Технологическая карта конструирования урока русского языка 5 класс Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.(ФГОС 5 класс)


Технологическая карта конструирования урока русского языка 5 класс
Учитель : Волкова Ольга Александровна МОУ СОШ с. Первомайское Фёдоровского района
Предмет Русский язык
Класс 5
Тема урока
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
Цели урока
Образовательная – формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем
Деятельностная - совершенствование навыков правописания безударных гласных в корне слова; создание условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развитие умения подбирать проверочное слово.
Задачи урока
Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
Развивать умение - составлять учебную задачу
Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Планируемые образовательные результаты
Предметные
МетапредметныеЛичностные
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике
 
Познавательные.
Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)
Коммуникативные.
Умение эффективно сотрудничать в группе.
Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Условия реализации урока
Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) Оборудование
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа). Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Филологический портал Philology.ru HYPERLINK "http://www.philology.ru/" http://www.philology.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru: Карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.
Сценарий урока
Этап урока Деятельность учителя Действия учащихся Формирование УУД, за счет чего
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём:
положительный настрой на урок русского языка
- Прозвенел звонок. Урок начинается. Здравствуйте, ребята! Призываю вас с самого начала урока быть внимательными.
-Сейчас садятся те, чьё имя начинается с гласного звука.
-Дальше садятся те, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука.
-А теперь садятся те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука.
-Молодцы, все справились с заданием!
Слушают, настраиваются на урок
Выполняют задание.
- личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности
II.Актуализация знаний
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
Мотивирующий приём:
подводящий к теме диалог. А)Мозговой штурм.
-Ребята, с помощью каких знаний вы смогли выполнить мою просьбу?
-Проведём небольшой «мозговой штурм». На столах у вас для каждой группы есть «Листы наблюдений №1». Выполните задание вместе и узнаем, как вы усвоили предыдущую тему.
-Итак, какой раздел лингвистики мы повторяли? (Фонетику)
Б) Постановка учебной задачи:
На доске записано стихотворение:
Л..са вд..ли в..днее,
С..нее н..б..са.
Заметней и м лее
На пашне п..л..са.
Задание: Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

- Прочитайте отрывок из стихотворения.
- Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?
- Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?
- Какой раздел науки о языке изучает правила написания слов?
-Какие виды безударных гласных вы знаете?
- Какие позиции есть у звуков?
- Что мы записываем с помощью букв?
- Когда гласная буква занимает сильную позицию?
В) Давайте посмотрим алгоритм проверки безударных гласных и проверим себя, так ли мы действовали, подбирая проверочные слова.

Знаем гласные и согласные звуки.
Лист наблюдений.
1 задание. Заполни пропуски в предложениях, вставляя необходимые слова
1.Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает ____________________.
2.Они делятся на ___________________ и _________________.
3.________________ звуки могут быть ________________ и безударными.
4.________________ звуки делятся на _________________ и ____________, __________________ и ______________.
5. Звуки могут стоять в ______________ и ______________ позиции.
6.Передача звуков речи на письме –это фонетическая __________________.
2 задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте звуки на месте пропуска
П…лёт, п…толок, п…так, т…сьма, л…нивый, п…реход.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Орфография.
Орфография – это раздел науки о языке, который определяет правила написания слов.
Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».
Безударный – гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук – уда'рный гласный –
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Прочь, опасность, уходи,
Прочь, тревоги и сомнения!
Ставим звук под ударение!
Ударение в корне слышим –
Смело гласную напишем.
Проверяемая и непроверяемая
Сильные и слабые
Звуки
Стоит под ударением
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо
найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

Беседа, диалог
личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
- познавательные УУД:
понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;
- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;
- коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение
Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова:
Личностные УУД:
Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний
Предметные:
определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
- познавательные:
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
III. Формулирование темы урока
Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.
Продуктивное задание: определить тему урока
IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)
Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста
Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов.
V.
Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление
Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника
VI.Работа в группах.
Упражнение на формирование орфографичекой зоркости.
Продуктивное задание:
исправить ошибки
Мотивирующий приём:
Просьба оказать помощь ученику Васе
VII. Физкультминутка
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания
VIII.Закрепление изученного
1.Отгадывание загадок
Способы: фронтальная работа, обратная связь,
индивидуальная работа
Средства: комментирование.
VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.
Способы: индивидуальная работа, работа в парах
IX. Рефлексия.
Итог урока.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
X. Выставление оценок за урок.
XI. Домашнее задание 1.- Я думаю, вы уже поняли, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока.
Запись на доске: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением»
Какую цель вы поставили бы к уроку?

Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.
2.-Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе безударной гласной в корне слова( стр. 205-206)
-Но существует ещё один способ проверки безударных гласных!
Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через подбор однокоренных слов.
Например: М...ряк – тот, кто служит на море. Л...нейка – инструмент для проведения линий.
- Я просила вас вспомнить, что такое лексическое значение слова.
3.Применяя правило, выполнить задание нараздаточных карточках
Учитывая значения слов, вставьте пропущенные буквы, рассуждая по образцу: прим..рять платье, т.е. мерять его, проверочное слово примерка. 4.Проверим результаты вашей работы
5. (задачи — шутки)
Ваня любил пошутить. Какие слова он сознательно «путал»?
6. Работа в группе –А теперь найдите на столах «Лист наблюдений №2»
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал :Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.
Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте! Давайте поможем ученику Васе исправить ошибки, чтобы он не попал в затруднительное положение и не сдал такую запись учителю.
Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки
Почему Вася допустил так много ошибок?
Какое же правило не знал Вася?
-Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением!
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также подберём проверочные слова двуми способами - изменением формы слова, а также подбором однокоренных слоа. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова1.Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки)
 
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка)
 3. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода - воды - водный)
4.Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка)
Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно по вариантам, ведь вы уже многому научились.
 Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?
- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде.
- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.
Какая цель была поставлена на уроке?
Как вы считаете, она достигнута?
Приём «Наряди ёлку»
-Давайте оценим свою работу на уроке. Скоро наступит замечательный праздник - Новый год, и вы дома вместе с родителями будете наряжать ёлку. Я вам предлагаю нарядить её сегодня вместе со своими одноклассниками. У каждой группы на столе есть елка и цветные шарики. Вам нужно повесить эти шарики на ёлку:
КРАСНЫЙ- Я умею проверять безударные гласные. ЖЁЛТЫЙ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. Синий– Я сегодня не смог ,но завтра научусь.
-Полученные ёлочки вывешивают на доску.
Выставляет оценки за урок, комментируя их
- Мы с Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения.(Упр.293)
Все ли вам понятно? -Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова
Читают текст на стр. 206-207 два ученика по частям
Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает, его главный смысл.
Пос..деть на траве – пос..деть от горя
Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова В гостях у Оли
Зашли как-то друзья к однокласснице Оле. В сенях стоял небольшой бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Ване: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Ваня не удержался и, смеясь, сказал: «Я, Оля, на боку сидеть еще не научился».
В кузнице
Заглянули Ваня с Колей в кузницу, к дяде Трофиму. Тот предложил мальчикам: «Вы постойте, посмотрите, как я раскалю этот кусок железа: в жизни пригодится». Друзья охотно согласились, а Ваня, взглянув на Колю, сказал: «Пригодится-то пригодится. А вот только разве железо — это дрова, что ты его, дядя Трофим, расколоть собираешься?»
На охоте
Отправился Ваня с отцом на охоту. Впереди был густой лес. Оба заметили там лисицу. Она прыгнула, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! А что за хвост!» Ваня удивленно сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают леса с хвостом!»
Сторож ли дед Федот?
Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал, что дед Федот старожил. «А что этот дед Федот сторожил?» — спросил Ваня, делая вид, что не понимает, в чем дело.
Обучающиеся работают в группах
( на раздаточных листах)
Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий ( по предложению каждая группа) исправляют ошибки и называют проверочное слово.
Не знал правило.
Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
Еще раз проговаривают правило
Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных
Глаза - глаз - глазки
Трава - травы, травка
Вода - воды – водныйСова - совы - совушкаВыполняют самостоятельно на карточках заготовках.
Самопроверка
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
 
Взаимопроверка..Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.
Работают с аппликацией. Формулирование темы урока:
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные:
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- коммуникативные УУД:
– формулировать собственное мнение и позицию;
Работа с учебником
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
- предметные УУД:
выведение способа проверки безударных гласных в корне словаРефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Формулирование правила, его запоминание:
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
- предметные УУД:
выведение способа проверки безударных гласных в корне словаРефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Работа в группах:
- регулятивные :понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
-договариваться, приходить к общему решению;
Рефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Закрепление изученного:
-регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
- личностные:
- сохранять интерес к учебному материалу;
- предметные:
подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.
Самостоятельное выполнение задания у:
- регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.
Предметные:
- применять правила правописания безударных гласных в корне слова;
Взаимопроверка:
- Регулятивные:
оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).
- коммуникативные:
осуществлять действие взаимоконтроля.
- личностные:
- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).
Рефлексия:
- личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
- регулятивные УУД:
оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
- познавательные УУД:
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;
- коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
строить устные высказывания;