Календарно-тематическое планирование по курсу История Средних веков. Ведюшкин В.А, История России. С древнейших времен до конца XVI века А.А. Данилов, Л.Г. Косулина


Календарно-тематическое планирование по курсу История (6 класс)
№ Тема урока Тип урока Кол-во часов Элементы содержания Основные понятия Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля, измерителя Домашнее задание Дата проведения
План/факт
История Средних веков (34 часа)
1 Введение в историю Средних веков Урок изучения нового материала 1 Понятие Средневековье. Письменные, изобразительные,вещественные источники Средние века, архив, хроники, лента времени. Исторические источники. Варварство устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность Текущий
( беседы) С.6-13 Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа)
2 Древние
германцы и
Римская
империя.
Урок изучения нового материала 1 Великое переселение
народов. Кельты,
германцы, славяне.
Занятия германцев.
Выделение знати.
Падение Западной
Римской империи. Гунны.
Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя, Работать с контурной картой,
выявлять сходства и
отличия
обществ германцев и римлян
Работа с картой, ответы на вопросы П. 1 3 христианская
церковь в
VI

VIII
веках
Комбинированный урок 1 Франки: расселение,
занятия, хозяйственное и
общественное
устройство. Появление
государства. Король
Хлодвиг. Христианская
церковь. Монастыри.
Священник, проповедь,вера, архиепископ, папа,духовенство, миряне, монастырь, обет, лангобарды, ереси,монашество Умения: сравнения, построения, обобщения и систематизации исторических данных
Анализировать документ, оперировать понятиями
Выполнение индивидуальных заданий, работа с текстом П. 2 4 Возникновение
и распад
империи Карла
Великого.
Комбинированный урок 1 Карл Великий. Войны в
Италии и Испании.
Франкская империя и её
распад. Междоусобные
войны. Сеньоры и
вассалы. Феодальная
лестница.
Каролингское
Возрождение. Искусство.
Литература.
Барон, междоусобные войны, вассал, феодальная лестница. Сеньор, виконт, феодальные владения Оценивать деятельность
исторических личностей (на
примере Карла Великого);
работать с историческими
документами
Опрос. Письменные задания П. 3 5 Западная
Европа в
IX–XI
веках.
Комбинированный урок 1 Феодальная раздробленность
Англия и раннее средневековье;
англосаксы и
норманнское завоевание
Норманны, викинги, варяги, домен, Указывать на контурной карте
завоеванные норманнами
земли; называть существенные
черты представлений
средневекового человека о
мире
Фронтальный опрос, тест для закрепления П. 4 Глава 2. Византийская империя и славяне в VI–XI веках. (3 часа)
6 Византийское тысячелетие Комбинированный урок 1 Территория, хозяйство,
государственное
устройство Византии.
Византийские
императоры. Юстиниан и
его реформы. Войны
Юстиниана
Василевс, скипетр Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать Опрос, письменные задания П. 5 7 Культура Византии
Комбинированный урок 1 Античное наследие. Рождение христианского храма. Собор Святой Софии Христианский храм, мозаика, алтарь, смальта, икона, иконопочитатели, фреска Умение анализировать произведения искусства. Выделять особенное и сравнивать с культурой Западной Европы
Умение анализировать исторические источники. Осмысливать и оценивать исторические явления Взаимопроверка, домашнее задание в тетради П. 6 8 Образование
славянских
государств
Комбинированный урок 1 Расселение славян.
Занятия и образ жизни
славян. Болгарское
государство.
Великоморавская
держава и создатели
славянской письменности –
Кирилл и Мефодий
Вече, печенеги.
Кирилл, Мефодий, князь Сравнивать образ жизни
народов (славян и германцев);
оценивать деятельность
исторических личностей
(Кирилла и Мефодия).
Задания с
развёрнутым
ответом.
П. 7 Глава 3. Арабы в VI–XIвеках (3 часа)
9 Рождение новой религии Комбинированный урок 1 Расселение, занятия
арабских племен.
Мухаммед и рождение
ислама. Завоевания
арабов в Азии, Северной
Африке, Европе
Ярмарка, Храм Кааба, Медина, Коран, шариат. Умение анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия события. Умение составлять план, работа с текстом Фронтальный опрос П. 8 10 Мир ислама Комбинированный урок 1 Арабский
халифат и его
распад.
Культура стран
халифата
Работать с контурной картой,
составлять описание
произведений искусства.
П. 9 11 Контрольно-обобщающий урок по теме Раннее Средневековье Урок повторения и обобщения Практикум 1 Закрепление материала, проверочные работы Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Выполнить
проблемные
задания. Разноуровневая контрольная работа Глава 4. Феодальное общество (3 часа)
12 Сеньоры и вассалы Урок изучения нового материала 1 Новое устройство общества
Замок феодала.
Снаряжение рыцаря.
Развлечения рыцарей.
Правила поведения
рыцарей
Рыцарь, сословия, сеньор, вассал, феодализм Использовать иллюстрации при
описании снаряжения и замка
рыцаря
Самостоятельная работа с текстом учебника при изучении нового материала П. 10 13 Средневековая
деревня и её
обитатели.
Комбинированный урок 1 Феодальное
землевладение.
Феодальная знать.
Жизнь, быт, труд
крестьян. Крестьянское
хозяйство. Феодальная
зависимость и
повинности.
Крестьянская община
Повинности. Барщина, оброк, натуральное хозяйство, трехполье, свободные и зависимые крестьяне Умение выделить основные черты феодального общества. Умение выделить главное в тексте учебника. Умение участвовать в беседе.
Опрос, письменные задания П.11 14 Формирование
средневековых
городов.
Комбинированный урок 1 Возникновение городов.
Города –центры
ремесла, торговли,
культуры. Цехи и
гильдии.
Сословия средневекового города , бюргеры. Буржуа мэр,
Городской совет,
Ратуша,
самоуправление Устанавливать причинно-
следственные связи (на
примере возникновения
городов).
Задания
с
развёрнутым
ответом
П 12 Глава 5. Католическая церковь в 11-13 веках (2 часа)
15 Католическая церковь Урок изучения нового материала 1 Разделение христианства
на католицизм и
православие. Светские
правители церковь.
Ереси и преследование
еретиков.
Индульгенция, отлучение от церкви, инквизиция, францисканцы Объяснять причины раскола христианской церкви, источники богатства. Раскрывать причины возникновения ересей. Выполнение заданий в Рабочей тетради П. 13 16 Крестовые походы.
Комбинированный урок 1 Крестовые походы
феодалов, последствия. Крестовые походы
бедноты. Духовно-
рыцарские ордены.
Борьба народов Востока
против крестоносцев.
Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден Наносить на контурную карту
походы крестоносцев
обозначать государства
крестоносцев
Творческое задание в тетради П. 14 Глава 6. Разные судьбы государств (3 часа)
17 Объединение
Франции.
Комбинированный урок 1 Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским папой. Генеральные Штаты Коронация, HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2569835a-44be-11dc-8314-0800200c9a66/view/" "40 дней короля" и междоусобицы.
Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Называть характерные черты сословно-представительной монархии Взаимопроверка, домашнее задание в тетради П. 15 18 Англия: от нормандского завоевания до парламента Комбинированный урок 1 Нормандское
завоевание. Генрих
II
и
его реформы. Великая
хартия вольностей.
Парламент. Сословная
монархия.
Экономическое и
социальное развитие
страны
Суд присяжных, щитовые деньги, парламент, палата лордов, палата общин Сравнивать причины
образования
централизованного государства
во Франции и Англии; делать
выводы Опрос, индивидуальная работа по карточкам П. 16 19 Германия в XII–XIV вв Комбинированный урок 1 Император, князья и борьба за Италию, «Натиск на Восток», рождение Швейцарии Усобица, «Золотая булла», курфюрст Умение анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное Опрос. Письменные задания П. 17 Глава 7. Культура Западной Европы в 11 – 13 веках(3 часа)
20 Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья Комбинированный урок 1 Представления
средневекового человека
о мире. Место религии в
жизни человека и
общества. Наука и
образование. Появление
университетов. Развитие
знаний и церковь
Университеты, схоластика, логика, астрология, алхимия Составлять описание
достижений культуры; работать
с дополнительной литературой
Задания с
развёрнутым
ответом.
П. 18 21 Время соборов Комбинированный урок 1 Мир романских соборов, готические соборы «Библия в камне», готика, Умение анализировать материал. Умение составлять план, работа с текстом Фронтальный опрос П.19 22 Контрольно-обобщающий урок по теме Расцвет Средневековья Урок повторения и обобщения 1 Закрепление материала, проверочные работы Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Выполнить
проблемные
задания. Разноуровневая контрольная работа Глава 8. Западная Европа в 14-15 веках( 4 часа)
23 Столетие бедствий Урок изучения нового времени 1 «Чёрная смерть», притеснения евреев, Положение крестьян во Франции и Англии, жакерия, восстание Уота Тайлера Чума, гетто,денежный оброк Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. Опрос, индивидуальная работа по карточкам П. 20 24 Самая долгая война в истории Комбинированный урок 1 Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Жанна д'Арк Орлеанская дева, Капетинги и Валуа Наносить на контурную карту ход боевых действий. Фронтальный опрос П. 21 25 Трудный путь к торжеству власти Комбинированный урок 1 Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Мусульманская Испания. Реконкиста, династическая уния, централизация Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать Опрос, индивидуальные задания по карточкам П. 22 26 Культура Западной Европы в 14-15 веках: новые горизонты Комбинированный урок 1 Человек и общество. Изобразительное искусство. Изобретение книгопечатания, Эпоха Возрождения, гуманизм и гуманисты Линейная перспектива. Портрет. Иоганн Гутенберг. Ренессанс Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Задания с развёрнутым ответом П. 23 Глава 9. Центральная и Юго - Восточная Европа в 14-15 веках (3 часа)
27 Польша и Чехия: время расцвета Комбинированный урок 1 Казимир Великий, Польша и Тевтонский орден, «Золотой век Чехии», мыслитель и проповедник Ян Гус, Гуситские войны Паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение Оценивать деятельность
исторических личностей,
работать с историческими
документами
Работа с историческими источниками, картой. Фронтальный опрос. Беседа П. 24 28 Османская империя.
Комбинированный урок 1 Византийское ослабление, держава потомков Османа, «живой налог», падение Константинополя Турки-османы, султан, военно-административная система, шейх, янычары, сипахи Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия. Опрос, письменные задания П. 25 29 Контрольно-обобщающий урок по теме Осень Средневековья Урок повторения и обобщения 1 Закрепление материала, проверочные работы Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Выполнить
проблемные
задания. Разноуровневая контрольная работа Глава 10. Страны Африки, Азии и Америки (5 часов)
30 Индия, Китай, Япония Урок изучения нового материала 1 Индия-сказочная страна, Поднебесная империя, Великий шелковый путь, буддизм, конфуцианство, индуизм, Крестьянская война, уклад жизни японцев Раджа, каста, варна, пещерные храмы, шэньши, пагода, пейзаж, самураи. Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать Беседа, таблица «Достижения культуры индийского и китайского народов» П. 26 31 Великие державы Чингисхана и Тимура Комбинированный урок 1 Объединение монголов, завоевания Чингисхана, распад Монгольской державы,Золотая Орда, Чагатайский улус, «Железный хромец» , завоевания Тимура. Улус, хан,монголо-татары, Самарканд Работать с контурной картой, Давать самостоятельную оценку историческим явлениям Работа с историческими источниками, картой. Фронтальный опрос. Беседа П. 27 32 Народы и государства Африки и Америки Комбинированный урок 1 Два мира Африки, христианская Эфиопия, Аксумское царство, древние цивилизации Америки Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу. Цивилизация, берберы, Магриб, пигмеи, Судан. Определять особенности цивилизаций американского континента и народов стран Африканского континента Характеризовать главные достижения культуры народов Америки. Опрос, письменные задания П. 28 33 Контрольно-обобщающий урок по теме Вдали от Европы Урок повторения и обобщения 1 Закрепить знания учащихся по теме Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Разноуровневая контрольная работа 34 Итоговый контроль знаний по курсу История Средних веков 1 Закрепить знания учащихся по курсу Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Разноуровневая контрольная работа История России с древнейших времён до конца 16 века(34 часа)
35 Введение. Урок изучения нового материала 1 Введение. История России – часть Всемирной истории
Исторические источники, фольклористика, лингвистика, археология Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона. Текущий
( беседы) Глава 1. Древняя Русь с 8 века до первой половины 12 века (9 часов)
36 Древнейшие народы на территории России Урок изучения нового материала 1 Древние люди на территории нашей страны. Зарождение родового строя, появление земледелия, скотоводства и ремесла. Скифское царство, тюркские народы, жители лесной полосы Восточной Европы Старейшины, вожди, соседская община, союзы племён, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение, государство Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения  и взаимовлияние друг на друга. Устный опрос П. 1 37 Восточные славяне Комбинированный урок 1 Происхождение и расселение восточных славян, занятия славян, быт и нравы, верования, управления, взаимоотношения с соседними народами и государствами. Быт, вервь, вече, дань, подсечно-огневой, переложной, язычество, идол, волхвы, кудесники раскрытие общего
и особенного в
развитии
прошлого
восточных славян Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы П. 2 38 Формирование Древнерусского государства Комбинированный урок 1 Предпосылки создания Древнерусского государства, появление княжеской власти,образование государственных центров, Киевская Русь Государство, торговля, купцы, ремесленники, печенеги, «повесть временных лет», воевода Устанавливать причинно
-
следственные связи (на
примере образования
Древнерусского государства);
работать с документами
Задания с развёрнутом ответом П. 3 39 Первые
киевские князья
Комбинированный урок 1 Характер древнерусской
державы. Князь и
дружина. Полюдье.
Деятельность Олега,
Игоря, Ольги по
укреплению
Древнерусского
государства. Походы
Святослава.
Князь и дружина, полюдье. Погост, урок, реформа Показывать на карте походы
князей; давать характеристику
деятельности князей.
Блиц-опрос. Тестирование. Таблица «русские князья» П. 4 40 Владимир Свято-славич. Принятие христианства. Комбинированный урок 1 Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства Крещение Руси, 988г., христианство.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. Дать характеристику Владимиру Красное Солнышко Устный опрос П. 5 41 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Комбинированный урок 1 Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. Междоусобица, Правда Ярослава, Киево-Печорский монастырь, наместник, древнерусская народность Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
  Фронтальный опрос, взаимопроверка П. 6 42 Культура Древней Руси. Комбинированный урок 1 Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Былина, патриотизм, житие, миниатюра, мозаика, фреска, зодчество, Нестор, Иларион Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
Опрос по вопросам домашнего задания. Индивидуальные задания П. 7 43 Быт и нравы Древней Руси. Комбинированный урок 1 Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. Образ жизни, слобода, полуземлянка, хоромы Сравнивать образ жизни разных групп населения Проверка домашнего задания устно и по карточкам П. 8 44 Контрольно-обобщающий урок
Урок повторения и обобщения 1 Закрепление материала, проверочные работы Разноуровневая контрольная работа Глава 2. Русь Удельная в 12-13 веках (9 часов)
45 Начало раздробления Древнерусского государства. Урок изучения нового материала 1 Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. Половецкие племена, Устав Владимира Всеволодовича, рать, уделы, экономика Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). Задания с кратким ответом П. 9 46-47 Главные политические центры Руси. Комбинированные уроки 1 Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотно-шения между боярами и князем. Андрей Боголюбский, епископ, архиепископ, мужи, мятеж, республика Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат П.10-11 48 Нашествие с Востока. Комбинированный урок 1 Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Юрта, монгольские воины, батый, Евпатий Коловрат, стан, фураж, Торжок, Козельск Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов Опрос по домашнему заданию, индивидуальные задания П.12 49 Борьба Руси с западными завоевателями. Комбинированный урок 1 Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Тевтонский орден, Ливонский орден, народное ополчение Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский Промежуточное тестирование П.13 50 Русь и Золотая Орда. Комбинированный урок 1 Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последс-твия ордынского владычества. Золотая орда, вассальная зависимость, резиденция, численники, ярлык, выход, баскак Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа. П.14 51 Русь и Литва. Комбинированный урок 1 Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). Опрос. Письменные задания П.15 52 Культура русских земель в XII – XIII веках. Комбинированный урок 1 Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. Культурные традиции, поучения, Данил Заточник, зодчество, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры. Викторина П.16 53 Контрольно-обобщающий урок
Урок повторения и обобщения 1 Закрепление материала, проверочные работы Разноуровневая контрольная работа Глава 3. Московская Русь в 14-16 веках (14 часов)
54 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Урок изучения нового материала 1 Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Вотчинное землевладение, удельное княжество, Иван Калита Знать основные положения урока Индивидуальные задания П.17 55 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Комбинированный урок 1 Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.   Манёвр, Сергий Радонежский, Тохтамыш, Мамай, поединок богатырей Использовать схему при рассказе о битве; характе-ризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской). Опрос по вопросам домашнего задания, взаимопроверка. П. 18 56 Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Комбинированный урок 1 Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.   Великорусская народность, диалект, уния Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. Взаимопроверка знания ключевых терминов. Индивидуальные задания П.19 57 Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Комбинированный урок 1 Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. Новгородская вольница, Стояние на Угре, возвращение городов Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы. Проверка домашнего задания устно и по карточкам П.20 58 Московское государство в конце XIV – начале XVI века. Комбинированный урок 1 Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограни-чение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодаль-но-крепостнической системы. Герб, самодержец, скипетр и держава, шапка Мономаха, боярская дума, уезды, стан, волость, Судебник, Юрьев день, местничество, налоги Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. Опрос по домашнему заданию. Тесты. П.21 59 Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. Комбинированный урок 1 Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». Основание монастырей, синодик, Церковный собор, дьякон, благотворительность, старец Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. Опрос по вопросам домашнего задания, взаимопроверка. П.22 60 Реформы Избранной рады. Комбинированный урок 1 Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Московский рубль, копейка, Монетный двор, Избранная рада, Земской собор, дворяне, приказы, централизованное государство Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. Взаимопроверка знания ключевых терминов. Индивидуальные задания П.23 61 Внешняя политика Ивана IV. Комбинированный урок 1 Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. Засечная черта, Ермак, Речь Посполитая, острог Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). П.24 62 Опричнина. Комбинированный урок 1 Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. Самодержавие, земщина, челобитная, заповедные лета, опала, посад, крепостное право Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. Проверка домашнего задания устно и по карточкам П.25 63 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Комбинированный урок 1 Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопеча-тания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература Книгопечатание, исторические песни, «Задонщина», «Хронограф», эпос, регалии Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. Задание в конце параграфа. Тесты для закрепления П.26 64 Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Комбинированный урок 1 Зодчество в XIV – XV вв. Архитек-тура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Иконостас, шатровый стиль, юродивый Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа П.27 65 Быт XV – XVI веков. Комбинированный урок 1 Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. Приказная изба, двор воеводы, административные здания, тулуп, сарафан, кафтан, полати, Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. Тесты для закрепления П.28 66 Контрольно-обобщающий урок
Урок повторения и обобщения 1 Закрепление материала, проверочные работы Разноуровневая контрольная работа 67 Итоговый контроль знаний по курсу История России с Древнейших времён до 16 века 1 Закрепить знания учащихся по курсу Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Разноуровневая контрольная работа 68 Резерв