Тезисы к исследовательской работе по математике Эффективный счёт в уме или разминка для мозга


УДК 539.376
Салимова К. Д.
Школа № 17, 6 Б класс, Йошкар-Ола
Научный руководитель:
преподаватель Матиюк С. А. Школа № 17
Республика Марий Эл
Эффективный счёт в уме или разминка для мозга.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - говорил М. В. Ломоносов. Умение считать в уме остаётся полезным навыком и для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствами, способными считать за него. Научиться быстро считать не так уж сложно, а хорошему математику или физику просто необходимо владеть основными приёмами счёта в уме. Приёмы устного быстрого счёта рассчитаны на ум «обычного» человека и не требуют уникальных способностей, они рассчитаны на повседневные потребности человека. Успешное овладение приёмами предполагает не механическое, а вполне сознательное распоряжение ими и, кроме того, более или менее продолжительную тренировку. Зато усвоив рекомендуемые приёмы, можно выполнять быстрые расчёты в уме с безошибочностью письменных вычислений. Возможность оперативно решать поставленную арифметическую задачу - это не единственное применение данного навыка. Приёмы счёта в уме позволяют человеку научиться организовывать себя в различных жизненных ситуациях. Кроме того, умение считать в уме, положительно сказывается на интеллектуальных способностях и способно выделить математика среди окружающих «гуманитариев».
Объект исследования: различные алгоритмы устного счёта.
Предмет исследования: процесс вычисления.
Гипотеза исследования: овладение приёмами счёта в уме позволит повысить качество и скорость вычислений обучающихся.
Методы исследования:
Поиск и анализ полученной информации.
Изучение нестандартных методов.
Обучение новым методам обучающихся класса.
Сравнение результатов до и после применения новых приёмов.
Цели: знакомство помимо вычислений в «столбик» с другими способами вычислений арифметических действий, исследование данной темы и доказательство того, что каждый человек способен освоить нестандартные способы вычислений, тем самым повысить собственную культуру вычислительных навыков.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Сделать подборку наиболее распространённых и общедоступных приёмов.
Провести констатирующий эксперимент, т.е. пробную проверочную работу в 6 классе.
Познакомить обучающихся класса с приёмами быстрого счёта, провести промежуточные проверочные работы, обучающие этим приёмам.
По результатам изученного провести завершающий эксперимент и сравнить его данные с данными констатирующего эксперимента.
Сделать выводы о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.
Быстрый счет в уме это уже не тайна за семью печатями, а разработанная система. Раз есть система, значит ее можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладеть. Все рассмотренные методы быстрого счёта говорят о многолетнем интересе и ученых, и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов. После обучения новым методам и проведённых экспериментов, выяснилось, что на похожие примеры обучающиеся стали тратить времени на 20-30% меньше. Тем самым подтверждая выдвинутую гипотезу о том, что приёмы устного счёта повышают качество и скорость вычислений обучающихся. Помимо этого данная тема вызвала большой интерес и активность у обучающихся. Ребята с удовольствием стали интересоваться темой и сами искать новые способы вычислений в уме.
Использованная литература
1. Перельман Я.И. Быстрый счет. 1941г.
2. http://bibliofond.ru.
3. Интернет-игра «Математические хитрости».