Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова


Урок в 5 классе
Тема:Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
Цели: 1) Закрепить знания , умения , навыки учащихся по данной теме;
2) Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы ;
3) Воспитывать любовь к природе , расширять словарный запас.
Оборудование: Сигнальные карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я
(у каждого ученика ), листы с текстами для работы по группам (в зависимости от количество групп), перфокарты по теме «Безударные гласные », наборы кружочков разного цвета.
Ход урока.
1.Организация класса.
2.Психологический настрой.
Учитель. Прозвенел звонок на урок. Добрый день дети! Путь этот день несет нам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. Посмотрите друг на друга и пожелайте мысленно удачи в работе.
Сегодня на уроке мы поговорим о природе , которая нас окружает , ее охране и закрепим умение проверять безударные гласные в словах.
(Звучит приглушенно мелодия Поля Мориа «Жаворонок» )Ученик. О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем , запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля , леса, луга, моря и реки.
Учитель: Ребята , вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе , мы имеем ввиду лес, журчащий ручеек , пробегающий в нем . Много книг , стихов , песен посвящено лесу, Нет такого рассказа, где бы они ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли . Лес - это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц . Давай те и мы шагнем в лес и встретимся с обитателями леса.
3. Словарная работа .Сейчас мы проведем необычную работу . Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать , кто это , назвать лесного зверька , отметив карточками опасные места.
-Откройте тетради и приготовьтесь записывать слова . Но с начало посмотрите на схему-опору.
Схема-опора с гласными :О ЕИАЯ
Крупное хищное животное с большим грузным телом .Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал
А проснувшись , стал реветь ,
Этот зверь лесной (Медведь.)
2.Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
Хитрая плутовка , Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это (Лиса.)
3.По полю скачет ,Ушки прячет .Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц.)
4.В лесу заметьте дети
Есть ночные сторожа .Сторожей бояться этих,
Мыши бегают дрожа.
Очень уж суровы филины и …..(Совы)
Учитель. Какие то изменения в природе произошли с приходом осени ?Дети:- Трава завяла и засохла .-листья на деревьях желтеют и опадают .-Дни стали короче , на улице холодно .
-Птицы улетают на юг.
Учитель. Прочитайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень» . (Дети читают стихотворение.)
Учитель. Что очаровало автора?
Дети.- Прощальная краса
-Пышное природы увяданье .- В багрец и золото одетые леса .Учитель. Что означает слово «Багрец »?
Дети. Это означает Красный.
Учитель. Назовите слова с безударными гласными в корне.
Дети .Это слова пора ,краса, увяданье, леса, волнистою, небеса, зима.
Учитель. Устно подберите проверочные слова (На доску выставляются гласные а,о,и,е,я - безударные гласные, которые необходимо проверять.)
6.Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
(Учитель читает загадки, отгадками которыми являются названия птиц. Учащиеся называют отгадки и записывают их в тетрадь, поднимают соответствующую карточку. )1.Птичка – невелика ножки имеет.
А ходить не умеет
Хочет сделать плюс шажок,
Получается прыжок (Воробей.)
2.Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
3.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нижней?
Кто же это? (Соловей)
4.Встали братья на ходули ,Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Журавли.)
5.Он в своей лесной палатке
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит ,Постучит и легче (Дятел.)
6.Днем спит,
А ночью летает,
Людей пугает. (Сова)
Учитель. Какие из этих птиц остаются зимовать в наших краях?
Дети. Дятел, воробей, сорока, сова.
7. Групповая работа.
Класс делится на группы по 4 человека. У каждой группы на столе набор цветных кружков: Красный «отлично», верный ответ; желтый –«хорошо»; синий – «можно подтянуть».В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующими кружками . В конце урока подводятся итоги соревнования.
1.Блиц – опрос. Повторение теоретического материала.
- Объясните, что значит безударная гласная ? Почему безударные гласные нуждаются в проверке? Как проверить написание безударной гласной в корне слова? Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне ? Как поступают в этом случае ?Учитель. Оцените вашу работу на данном этапе .
2.Из текста , записанного на доске , выпишите слова с безударными гласными в корне , напишите к ним проверочные .
На утренних и в…черних зорях все л…сные жители подают свои г…л…са. П…щат рябчики. Тр..щат сойки.
-Вечерних- вечер,
-пищат – писк,
-трещат – треск ,-голоса – голос – отголосок.
Учитель. оцените вашу работу на данном этапе.
3.Задание по группам. Работа с перфокартами по теме «Безударные гласные».
1 группа. Проверить безударные гласные , подобрать проверочные слова.
Кормушка, снегирь , крольчиха, масленка , смельчак , червивый , воздушный , полезный , беглец , верхушка, цепочка, пилишь.
2 группа . Вставить пропущенные буквы и разобрать слова по составу.
Покр…снел - ……, зв…риный- …….. м….стерская - ……, д….брота - ……, ч….совщик - ….., в…селые - ……, ш….луны - …… .
3 группа. Списать , вставить пропущенные буквы , подобрать проверочные слова.
Отг…ворила роща з…л…таяБерезовым в….селым языком,
И журавли , печально прол….тая,
Уж не ж….леют больше ни о ком.
4 группа. Исправить ошибки , допущенные в тексте .
Зима в лесу
Побилели поля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула как в скаске. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варешки на ветках сосен. Маладые елочьки укрылись мягким снишком. На снегу кругом узоры птичьих слидов .
8. Распределительный диктант (общее задание для всех групп). Записать слова, слова продиктованные учителем в четыре столбика, с безударной гласной о,и,а,е.
Скрипит , голодный, старик , веселье , варенье, добряк, слепой, зверюшка, кричит, стрела, тишина, соринка.
(Проверка, Оценка групп на данном этапе.)
Учитель. Физминутка «Зимняя зарядка»
А сегодня у зимы- новоселье
Мы с тобой приглашены на веселье .Дом построен из сугроба ,Что бы сильным быть и ловким ,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины ? (Дети поднимают руки вверх, подтягиваются )Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? (Дети разводят руки в стороны .)
Вот такой ширины .Погляди- ка, потолки, ледяные,
Высоки-превысоки , кружевные (Дети поднимают голову вверх)
Мы по лестнице шагаем , выше ноги топ-топ (Дети шагают на месте )
Двери комнат отворяем .Справа –хлоп, слева – хлоп. (Дети хлопают )Здравствуй ,зима !
Хозяйке поклонись-ка . (Дети наклоняются)
Здравствуй ,зима!
9.Самостоятельная работа в группах. (Каждая группа получает текст , необходимо вставить пропущенные буквы и придумать название текста.)
1 группа . Тр…пинка в…дет в лес. На д…ревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цв…тов р…бит в глазах. Звонко кр…чит иволга. М…л…дой зайчишка выб…жал на д…рогу. У н…ры играют л…сята. Чудесно пахнут душ….стые ландыш…. .2 группа. В л….су мы слышим птичьи г…л…са. Но птички не тол…ко наполняют лес своим пением. Они сп….сают его от вр….дителей. Поэтому в…сной друз…я л…са развешивают на деревьях скв…речники.
С новосел… ем- л…сные ж…тели.
3 группа. Витя и Саша шли д…мой из школы. Они сп…стились к р…ке. Мальчики проб…жали по л…ду. Хрупкий лед треснул. Витя оч…тился в х…л…дной в…де. Он хв…тался за кромку льда, но тонкий лед кр…шился. Саша помог другу, он выт…щил его на б…р…г.
4 Группа . В…сной р…ка вышла из б…регов. В…да зал…ла весь луг. По р…ке поплыли б…льшие льдины. На одной из них т…ленок. Он р…вет от испуга. Надо сп…сать! Р…бята багром зац…пили льдину и пот…нули к берегу. Теленок был сп…сен.
10.Общее задание для всех групп . (Учитель читает отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Ель».)
Учитель. Приближение какого праздника описывает в своей сказке Андерсен?
Дети. Нового года!
Учитель. Что является главным украшением этого праздника ?Дети. Елка.
(Учитель прикрепляет к доске картонную елочку и раздает детям бумажные игрушки .)
Учитель. Давай те украсим нашу елку игрушками , но только теми, название которых мы проверим.
Слова : звезда , шары , свеча, снегурочка , лисенок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик , хлопушка, грибок.
(В какой группе окажется игрушка , из той группы выходит ученик , который правильно проговаривает слово , подбирает проверочное слово и затем прикрепляет к елке свою игрушку.)
Группы оценивают свою работу на последнем этапе урока, затем подсчитывают количество набранных кружков . определяются . Определяется группа победитель.
11. Подведение итогов урока.
1.Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
2 Какие два условия необходимо помнить при подборе проверочного слова ?