Химия наука чудес и превращений


Внеклассное мероприятие
«Химия – страна чудес и превращений»
1228725144145
Учитель химии: Н.Кенжина
«Химия – страна чудес и превращений»
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 -х классов. Число участников – 2 команды: «Химики» и «Алмаз» .Судят мероприятие жюри. В начале игры: представление команд.
Мероприятие включает 5 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс – «Ребус», 5 конкурс – «Черный конверт».
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.
Цели мероприятия:
повышение познавательного интереса к науке химии;
обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;
создание ситуации успеха для учащихся;
вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия;
расширение кругозора учащихся;
развитие творческих способностей учащихся.
От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают названия, девиз и обращение к жюри и соперникам.
I. Команда “Химики”;
Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;
Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;
Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.
II. Команда “Алмаз”;
Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;
Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;
Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
Девиз: “Познание начинается с удивления”
(Аристотель)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.
При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами.
Ведущий: Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны. Именно поэтому я заранее подготовила вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны.
1. Разминка.
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
Античный афоризм
Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по 4 загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 1-й команде:
1. В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (Фтор)
2. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)
3. Седьмой группы элемент
И в природе его нет. (Астат)
4. Был металл серебристо-белым,
В соединении стал мелом. (Кальций)
Вопросы 2-й команде:
1. К восьмой группе отнесен,
В честь России назван он. (Рутений)
2. Сребристо-белый и активный очень,
Горит под водой, он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет. (Магний)
3. Разглядев мой спектр в оконце,
Обнаружили меня на Солнце.
Я с благородными дружу -
В их семейство я вхожу. (Гелий)
4. Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
После конкурса подводятся первые итоги.
2. Литературный.
Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии,
с картинами живописи, с хорошей музыкой.
Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области.
А.Е.Арбузов
Ведущий: О каком физическом или химическом явлении идет речь? Каждая команда получает лист с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.
Время работы - 3 мин.
№ п/п Литературное произведение Ответ
1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.Тютчев "Весенняя гроза") А. Физическое явление
Б. Химическое явление
2. Мой костер в тумане светит:
Искры гаснут на лету:
(Я.Полянский "Песни цыганки") А. Физическое явление
Б. Химическое явление
3. Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А.Пушкин "Сказка о царе Султане") А. Физическое явление
Б. Химическое явление
4. Вот уже вечер. Роса блестит на крапиве.
Я стою у дороги, прислонившись к иве.
От луны свет большой прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.
(С.А. Есенин «Вот уже вечер. Роса»). А. Физическое явление
Б. Химическое явление
5. Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). А. Физическое явление
Б. Химическое явление
6. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
(Ф.И. Тютчев «Весенние воды»). А. Физическое явление
Б. Химическое явление
7. Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А.С. Пушкин «К морю»). А. Физическое явление
Б. Химическое явление
После конкурса подводятся предварительные итоги.
3. Галерея русских химиков.
Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности.
Н.Д.Зелинский
Ведущий: Уважаемые участники турнира! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 9 баллов, и так далее до 0.
Михаил Васильевич Ломоносов (для 1 команды)
10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора.
9 баллов. В 19 лет ушел учиться.
8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.
7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).
6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.
3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.
2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.
1 балл. Член Академии художеств.
Дмитрий Иванович Менделеев. (для 2команды)
10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.
3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.
1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.
После конкурса подводятся предварительные итоги.
Игра со зрителями.
Ведущий: Проверим знания и у остальных жителей нашей страны. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Учащиеся заработавшие баллы в этой игре могут отдать команде, за которую он болеет.
1.Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2.Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3.Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4.Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5.Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)
6. Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
7. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
8. В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
9. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)
10. Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (Мелом)
После игры со зрителями подводятся предварительные итоги.
4. Ребус.
Ведущий: Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” - спросил его магараджа. – “Ты видел, как тебя пугали?”. “Нет, повелитель, я смотрел на молоко”. Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы. Каждая команда получает ребусы. В течение пяти минут вам необходимо их решить. За временем будет следить один из членов жюри. раздаточный материал
5. Чёрный конверт
Ведущий: И сейчас предложим последние испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки и буквы. Вам необходимо прочитать записку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее!
1. СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород)
2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (кремний)
3.ОРРЕБЕС - блестит, а не золото. (серебро
4. ДОВОРДО - этот элемент входит в состав воздуха. (водород)
1. СЛИКОДОР без этого элемента не проживете и десяти минут.
2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней.
3.ОРРЕБЕС - блестит, а не золото.
4. ДОВОРДО - этот элемент входит в состав воздуха.
5.ЕЖЕЗОЛ - Без него не отрежете и куска хлеба.
6. КИНЬЛЕ-Помогает первому бороться со вторым
7. ЛИНАПАТ- Дороже золота
8. ЦИСВЕН- Без него и рыбку не поймаешь
Жюри подводит итоги.
Ведущий: А сейчас я попрошу членов жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты победителям, активным болельщикам.
Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни вас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Спасибо за внимание!