Выступление на районном МО учителей технологии


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Вышне-Дубовецкая основная общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
на тему
«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»
Учитель технологии
Переяслова Н.И.
2016 год
          «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Обновление качества образования требует  от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
          Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении    всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и ценность образования. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Решение головоломок, ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.
          В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу технологии. Необходимость массовой внеурочной работы по технологии вызвана ещё и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
          На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний, умений достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом творческого развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному.
  Основной целью внеурочной работы является приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования. Это способствует успешной социализации в обществе, формированию мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
расширение рамок общения школьников с социумом.
Внеурочная работа по технологии является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она создаёт большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по технологии, следить за работами из разных материалов.
Внеурочная работа по технологии предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, олимпиады и т.д. Особая роль должна быть уделена проектно – исследовательской деятельности. Проектная деятельность школьников – наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Большую роль на внеурочных занятиях по технологии я уделяю  проектно – исследовательской деятельности. Задачи, которые мы решаем с детьми, используя систему проектов:
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;  способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения;
3) формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
4) формирование умения решать творческие задания;
5) формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
6) создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи.
          На начальном этапе внедрения ФГОС нового поколения в 5-6-х классах  с помощью системы проектных задач формируется представление о алгоритмическом способе рассуждений, что позволит в дальнейшем акцентировать внимание обучающихся на правилах и способах их применения как на специфическом методе деятельности.
          В процессе творческой работы на внеурочных занятиях по технологии дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция обучающегося.
Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задания поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат обучающихся видеть и слышать друг друга, формируя коммуникативные учебные действия. Благодаря проектным заданиям у детей появляется возможность овладения культурными способами действий и возможность их использования в модельных ситуациях, что очень важно, т.к. важный акцент делается на проверке умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и умении решать практико-ориентированные задания.
          Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И задача внеурочной деятельности по технологии приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
Эффективность системы проектных заданий позволяет говорить о возможности достижении высокого уровня качества обучения. Ведь обучающиеся 5-6 классов могут решать следующие жизненно-практические задачи:
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических заданий;
 работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
 уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
 самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Все эти результаты соответствуют требованиям, определенным для школы новыми ФГОС.
Во время проведения внеурочных занятий по технологии важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться идеями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.
На внеурочных занятиях детям нравится заниматься проектной деятельностью. Проект – буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС нового поколения определяют как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Работу над проектами с детьми нужно проводить поэтапно. Вначале вместе с детьми, желательно по их инициативе выбирается, формулируется тема исследования, ученики делятся на группы, обсуждается план работы.  Определяются сроки работы над проектом. Сроки выполнения проекта – разнообразны. Детям больше нравятся краткосрочные проекты от 1 недели до месяца в связи с тем, чтобы быстрее получить результат, сделать выводы.  Затем школьники собирают необходимую информацию, обмениваются ею друг с другом, оформляют результаты работы. После этого проходит защита проекта (презентация работ), делаются выводы. Защита проекта может быть на первых порах проведена перед своими же одноклассниками, затем перед учащимися параллельных классов, перед младшими или более старшими учениками (в зависимости от проекта). Конечно успешность проектов во многом зависит от помощи родителей, которые помогают своим детям в этой работе и поэтому очень эффективна защита проекта перед родителями на собрании. В завершении работы над проектом очень важна рефлексия, выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ достигнутых результатов.
Решая на внеурочном занятии кроссворд с технологическом содержанием, ученикам захотелось составить самим какой-нибудь кроссворд, связанный с технологией. В условиях новых стандартов образования инициатива детей, развитие их творчества – это главное.
Работа над различными проектами  увлекает учеников, благодаря  которым сплачивается союз «Учитель – Ученик – Родитель».  
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности  учит ребёнка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у них готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Внеурочные занятия по технологии развивают способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формируют умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Дети участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строят продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В результате внеурочной деятельности по технологии раскрывается творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрирует достигнутое. Это значимо и интересно для детей. Их кругозор расширяется. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
В ходе выполнения этой интересной деятельности, у школьников вырабатывается творческая самостоятельность при выполнении любой работы. И это качество в   современном  мире  рассматривается   как неотъемлемая  характеристика  личности,  входящая  в  структуру представлений о  профессионализме  в  любой  сфере  деятельности.  И  даже шире – как  стиль  жизни  современного  человека.  
«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его разума, его власть над силами природы. Труд стоит у истоков эстетического чувства, у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда.»П. Р. Атутов