Доклад «Значение технологии «Творческая мастерская» в формировании ключевых компетенций учащихся при совершенствовании преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС».


Муниципальная научно-практическая конференция учителей ОО МР «Печора»
«Формирование профессиональной компетентности учителя через самообразование»
Доклад
«Значение технологии «Творческая мастерская» в формировании ключевых компетенций учащихся при совершенствовании преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС».
Автор работы: учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №3»
Чегесова Е.Ю.
2017
Содержание доклада
1.Введение
«Творческая мастерская». Происхождение, цель и задачи…………………стр.3-5
2.Основная часть
«Значение технологии «Творческая мастерская» в формировании ключевых компетенций учащихся при совершенствовании преподавания русского
языка и литературы в условиях ФГОС»…………………………………...стр.6-11
3.Заключение
Результативность применения технологии «Творческая мастерская»
на уроках русского языка и литературы…………………………………...стр.12-14
Библиография……………………………………………………………….....стр.15
Приложение
1.Методическая разработка урока с использованием технологии
«Творческая мастерская»
2.Презентация

Введение
«Творческая мастерская». Происхождение, цель и задачи.
В середине 20-х годов XX века во Франции возникла «Французская группа нового образования». В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги — Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике. В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель — воспитание свободно и критически мыслящей личности посредством необычной формы проведения урока – «Творческой мастерской».
«Творческая мастерская» - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия".
Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.
В конце XX века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы — представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии — «Мастерской»:
1.Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.
2.Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.
3.«Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.
4.Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.
5.Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.
6.Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.
Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы, которая получила название "Мастерская". В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. [1]
Цель «Творческой мастерской» - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Именно поэтому и нет "точных методик" по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.
Задачи «Творческой мастерской» (для филолога):
1) заинтересовать обучающихся изучением русского языка и литературы;
2) привить любовь к слову;
3) развить собственное "письмо", а значит, научиться готовиться к сочинению;
4) создать предпосылки для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии ( развить ассоциативное мышление);
5) на практике развить способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. (Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя, так как «Творческая мастерская» - это рефлексивная технология);
6) развить аналитическую и творческую деятельность обучающихся, доверительные отношения в коллективе, уважительное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Основная идея французской группы близка мысли Я.А. Коменского, что распространение пансофии («всемудрия») поможет усовершенствовать человечество и прекратить распри и войны на земле. Представители этого направления считают, что усовершенствовать общество можно, только коренным образом изменив образование. Они выдвинули лозунг «Все способны! [2]
В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства идеи «Творческих мастерских» успешно развивают российские педагоги-исследователи И.А. Мухина, В.А. Степихова и учителя, работающие в составе группы «Петербургское новое образование». [3]
Поскольку в нашей стране инклюзивное образование, то данная технология позволяет нам включить в процесс образования детей с ОВЗ ( ограниченными возможностями здоровья), «Солнечных детей», так как девиз «Творческой мастерской» заключается в том, что все дети способны ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.
Основная часть
«Значение технологии «Творческая мастерская» в формировании ключевых компетенций учащихся при совершенствовании преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС».
Мастерская – одна из технологий личностно-ориентированного образования.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.
При этом учитываются возрастные, психологические особенности каждого ученика. Ребенок, рассматриваемый как субъект образовательного процесса, совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать, активно участвовать в образовательном процессе и анализировать достигнутые результаты.
Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Главная идея нового подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка учителя - не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.[5]
В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.
Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят. Официальное оценивание работы ученика исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.[6]
Новизна технологии «Творческая мастерская» на содержательном уровне связана с формированием и развитием культуры общения и познавательной культуры в качестве наивысшего уровня познания науки, общества, людей, самого себя, поскольку именно культура делает личность самостоятельной, творческой и способной самоопределиться. На технологическом уровне – это оптимальное комбинирование технологии «Творческая мастерская» и ИКТ, позволяющее снизить трудоемкость достижения намеченного результата
Мастерские бывают разных типов:
- Мастерские построения новых знаний;
- Мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию;
- Мастерские творческого письма;
- Мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо).[4]
Используя технологию «Творческая мастерская» на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
Предлагаю вашему вниманию элементы технологии «Творческой мастерской письма» для написания заметки в газету на тему «Берегите природу!»
Рассмотрим основные элементы технологии на уроке: 1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Объединим детей в группы по психогеометрическому тесту. Предложим им выбрать ту геометрическую фигуру, в отношении которой они могут сказать: «Это я!» Пусть они почувствуют свою форму. В случае затруднения пусть выберут из фигур ту, которая первой привлекла их.
Звуки города, фотографии природы, природный материал, запахи – это всё то, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоконструкция» - это индивидуальное создание гипотезы, решения. На данном этапе ученики выполняют эвристические задания, направленные   на создание собственных образовательных продуктов, на развитие известных положений, подтверждение высказанных идей и предложений- Что вы услышали, увидели, почувствовали, осознали?
Ответы детей:
Услышали: дождь, звуки машин, карканье вороны, чириканье воробьев, шум стройки, разговоры на улице.
Увидели: природу, солнце, деревья, речку, веточки, улицу, город.
Почувствовали: радость, грусть, удивление, страх.
Почувствовали тепло шишки, дерева, запах можжевельника, сосны, ели.
- О чем будет заметка?
- Природа в городе.
Среди детей есть визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы. Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации.
На данном этапе проявляются познавательная, коммуникативная, регулятивная деятельность учащихся. Дети пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему. Строят понятные для собеседника высказывания, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
3. «Социоконструкция». Важнейший элемент технологии - групповая работа. Группам предстоит придумать способ решения задач, поставленных Мастером, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа.
Задаём вопросы группам:
Какую роль играет человек в жизни природы?
Кто он? Царь природы? Слуга природы? Друг? Враг?
Ответы детей:
Царь: повелевает, казнит, губит, награждает.
Слуга: преклоняется, боится, прячется.
Друг: оберегает, заботится, любит, лелеет.
Враг: уничтожает, издевается.
Какую роль играет природа в жизни человека?
Дети проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. Участвуют в обсуждении содержания материала, осуществляют самоконтроль.
Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищённости, востребованности и принятости другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причём не индивидуально, а поначалу именно в составе группы.
4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. Дети фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения, осуществляют самоконтроль, воспринимают ответы других обучающихся.
5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик). Дети осуществляют работу по выполнению задания, учатся формулировать собственное мнение и позицию, осуществляют самоконтроль.
6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.
Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти слова тесно связаны в нашем сознании с природой в городе. Почему?
У ученика может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.
7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.
План проведения мастерской должен быть детализированным, предусматривающим множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость. Естественно, объем информации, которую учитель готовит предварительно, увеличивается. Конечно, подготовка карточек, схем, таблиц - справочного материала, из которого ребята извлекут и ответы, и новые проблемы, - огромный труд. Это может отпугнуть учителя, потому что потребует определенной перестройки самого себя, но это же одновременно может подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, к сотворчеству с коллегами, единомышленниками.
Заключение
Результативность применения технологии «Творческая мастерская» на уроках русского языка и литературы
Применяя на уроках русского языка и литературы технологию «Творческая мастерская», мы решаем очень важные задачи:
Во-первых, делаем процесс обучения интересным.
Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.
В-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Использование данной технологии на уроках русского языка и литературы позволяет создать условия для самостоятельного построения знаний и обретения навыков письменной и устной речи учащимися.
Уроки с применением технологии «Творческая мастерская» систематизируют деятельность как учителя, так и учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные алгоритмы анализа текста и написания собственных сочинений, давая учителю необходимый материал для наиболее эффективной работы как с классом, так и с группой учащихся, и для индивидуальной работы.
Для успешной реализации данной технологии учителю необходимо свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, уважения, толерантности, а любой урок делать личностно значимым для  ученика. Кроме того, важно понимание учителем «сверхзадачи» каждого урока: не предложение готовой информации, а создание эвристической ситуации. Все это требует от учителя не столько большого опыта и высокого уровня профессионализма педагога, сколько стремления развивать и воспитывать уникальную языковую личность ученика посредством предмета.
Можно сказать о результативности использования технологии «Творческая мастерская» на уроках русского языка и литературы, исходя из того, что учащиеся 9 класса в 2013 - 2014 учебном году все выдержали государственную итоговую аттестацию по русскому языку.
Вокуева Мария - лауреат общероссийской предметной олимпиады «Олимпус» по русскому языку (Диплом лауреата, III место, 2013г., 8 класс), Пономарёва Анастасия - победитель муниципального этапа Республиканского конкурса детского литературного творчества «Быть здоровым – модно!» ( Диплом победителя, 2013г., 8 класс), Филиппова Екатерина - победитель по русскому языку Международной дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок» (Диплом победителя, I место, 2014г, 6 класс), Мажаров Кирилл - призёр муниципального этапа городской конференции «Первые шаги в науку», посвящённой 180-летию Д.И.Менделеева по литературе ( Диплом III степени, 2014г, 5 класс), Чегесов Владислав - победитель муниципального этапа творческого конкурса тематических работ «Полиция глазами детей», номинация «Литературное творчество» (Грамота победителя, 2014г., 6класс), Рочева Карина - лауреат общероссийской предметной олимпиады «Олимпус» по литературе ( Диплом лауреата, III место, 2015г, 7 класс), Черномашенцев Владимир - победитель по русскому языку Международной дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок» (Диплом победителя, I место, 2014г, 7 класс), Калиева Елизавета - призёр муниципального этапа «Всероссийского конкурса сочинений» ( Диплом призёра, 2015г., 5 класс), Коршунова Алина – победитель районного этапа III Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» ( Диплом победителя, 2015г., 6класс), Мажаров Кирилл - победитель Республиканской интернет-олимпиады по литературе, посвященной Году литературы в России (Диплом 1 степени. 2016г., 7 класс), Канева Мария - призёр муниципального этапа городской конференции «Первые шаги в науку», посвящённой 95-летию РК по литературе ( Диплом III степени, 2016г, 5 класс), Соболева Ксения - призёр Международного блиц - турнира "Русский слог" (литература) проекта «Новый урок» ( Диплом победителя , II место, 2016г., 8 класс), Антоненко Полина - призёр Международного блиц - турнира «Красота родного языка»" (русский язык) проекта «Новый урок»
( Диплом победителя , II место, 2016г., 7 класс),
Применение технологии «Творческая мастерская» помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке. Работа в группах формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности. Систематическое использование данной технологии постепенно дает каждому ученику инструмент для аналитического чтения художественного текста, его самостоятельной интерпретации и развивает его речевую культуру.
Обязательное условие успешного применения современной образовательной технологии «Творческая мастерская» - личный, собственный опыт по её реализации в процессе педагогического взаимодействия. Только неоднократное повторение данного опыта в различных педагогических ситуациях, рефлексия состоявшегося взаимодействия позволят выявить возможности данной технологии в развитии учащихся, конструктивно использовать эти возможности, творчески преобразовывать их в соответствии с личностными качествами учащегося.
Библиография
http://www.ug.ru/method_article/182
http://studopedia.ru/3_104515_pedagogicheskie-masterskie.html
https://refdb.ru/look/2751175.html
http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-5927
Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
Ерёмина Т.Я. «Сверхъестественное отделение носа»: уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература, № 2, 2009.
Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под редакцией Е.Н.Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Мейчик Г.А. творческие мастерские // Зачесова Е.В., Родионова О.А. Опыт включения ООТ в структуру ПК педагогических кадров. М, МИОО, 2007
Окунев А.А. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса // Педагогические мастерские по литературе, Изд. Корифей, СПб. 2000
Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии, М., 2005