Технологическая карта урока на тему Буквы а–о в корне гар – гор


Технологическая карта урока.
Дата: 24.10.15
ФИО учителя: Дорошенко Оксана Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс 6
Тема: Буквы а–о в корне ­гар­ – ­гор­
Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели деятельности учителя
Планируемый результат
Предметные умения: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­гар­ – ­гор­, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написание в омонимичных корнях (с чередованием букв а–о в корне ­гар­ – ­гор­ и проверяемой буквой безударного гласного), графически обозначать условия выбора орфограмм.
Метапредметные УУД
Личностные УУД: развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.
Регулятивные УУД: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, использовать ИКТ­технологии.
Формы организации работы: Фронтальная, индивидуальная , работа в микрогруппах
Оборудование: Учебник , презентация по теме

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

I. Оргмомент.
Приветствует. Проверяет готовность к уроку.




II. Введение в тему урока. Постановка проблемы.







































Физминутка

Вводное слово учителя:
Язык наш сладок, чист и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы него хороший склад.
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
А. П. Сумароков.
-Обратите внимание на доску, прочитайте отрывок, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ.
Побывав в усадьбе графов Бобринских в разгар
осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прикснетесь к прошлому. Время страет все, но печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII веке «графский дом », располженный на плоском холме, считался «жемчужиной края». В наше время дворец продолжает бл..стать своей красотой. Здесь соприк...- саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди шороха опадающих листьев, и среди р...стущих весенних трав, в пору летнего разноцветья и в суровые зимы. В Богородицком дворце вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче.
1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласны?
2. Корень кос-кас– это корень с чередованием. Согласны?
3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласны?
4. Корень гор-гар – это корень с чередованием. Согласны?

– Посмотрите на записи. Что их объединяет?
­лаг­ – ­лож­ ­раст­ – (­ращ­) – ­рос­ ­гар­ – ­гор­
– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке.

Учитель задаёт вопросы по учебнику.
В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что.
Чему должны научиться на уроке?


Перед учащимися лежат два сигнальных значка, красного и зеленого цвета, ребята попарно зачитывают слова с чередование гласных в корне и озвучивают примененное к ним правило. У согласных с ответом товарищей, поднимают зеленый значок, если не согласны-красный.

Психологическая настройка учащихся, с целью концентрации внимания и нацеливания на рабочий лад.





Анализируют текст, делают выводы, вставляют пропущенные буквы, аргументируют ответы руководствуясь правилами.












(Буквы а–о в корнях.)


(О новых корнях с чередованием а–о.)

проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне.
Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне ­гар­ – ­гор­ и научиться правильно писать слова с этими корнями.

Умение применить правила в конкретных ситуациях, обосновать свой ответ, корректировать ответы товарищей.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

III. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Работа с учебником стр. 106. Наблюдение представленной схемы можно провести по учебнику или представить на доске.
Задание: Рассмотрите схему, вспомните и расскажите, от чего зависит написание гласных в корнях с чередованием а// о.
Назовите, самостоятельно, корни, в которых чередуются гласные, подберите примеры, подтверждающие правила их написания.


Прочитайте слова, Являются ли они однокоренными? Докажите.
– От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием ­гар­ – ­гор­?
– Сделайте вывод.
Гореть, загорать-гарь, загар.
Полагать, слагать-положить, сложить.
Расти-выращу-росла.
Поскакать-подскочить.
Коснуться-касаться.

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.
– Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием ­гар­ – ­гор­?
– Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а–о (­лаг­ – ­лож­; ­раст­ (­ращ­) – ­рос­)?
3. Составьте схемы правила, приведите примеры.
Работа с учебником стр.106
Рассматривают материал для наблюдений, рассказывают от чего зависит написание слов с чередованием гласных в корнях слов, подбирают примеры, подтверждающие правила их написания.
1.Наблюдают за словами, делают вывод о написании корней.










2. Чтение правила по учебнику





3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

· / /
ГОР -- ГАР
Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).



IV. Развитие умений.

1. Упр. 189 стр.106 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне ­гар­ – ­гор­, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.
– Сколько омонимичных корней вы обнаружили?
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)
2. Упр. 191 стр.107 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммой­буквой а–о в корне ­гар­ – ­гор­, графически обозначать условие выбора орфограммы.
1.Вырабатывают алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.
2) Выделить звукосочетание [гар].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.
5) Применить правило.
6) Подчеркнуть орфограмму­букву о или а.


Познавательные УУД
4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД
2. Строить связное монологическое высказывание.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


V. Итог урока.


– Назовите ключевые слова темы.
– Какую проблему решали на уроке?
– Чему научились?
– Какая работа понравилась больше всего?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?



Регулятивные УУД
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.




VIII. Домашнее задание.


1. Уметь рассказать правило.
2. Упр. 190, стр.107 списать текст, вставить пропущенные буквы и слова. Обозначить корни с чередованием гласных.

Познавательные УДД
Умение использовать полученные на уроке ЗУН. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
















15