Урок по истории для 5 класса по теме «Страна двух рек»

Методическая разработка урока по Всеобщей истории в 5 классе.
.
Тема урока: Страна двух рек.
Форма урока: диалог-беседа.
Цель: Знакомство с древним государством –Междуречье.
Задачи: Формировать знания о процессе создания древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат;
Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, работать по карте, отвечать кратко на проблемные вопросы;
Воспитывать у учеников чувство толерантности и интерес к предмету.
Оборудование урока: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» тетради.

Х О Д У Р О К А.
1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.
Мозговой штурм по вопросам:
- Все, что знаем о Египте. ( Учащиеся отвечают по очереди по одному предложению, но каждое последующее предложение должно быть связано по смыслу с предыдущим, повествование останавливается на том месте, где удобнее всего перейти к теме о Междуречье).
(Опрос учащихся продолжается не более 10 минут.)

3.Изучение нового материала.
1) Учитель сообщает о том, что есть такая страна, которая по природно-климатическим особенностям очень похожа на Египет.
Предлагает, по карте отправиться в эту страну. (Сообща через Синайский п/о, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому полуострову попадают на берег реки Евфрат).
2) Попросив внимательно рассмотреть карту, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос их раздаточного материала:
-Предположите, какой народ, и у какой реки оказался, проанализировав обрывок беседы путешественников: «Да это же река течет наоборот!» (Учащиеся дают ответ, что это египтяне и оказались на берегах реки Евфрат).
3) Объявляется тема урока: «Страна двух рек», акцентируется внимание на том, что эта территория так называется потому, что расположена по течению двух рек.
-Тема урока записывается в тетради;
- задается вопрос: « Как бы вы еще назвали эту страну?»
-получаем ответы, выбираем тот, который соответствует. ( Междуречье)
4)Сообщение учителя на тему «Страна двух рек».
Обращается внимание учащихся на то, что много сходства с Египтом, учащимся предлагается самим назвать, сходства которые могут быть: разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д.
5)Чтение вслух текста из учебника: « Города из глиняных кирпичей»,
Работа по карте: показ городов Ур, Урук.
4.Закрепление знаний, полученных на уроке.
Предлагается игра.
Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкультминутку.)
Вопросы:
1.Междуречие иначе называется Двуречье. (Да)
2.Двери у бедняков были деревянные. (Нет.)
3.Ур и Урук это название рек. (Нет.)
4.Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)
5.Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)
6.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)

5. Пополнение знаний по изученному материалу.
Учитель читает текст: Первыми жителями Южного Междуречья (один по желанию, показывает на карте Южное Междуречье) были шумеры. На глиняных табличках, которым без малого четыре тысячи лет (обращается внимание на возраст табличек, а значит и на возраст государства), ученые прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, например, «нытик», вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку:
Я родился в злосчастный день. ( Анализ пословицы.)
В ряде поговорок и пословиц проявляется отношение шумеров к войне и миру.
С одной стороны, постоянно готовясь к войне, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили:
Если страна плохо вооружена,
Враг всегда будет стоять у ворот.
Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется:
Ты идешь завоевывать землю врага,
Враг приходит, завоевывает твою землю.
6. Обобщение изученного материала.
7.Домашнее задание:
Параграф 8 .
Дополнительное задание: выполнить задания № 1-4 в рабочей тетради
8. Итог урока. Выставление оценок.


15