Комплекс упражнений для формирования навыка правописания безударной гласной в корне, проверяемой ударением.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ НАВЫК НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМОЙ УДАРЕНИЕМ
При обучении правописанию в начальной школе большое внимание уделяется выполнению орфографических упражнений. Достичь положительных результатов в процессе совершенствования орфографических навыков можно только при целенаправленном систематическом применении этих упражнений. Нами были проанализированы наиболее распространённые учебники русского языка для 4 классов с целью, выявить, достаточно ли в их содержании упражнений, позволяющих систематически отрабатывать орфографические действия. В результате такого анализа мы выяснили, что такие упражнения представлены во всех учебниках русского языка в достаточном объёме, но в традиционных учебниках преобладают малоэффективные упражнения на списывание текста и вставку пропущенных орфограмм, при этом не достаточно упражнений на постановку орфографической задачи, т.е. поиск орфограмм, и на самоконтроль.
Таким образом, нами была поставлена цель:
подобрать комплекс упражнений, направленных на совершенствование у учащихся 4 классов орфографических навыков: ставить орфографические задачи, т.е. находить орфограммы, определять тип орфограммы и относить её к определённому правилу и правильно применять правило, т.е. правильно выполнять алгоритм решения орфографических задач; осуществлять орфографический самоконтроль;
Задачи:
- изучить методическую литературу по теме «Методика обучения орфографии в начальной школе»;
- выявить и отобрать наиболее эффективные приёмы и упражнения для совершенствования орфографических умений у младших школьников;
- определить порядок введения отобранных упражнений в уроки русского языка.
В результате проведённой работы были отобраны орфографические упражнения и выделены следующие группы:
1) Упражнения для формирования навыка нахождения орфограмм;
2) упражнения для формирования навыков написания и обоснования орфограмм;
3) упражнения для формирования навыка самопроверки.
1.Упражнения для формирования навыка нахождения орфограмм.
Навык нахождения орфограмм необходимо специально формировать. Однако при выполнении заданий, приведенных в традиционных учебниках русского языка, учащимся не приходится задумываться над этим: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв. Существенно не изменяют положения и такие упражнения, как подчеркивание и группирование орфограмм в написанных словах.
Для развития этого навыка наиболее эффективно применение упражнений, направленных на самостоятельный поиск орфограмм или постановку орфографической задачи.
Цель упражнений: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.
'Найди опасное место''.
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
''Светофор''.
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
Игра «Маячок».
В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.
Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.
Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).
К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.
Представленные упражнения можно применять на всех уроках русского языка в качестве орфографической разминки на этапе актуализации знаний. Формировать орфографическую зоркость у младших школьников необходимо начинать с 1 класса. Таким образом, целесообразно применять данные упражнения также в период обучения грамоте. Такая работа поможет воспитать у детей внимательное отношение к написанию слов, знание опознавательных признаков орфограмм, умение определять тип орфограммы.
2.Упражнения для формирования навыков написания и обоснования орфограмм.
Выбор упражнений определяется этапом изучения орфограммы. На начальном этапе все виды орфографических работ сопровождаются комментированием. Целесообразно на этом этапе применять упражнения на нахождение орфограмм, списывание с предварительным орфографическим анализом, предупредительный диктант, письмо по памяти и т.п. такие упражнения помогают формировать и отрабатывать орфографическое действие у младших школьников. Как правило, эти упражнения проводятся как орфографическая пятиминутка в начале урока, а также могут быть использованы на этапе закрепления изученного материала. В дальнейшем, для совершенствования орфографических навыков используются различные виды диктантов (объяснительный, свободный, творческий, выборочный, зрительный).
Цель упражнений этой группы: совершенствовать навык нахождения и обоснования орфограмм, воспитание у детей самостоятельности в выполнении орфографического действия, ускорение внутренней постановки и решения орфографических задач, приближая их к условиям естественного процесса письма.
1.« Поиск орфограмм в «чистом» тексте»
Например.
1) Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Шёл я утром по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Ковёр цветастый на лугу –
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный … (Тюльпан)
2) Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово.
Подсказка – должно быть 12 слов.
Совенок
В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели.
Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.
2. «Упражнения с «конфликтными» словами:
1) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?
2) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.
Коза, носик, глаза, язык, площадь.
3) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.
Развить у школьников умение обосновать выбор орфограммы возможно и в процессе проведения комментированного письма.
3. Комментированное письмо с указанием орфограмм
Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
1) «Кто больше?». Запиши как можно больше проверочных слов: ЗИМА, ГОРА, НОРА.
2) Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.
Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя? Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.
3) Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.. Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;
М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.
4) Прочитайте. К проверяемому слову подберите одно проверочное из двух предложенных. Ответ обоснуйте. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.
леса лесной, лес
снега снег, снеговой
дожди дождевой, дождь
4. Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием орфограмм.
5. Зрительный диктант
Весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся считается зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок.
На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).
Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
6. Для развития словарного запаса детей эффективно использовать упражнения в подборе однокоренных слов по частям речи.
К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
7. Необходимо также формировать у учащихся привычку задумываться над значением слова. Определение значения слова помогает учащимся быстрее решить орфографическую задачу. Если формировать у детей привычку, задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример:
1) храбрец - от слова храбрый,
кофейник - от слова кофе,
писатель - от слова пишет
(а птенец - от слова птенчик или птица?).
2).Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.
Зализать - залезать, навевать — навивать, нащепать — нащипать, освещение — освящение.
3) Спиши. Рядом припиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.
Образец. Заниматься лепкой – лепить.
Наносить вред –
Сделать подарок –
8. Лучшему усвоению материала способствую специально организованные списывания, а также различные виды диктантов: 1) предупредительный; 2) объяснительный; 3) диктант с обоснованием; 4) диктант « Проверяю себя»; 5)диктант « Найди слова; 6) выборочный диктант и т.д.
1) Диктант “ Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
2) Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
3) Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
4) Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.
Упражнения для формирования навыка самопроверки
Формирование целостного орфографического действия невозможно без формирования навыка самопроверки. Необходимо постоянное введение на уроках заданий, направленных на развитии орфографического самоконтроля, т.к большую часть урока ученики работают самостоятельно и, следовательно, должны себя контролировать. Обучать самопроверке необходимо на начальном этапе при обучении письму. В 1-2 классе используют в основном послоговая самопроверка, в 3-4 следует формировать морфемную проверку написанных слов. Такая работа проводится чаще всего на основном этапе урока, при поверке выполненных заданий. Возможно организовать такую работу на орфографической пятиминутке индивидуально с использованием дидактического материала (какографические упражнения, «Проверь соседа» )
Данные приёмы и упражнения усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении тут же их исправлять.
Цель: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение самостоятельности и уверенности себе.
1. «Проверь себя и соседа»
Содержание: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом). После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашёл и почему, что надо было сделать ещё, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему.
2. Подготовка заданий на изученное правило для товарища.
В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание безударных гласных в корне слова) с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы – безударные проверяемые гласные в корне.
Проверять задание следует вдвоём: автор (ученик, выполнивший задание) шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:
а) ставит около слова плюс (+), если считает подходящим;
б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);
в) зачёркивает слово, если нашёл его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту.
Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательство» (проверочное слово), выделяет корень.
3. Какографические упражнения
Упражнения в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствуют развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок.
Правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей, которые можно преодолеть только при систематическом применении комплекса эффективных разнообразных орфографических упражнений, наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего учебного года. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.