Мастер-класс по теме Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы


Мастер-класс на тему:
«Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы»
Китаева О.П.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ д. Сарафаново
им. Героя России Ю.П.Яковлева
Цель: продемонстрировать уровень владения игровыми технологиями на уроках русского языка и литературы
Задачи:
1.Презентация опыта использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы,
2.Передача опыта использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Доброе утро, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы». Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В настоящее время в связи с переходом на федеральные образовательные государственные стандарты второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Средствами, активизирующими деятельность учащихся, обладает любая технология. Но есть технологии, где эти средства составляют главную основу эффективности результатов. К таким технологиям относят игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка и литературы, где применение игровых технологий позволяет учащимся осуществить самостоятельный поиск знаний, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому предмету, снимает утомление у детей.
Сегодня я попытаюсь на своем мастер-классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Уважаемые участники, напишите, пожалуйста, свои ожидания по данной теме мастер-класса.
Игровые технологии очень мне интересны, они нацелены на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни. Находясь в постоянном поиске, я стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие игровые формы работы, которые были бы доступны и интересны каждому.
По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные. Более подробно хотелось бы остановиться на дидактических играх. Это которые я классифицировала по 4 разделам:
1.Игровые задания, направленные на развитие находчивости, смекалки, логики у учащихся.
В этом разделе мы выполним игровое задание: «Составь новое слово»
Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке ( армия – Мария, мир; автор – товар, отвар, вор; образ – бор, раб, роза; слово – волос, вол)
Пока наши участники работают, уважаемые зрители, задание вам. Посмотрите на экран: «Угадайте героя по вещам»
Уважаемые участники, проговорите слова, которые у вас получились. Молодцы!
Ребятам очень нравится такой вид деятельности, даже те ученики, которые учатся неохотно, активно включаются в работу.
2. Игровые задания, направленные на активизацию памяти, тренировки и быстроты реакции.
Предлагаю вашему вниманию игру «Аукцион»
Выставляется лот, участники дают цену, кто последним назовет, тот и выиграл. Работаем в парах. Каждая пара по очереди называет предметы, обозначающие какие-либо признаки, например, ЯБЛОКО – вкусное, красное, сладкое или ХОЛОДНЫЙ – лед, камень, ветер. ГОРЯЧИЙ (чай, металл, сердце, руки, привет, поздравление)
ГОЛОС (скрипучий, звонкий, умеренный, ласковый, тихий, громкий и т, д.)
Игры такого типа я использую в качестве «речевой разминки», с них можно начинать практически каждый урок. Даже очень слабые ученики не могут оставаться в стороне, они просыпаются, встряхиваются и тут же втягиваются в работу.
3. Игровые задания, направленные на расширение словарного запаса.
Игра «Угадай-ка». Я даю вам подсказки, а вы должны, желательно с первого раза, отгадать слово.
Живет в море… Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда)
Был такой композитор… Растет на дереве… Выпал из тетради… (Лист)
Ее можно убрать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста… (высота)
Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой …»Крокодил» (журнал)
После каждого подобного задания слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем». Стараюсь как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глаза горят и результат виден, то и работать хочется.
4. Игровые задания, направленные на формирование текстовой компетенции учащихся
Восстановите в тексте пропущенные элементы ( одно и то же слово). Это слово – название холодного октябрьского ветра в народном календаре. Подсказка: обратите внимание на слова, которые много раз повторяются.
Ночью дул ….. – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
….. завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.
К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи ……, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.
Ключ: Листобой (в заголовке), листобой, листобой, листобоя.

Уважаемые зрители, работаем с вами. Предлагаю вашему вниманию перифразы, т.е. замену слов описательными выражениями, а вы по перифразам определяете понятия. Например, Северная Пальмира, Северная Венеция – это Петербург.
Весна жизни ( юность), закат дней ( старость), очутиться в объятиях Морфея
( заснуть), появиться на свет Божий ( родиться), белое золото ( хлопок), корень жизни ( женьшень), царь зверей ( лев), жители страны восходящего солнца (японцы), царь природы, венец творения ( человек)
Уважаемые участники! Вам слово! Какой один и тот же элемент пропущен в тексте? Давайте посмотрим на слайд. Это слово – листобой.
В подобных игровых заданиях проявляют себя больше сильные ученики, которые оживленно обсуждают поставленную проблему и совместно находят правильное решение.
Итог: Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому я считаю, что в преподавание любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности. Если играя, дети обогащают себя знаниями, преодолевая трудности, - это не потерянное время, что полностью подтверждается словами В.Сухомлинского, вынесенными в эпиграф моего мастер-класса.
А сейчас я вам предлагаю, уважаемые участники, зачитать вслух свои ожидания, которые вы написали в начале мастер-класса. Посмотрим, совпадут ли ваши ожидания с тем, что вы сегодня услышали и увидели. Прикрепите, пожалуйста, плоды нашего совместного труда на это дерево знания.
Данный вид работы в игровой форме вы также можете использовать на своих уроках при изучении новой темы. Спасибо за внимание!

Ночью дул ….. – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
….. завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.
К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи ……, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.
Ночью дул ….. – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
….. завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.
К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи ……, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.