием в людях. Толпа не для него!
Запомню, как он описывает все события, потому что в его словах много правды.
...то, что он всю жизнь был против человеческого бездушия и равнодушия к происходящему.
Что в течение своей жизни он писал и боролся с безразличием. Гибелью сердца, свинством и другими пороками человечества. Я запомнила это потому, что мне врезались в душу рассказы Горького, слишком много эти маленькие рассказики вызвали у меня сочувствия и жалости. И я думаю – это благодаря выбранным героям...
...запомню факт его пронзительного, отчаянного реализма, потому что такие описания не забыть.
...то, что он писал о настоящих проблемах народа, о реальной жизни и реальных проблемах людей.
...его непримиримость к свинству и равнодушию.
Мастерская называется «Крылья», так как выбор «ползать- летать» зависит от человека. И заставить «полететь» могут только настоящие, чистые чувства. (Катя Ширяева)
(Слово учителя.) Расскажу вам, как родилось название мастерской:
«А любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего» (Максим Горький).
Домашнее задание.
Рассказ о самом важном в жизни М.Горького (по учебнику и др. источникам).
Подумайте, чём разница жизненных позиций Макара Чудры и рассказчика.
Составьте и запишите 3-5 проблемных вопросов к рассказу «Старуха Изергиль».