Статья Стили семейного воспитания


Стили семейного воспитания
Посеете поступок – пожнёте привычку, посеете привычку-
пожнёте характер, посеете характер – пожнёте судьбу.
У. Теккерей
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Попустительский стиль
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его проблемам и запросам. А иногда не считают нужным обращать на них внимание. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник.
В результате такого воспитания формируется конформный социально – психологический тип личности.
Младшие школьники конформного типа часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Они не любят ни умственного, ни физического труда, не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат – отметка. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством; умеют обещать, но не выполняют обещаний; не требовательны к себе, но требовательны к другим. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват; не умеют бескорыстно дружить, трудно вливаются в детский коллектив. зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным.
Состязательный стиль
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Такое разностороннее развитие ребёнка связано с родительским эгоизмом.
В воспитательном воздействии родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Если поведение ребёнка идёт в разрез с нормами, принятыми в семье. Последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.
В результате такого воспитания формируется поисковый социально – психологический тип личности.
Учащиеся такого типа могут начиная с первого класс учиться на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому им трудно общаться с другими учениками. Такие дети берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. Они претендуют на лидерство и официальное признание, любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость; могут быть дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива.
Рассудительный стиль
Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путём собственных проб и ошибок. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе дать ему рекомендацию или совет. У родителей складываются тёплые и добрые взаимоотношения.
В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально – психологический тип личности.
Родители таких детей с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива. Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат его наказывать. Они дают возможность ребёнку обдумать, совершённое им, осознать свой поступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понукания, у них сформирована познавательная мотивация.
Предупредительный стиль
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально – психологический тип личности.
Одно из причин предупредительного стиля может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опеки, ребёнок практически лишён активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение. С раннего детства родители стараются оградить своё дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих детей и взрослых.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. В общении со сверстниками зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.
Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезает только тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.
Контролирующий стиль
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
Ребёнок воспитывается в детском доме или семье опекунов, и они жестоко обращаются с ним.
Ребёнок длительное время находится без родителей (в лечебном учреждении)
Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жёстко, и они перенесли такой стиль воспитания в свою семью.
Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители достаточно активно используют метод наказания (командный тон, крики, физические наказания), не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считают его глупым и неуместным.
Дети растут неуверенными, не знают, где и как себя вести, поступки детей могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций. У таких учащихся возникают проблемы в учёбе. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то готовы на всё. Как правило у них очень высокий уровень тревожности.
Сочувствующий стиль
В процессе сочувствующего стиля семейного воспитания формируется интровертированный социально – психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие одного из родителей. В таких семьях ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе. Ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходиться много работать. Однако ребёнок при этом замыкается на семью и её жизнь. Он становиться малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен.
В детском коллективе ведёт себя настороженно, долго присматривается к окружающим, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир, организованы и ответственны, проявляют застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут всё знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей.
Гармоничный стиль
Суть гармоничного стиля воспитания заключается в самом названии. Гармоничный стиль семейного воспитания формируется гармоничный тип личности.
Ребёнок рождается, воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Учёба таких детей характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой трудности, не боятся брать слово и держать его, не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы. У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества.
Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственность и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.