Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка в начальной школе


Городской отдел образования
ГУСОШ №17
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
(на городском заседании м/о учителей нач.классов)
Подготовила: учитель нач.классов ГУСОШ №17
Зрячкина Н.В.
г.Уральск 2015 – 2016 уч.год.
Развитие интеллектуальных способностей детей на уроках русского языка в начальной школе.
Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Основная задача современной школы - создание условий для развития человека, способного наиболее полно реализовать свои возможности, готового к условиям современной жизни.
Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличаться от своих "средних" сверстников. Другой ребенок, имеющий прекрасные музыкальные способности, вовсе не блещет в общеобразовательной школе. Третий ребенок—с высоким IQ, но с необычайно низкой самооценкой. В любой школе и классе уровень подготовленности детей и их способности к усвоению и анализу учебного материала различны.
Начальная школа должна научить детей, поступивших в школу, не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность.
В настоящее время, на мой взгляд, в 1 класс поступают и дети с достаточно хорошей предшкольной подготовкой. У них развита речь и нет интеллектуальной пассивности. Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал?
В поисках решения этой проблемы считаю необходимым применять задания способствующие комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка.
Интеллект — основа субъективности. Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира. Поэтому, субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса, которое в первую очередь стимулирует развитие мыслительных качеств. В комплексе с ними успешно совершенствуется речь, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся.
Для реализации системы комплексного интеллектуального развития в процессе обучения использую традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов, но вместе с тем вношу изменения в методику проведения каждого этапа урока.
Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами.
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся.
Наряду с общепринятыми принципами использую принципы:
принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
принцип действенного подхода к обучению;
принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения;
эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, сравнивать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие — это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.
Упражнений по развитию наглядно-действенного мышления
Произнесение вслух названий предметов или изображений в представленной последовательности и их запоминание.
Осуществление учителем необходимого количества перестановок
Воспроизведение учащимися по памяти расположения предметов (изображений) до перестановки и после нее с устным описанием действий.
Основным содержанием данной группы упражнений является сравнение, сопоставительный анализ. Например, упражнение с 3 перестановками.Ы Н УУ Н Ы
Учащиеся переставляют карточки, сопровождая свои действия рассказом ( Карточку с буквой У поставлю в пустой кармашек. В освободившейся после буквы У кармашек можно поместить карточку с буквой Ы. В пустой кармашек, где была буква Ы поставим букву Н.) Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю» (Лишняя буква Н, значит тема урока буква Н и звуки, которые она обозначает.) Таким образом, дети составляют рассказ – умозаключение.Упражнения на развитие словесно-логического мышления.
Словесно-логические упражнения – специально составленный текст, насыщенный орфограммами на изучаемую на уроке тему. Содержит задание на осуществление логической операции – построение умозаключения на основе сопоставления суждений. Тексты даются как на восприятие на слух, так и зрительно.
Цель этих упражнений – развитие речи, словесно-логического мышления, орфографической зоркости и совершенствование внимания, памяти.
Задания:
1. Нахождение общего в словах и построение умозаключения. При изучении темы: «Склонение имен прилагательных в единственном числе» . На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова - прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение им. прилагательных в единственном числе». Далее можно предложить задания связанные с орфограммами.
2. Установление смысловой связи в словах; нахождение общего; осуществление группировки; исключение лишнего слова, построение умозаключения.
Тема: «Первое склонение прилагательных».М-рков- к-ртофел- п-м-дорМ-ряк л-сник п-сател-Сн-гир- -рел грач-Бабушка -тец доч-Учащимся надо прочитать слова. Написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах
( существительные, нарицательные, в единственном числе). Определить среди этих слов лишнее и определить склонению каких существительных будет посвящена сегодня тема.
3. Подведение слов под понятие, нахождение общего, построение умозаключения.
Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»На доске запись: Пекин, Лондон - ? (столичные города)соловей, канарейка -? (певчие птицы)добрый, честный - ? (положительные качества человека)К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке. (Прилагательные во множественном числе.)
4. Нахождение общего и различия, группировка, построение рассуждения и умозаключения.
Тема: « Склонение прилагательных мужского и среднего рода». На доске: интересный рассказ, глубокое озеро, литературный журнал, новое правило.Определить, что написано на доске, найти общее. Найти различия и сказать склонению каких прилагательных будет посвящена тема урока.( Прилагательные среднего и мужского рода)
5. Нахождение общего и различия, альтернативная группировка, построение рассуждения и умозаключения.
Тема: «Правописание местоимений с предлогами». На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу), (для) победы), (к ) нему.Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением. (Существительные с предлогом, местоимения с предлогом; родительный падеж, творительный и дательный падежи). Назовите орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока. (местоимения с предлогами)
6. Нахождение общего и различия, группировка по двум признакам, построения суждения и умозаключения.
Тема: «Спряжение глаголов». На доске: С-диш-, св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-, ч-рнееш-.Прочитать, найти общее (глаголы 2 лица, единственного числа настоящего времени. Пишутся с ь на конце). Раздели на группы по двум признакам одновременно. ( с безударной «е» в корне и окончанием –ешь и с безударной «и» в корне и окончанием –ишь). На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? (Почему в одних глаголах пишем окончание –ишь, а в других –ешь).
7. Нахождение общего и различия, группировка по 4 признакам, построение рассуждения и умозаключения.
Тема: «Правописание не с глаголом» На доске пословицы: Дело лени (не) любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.Прочитать, объединить две по 4 признакам. (Говорится о трудолюбии, есть подлежащее и сказуемое, отсутствуют имена прилагательные, есть частица не) Установить к какой части речи относится частица не. Сформулируйте тему урока.
8. Нахождение общего, выделение языковой категории по отсутствующим признакам, построение рассуждения и умозаключения. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» На доске: любимый город, нов—школа, широк—поле, старш—брат, больш—окно, высок—стена.Прочитать, определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода; найти словосочетания, в которых нет прилагательных женского и мужского рода; найти словосочетания в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Назовите общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму. Сформулируйте тему урока.
Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы.
Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комната
Вторая буква – последняя согласная в корне слова север
Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак
Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина
С пятой буквы начинается второй слог в слове овес
Шестая буква является окончанием в слове солома
Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай. (трамвай)
Для проведения словарного диктанта подберем необходимое количество слов компонуя их попарно на основе ассоциативной связи. 
Например:
Корова – молоко Завод – рабочий
Ученик – тетрадь Класс – учитель
Работа – лопата Ворона – воробей
Одежда – пальто Мороз – коньки
Каждую цепочку из двух слов произносим один раз. Постепенно порядок записи усложняется. 
Теперь в цепочке три слова с сохранением ассоциативной связи.
Колхоз – деревня – молоко Медведь – заяц – лисица
Город – завод – машина Петух – собака – корова
Пенал – карандаш – тетрадь
Потом, даем цепочки из 3 слов, где ассоциативная связь не прослеживается.
Дежурный – столица – лопата Ветер – народ – фамилия
Суббота – язык – ягода
Тема: «Мягкий знак в конце слова»Прочитайте цепочки слов, исключите лишнее. Орфограммы подчеркните.1) Дуб, дерево, ольха, тополь, береза2) Снег, дождь, осадки, град, инейТема: «Предложение»Прочитайте, дайте характеристику. Распространите, добавляя к нему по одному слову и повторяя все ранее сказанное. Запишите предложение по памяти.Туман опустился на город. (Белый туман опустился на город. Белый туман медленно опустился на город.)Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?»Соедини пары слов, подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задай вопрос. Составленные пары записать.Лещ цветокТарелка птицаСорока посудаЛандыш рыбаТема: «Парные звонкие и глухие согласные»Выпиши слова парами, которые начинаются на звонкий и глухой согласный, так чтоб они подходили по смыслу.Виноград, грач, финики, пиджак, кукушка, брюки.
В 3-4 классах задания с ранее использованными видами упражнений усложняются с целью повышения степени воздействия на качества интеллекта. Это обеспечивается несколькими путями.
1 путь увеличение количества исходных слов в упражнениях. Например, тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Прочитать, запомнить. Через 1-2 минуты закрываются первые слова, а учащиеся ориентируясь на второе слово записывают словосочетания. Подчеркивают орфограммы.
Съедобный гриб Въезжать в лесОбъяснил задачу Подъем флагаСъемка фильма Подъемный кранСъежились от холода Съел печеньеОбъявил решение Объехал вокруг
2 путь увеличение количества самостоятельно определяемых признаков. Например, тема « Изменение глаголов по числам» . Поочередно исключить лишнее по самостоятельно найденным признакам, так, чтобы осталось одно слово.Ночует, наливает, пчела, бегут, подпиливает, объединяет (Пчела – существительное, бегут – глагол множественного числа и т.д)3 путь перевод на антиципацию и использование упражнений на основе фольклорного материала. Антиципация – предвидение, опережающее отражение окружающей действительности.
Карточки с упражнением “Рассыпанные буквы"Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.
1. Два серебряных коняПо стеклу несут меня. (Коньки, каток)Назови слова отгадки.Выделите три слова из загадки с такой же орфограммой, как в слове каток.(по стеклу, несут, коня)Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.2. Во дворе поставлен дом,На цепи хозяин в нем. (Собака, конура)Добавь к словам-отгадкам третье слово из загадки. (Хозяин)Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.3. В нем много овощей растет,В ней витамины круглый год. (Огород, морковь)Какие слова из загадки можно присоединить к каждому слову отгадке?(Огород – год, морковь – овощей)
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.
Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.
Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.
Карточки с упражнениями на установление причинно – следственных связей в парах словНайди пару, запиши.1. Мед – пчелаЯйцо – курицаШерсть – овцаМолоко - ?Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные словаНайди пару, запиши.2. Бабочка – гусеницаЛягушка – головастикРыбка – икринкаЦветок - ?Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные словаНайди пару, запиши.3. Изюм – виноградБензин – нефть? – бумагаПодчеркни орфограмму, подбери однокоренные словаУпражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений1. На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.2. Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.3. Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.Упражнения на установлениепричинно-следственных связей в предложениях.1. Перед едой енот моет добычу.Енота прозвали полоскуном.2. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.Крапива - полезное для человека растение.3. Рис используют не только в пищу, но и для приготовления крахмала клея, пудры. Рис – очень важный продукт.
В результате систематической работы я могу отметить, что учащиеся, регулярно выполняющие интеллектуально-логические задания, проявляют большую самостоятельность при изучении нового материала, в выполнении научных работ, активно участвуют в интеллектуальных играх, организованных в классе и школе, занимают призовые места среди учащихся своего возраста.