Календарно-тематическое планирование уроков Всеобщей истории в 7 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО НОВОЙ ИСТОРИИ 7 КЛАСС (34 ЧАСА)

Тема уроков
Содержание урока
Тип урока
Виды, формы контроля
Домашнее задание

1
2
3
4
6
7

1
Вводный урок. От Средневековья к Новому времени
Основные понятия: традиционное общество, индустриальное, общество; предпринимательский дух.
Основные вопросы: хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества
Вводная лекция с элементами беседы
Репродуктивный:
называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.
Продуктивный:
называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 6

2
Технические открытия и выход к Мировому океану
Основные вопросы: технические достижения и открытия, этапы Великих географических открытий, причины Великих географических открытий.
Основные понятия: Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Репродуктивный уровень: описывать технические открытия и изобретения; определять этапы Великих географических открытий.
Продуктивный уровень:
характеризовать технические достижения европейцев в XVI в., раскрывать
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 8.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 5, с. 77.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 1

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий.
Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурса по данной теме


3
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Основные понятия: колонизация, колония, метрополия, конкиста, мировой рынок.
Основные вопросы: открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий
Комбинированный урок с постановкой проблемного задания
Репродуктивный уровень: называть даты великих географических открытий; показывать на карте направления географических открытий.
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать сущность и значение географических открытий.
Творческий уровень:
излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира в целом
Энциклопедия «История от средних веков до 1914 г.», с. 48.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2, с. 132; т. 6, с. 95.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 2–3

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7

4
Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе
Основные понятия: абсолютизм, капитализм, сословное представительство.
Основные вопросы: основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма
Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся
Репродуктивный уровень: называть основные черты абсолютизма.
Продуктивный уровень: характеризовать разнообразные формы европейского абсолютизма; сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и во Франции; систематизировать исторический материал в таблице
Энциклопедия «История от средних веков до 1914 г.», с. 54.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 1, с. 9.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 4

5
Дух предпринимательства преобразует экономику
Основные понятия: капитал, капиталист, наемный рабочий, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура.
Основные вопросы: развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры
Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий данной темы; показывать тенденции развития экономики Европы.
Продуктивный уровень: раскрывать связь между последствиями эпохи Великих географических открытий и формированием признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы
Энциклопедия «История от средних веков до 1914 г.», с. 70–74.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 5

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7

6
Новые ценности преобразуют общество
Основные понятия: дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства.
Основные вопросы: изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста
Репродуктивный уровень: называть новые социальные слои общества; называть новые духовные ценности, характерные для разных общественных слоев.
Продуктивный уровень:
характеризовать изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время; сравнивать особенности жизни и быта разных общественных слоев в эпоху Средневековья и в период Нового времени.
Творческий уровень: излагать суждения о последствиях и разнообразных формах социального взаимодействия в Европе XVI–XVIII вв.
Энциклопедия «История от средних веков до 1914 г.».
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 6

7
Высокое Возрождение
Основные понятия: Возрождение, культура, обмирщение сознания, искусство.

Учебная лекция с элементами эвристической беседы
Репродуктивный уровень: называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения.
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)»,
с. 185–215.

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7



Основные вопросы: философия гуманизма, основные идеи литературы, музыки, архитектуры эпохи Возрождения

Продуктивный уровень: характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI–XVIII в.; определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени.
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Возрождения
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2, с. 177, 36; т. 7, с. 24.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 7–8

8
Рождение европейской науки
Основные понятия: бесконечность Вселенной, новая картина мира, естественные права человека.
Основные вопросы: взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк
Комбинированный урок с элементами лабораторной работы
Репродуктивный уровень: называть имена представителей европейской науки и их открытия.
Продуктивный уровень: определять основные направления и тенденции развития европейской науки;
характеризовать научные достижения и их последствия; систематизировать исторический материал в таблице.
Энциклопедия «История от средних веков до 1914 г.», с. 40.
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)».
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2, с. 220, 71.


Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





Творческий уровень:
на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение деятельности представителей европейской науки
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 9–10

9
Повторение

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся



10
Начало Реформации в Европе
Основные понятия: Реформация, революция, протестантизм, лютеран- ство.
Основные вопросы: причины и распространение Реформации в Европе, учение Мартина Лютера
Учебная лекция
Репродуктивный уровень: называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформационного движения.
Продуктивный уровень: определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; охарактеризовать особенности лютеранского учения.
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 22.
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)».
Энциклопедия «Всемирная история», т. 9, с. 215.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 11–14

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





Творческий уровень: высказывать суждение о значении распространения лютеранского учения для европейцев


11
Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации
Основные понятия: кальвинизм, религиозные войны, контрреформация.
Основные вопросы: учение Ж. Кальвина, кальвинистская церковь, орден иезуитов
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания
Репродуктивный уровень: знать основные события Реформации в Европе; объяснять значение понятий.
Продуктивный уровень: характеризовать основные положения учения Кальвина.
Творческий уровень: на основе дополнительной художественной и исторической литературы подготовить сообщение об ордене иезуитов
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 24.
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)».
Энциклопедия «Всемирная история», т. 9, с. 215.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 11–14

12
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
Основные понятия: англиканская церковь, пуританизм, корсары.
Основные вопросы: содержание и методы королевской Реформации, Мария
Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся
Репродуктивный уровень: называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке; объяснять устройство англиканской церкви.
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история».
Энциклопедия «Всемирная история в лицах

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7



Кровавая и контрреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство

Продуктивный уровень: сравнивать устройство Католической церкви и англиканской церкви;
характеризовать основные направления политики Англии в данный период.
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны
(Новая история)».
Энциклопедия «Всемирная история», т. 3, с. 212.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 11–14

13
Религиозные войны во Франции и укрепление абсолютной монархии
Основные понятия: гугеноты, эдикт, гарант, компромисс, религиозные войны.
Основные вопросы: причины религиозных войн, деятельность Ришелье и Генриха IV, складывание абсолютной монархии, французский вариант абсолютной монархии
Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные этапы религиозных войн во Франции.
Продуктивный уровень: раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции;
сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и в Англии.
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 30.
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)».
Энциклопедия «Всемирная история», т. 6, с. 79; т. 9, с. 205.

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ришелье и Генриха IV
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 11–14

14
Повторение

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся



15– 16
Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия
Основные понятия: революция, уния, гезы, иконоборцы, террор.
Основные вопросы: причины, ход, итоги революции, рождение республики, значение Нидерландской революции
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста
Репродуктивный уровень: описывать географическое и экономическое положение Нидерландов.
Называть основные этапы и события Нидерландской революции.
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах.
Творческий уровень: подготовить электронный
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 28.
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)», с. 93.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 7, с. 149.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 15–18

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





атлас исторических личностей ранних буржуазных революций в Европе


17– 18
Революция в Англии. Путь к парламентской монархии
Основные понятия: парламентская монархия, Долгий парламент, «круглоголовые», «кавалеры», левеллеры, диггеры, протектор, тори, виги.
Основные вопросы: причины, ход, результаты революции, гражданская война, установление республики, протекторат Кромвеля, реставрация монархии
Комбинированный урок с элементами лабораторной работы
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события Английской революции.
Продуктивный уровень: выявлять причины революции; характеризовать основные события и значение революции; сравнивать политическое устройство Англии и Франции.
Творческий уровень: высказывать суждение о роли О. Кромвеля в политической истории Англии
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история».
Энциклопедия «Всемирная история в лицах (Новая история)».
Энциклопедия «Всемирная история», т. 5, с. 187.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 15–18

19
Международные отношения
Основные понятия: Тридцатилетняя война, коалиция.
Основные вопросы: причины, ход Тридцатилетней войны, Вестфальский мир, новая система отношений
Учебная лекция
Репродуктивный уровень: называть существенные черты международных отношений данного периода.
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 53.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 15–18

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





систему международных отношений Европе в XVIII в.
Творческий уровень: анализируя разные точки зрения о политическом устройстве Европы, высказывать свое суждение о том, какая точка зрения соответствует эпохе Нового времени


20
Век Просвещения
Основные понятия: эпоха Просвещения, энциклопедисты, разделение властей.
Основные вопросы: взгляды деятелей эпохи Просвещения, идеи Просвещения и их значение, взгляды Вольтера, Монтескье, Смита и других просветителей
Урок-практикум
Репродуктивный уровень: называть характерные черты эпохи Просвещения.
Продуктивный уровень: характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 20.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 20, 21

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7





подготовить сообщение о деятелях эпохи Просвещения


21
Промышленный переворот
Основные понятия: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм.
Основные вопросы: аграрный переворот, промышленная революция, положение рабочих
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть условия промышленного переворота.
Продуктивный уровень: выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 16.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 22

22
Английские колонии в Северной Америке
Основные понятия: колонии, национальное самосознание.
Основные вопросы: первые американские поселения, формирование новой нации, причины войны за независимость
Урок-практикум
Репродуктивный уровень: описывать условия жизни в первых североамериканских колониях.
Продуктивный уровень:
выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополией;
раскрывать характерные черты новой американской нации.
Творческий уровень: подобрать электронный атлас знаменательных дат по данной теме
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 76.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 23

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7

23
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
Основные понятия: патриот, лоялист, суверенитет, федерация, конституция.
Основные вопросы: ход, значение, итоги войны за независимость, Декларация независимости, Конституция 1787 года
Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся
Репродуктивный уровень: называть основные черты политического устройства США.
Продуктивный уровень:
выявлять причины победы североамериканских колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787 г.
Творческий уровень:
высказывать свое суждение о значимости Конституции 1787 г. в современную эпоху
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 76.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2, с. 183.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 24

24
Причины и начало Великой французской революции
Основные понятия: третье сословие, Национальное собрание, Учредительное собрание, санкюлоты, декрет.
Основные вопросы: особенности политического и экономического развития Франции в конце XVIII века, причины революции, падение Бастилии,
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть этапы революции; описывать условия жизни разных сословий.
Продуктивный уровень: сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период; выявлять причины
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 78.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 13.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 25

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7



от Генеральных штатов к Учредительному собранию

революции; характеризовать основные события первого этапа революции.
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях данных событий для истории Франции


25
Великая французская революция. От монархии к республике
Основные понятия: жирондисты, якобинцы, белая эмиграция
Основные вопросы: ход французской революции, Декларация прав человека, Конституция 1791г., якобинская диктатура, террор
Учебная лекция с элементами эвристической беседы
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события революции.
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблицу; анализировать основные положения Декларация прав человека и Конституции 1791 г.; характеризовать особенности якобинской диктатуры.
Творческий уровень: на основе дополнительной литературы составить политический портрет М. Робеспьера, Ж. П. Марата, Ж. Дантона
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 78.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 13, с. 71.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 26

Продолжение табл.
1
2
3
4
6
7

26
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Основные понятия: революционная буржуазия, «умеренные», «снисходительные», «бешеные», термидорианцы, Директория.
Основные вопросы: переворот 9 термидора, войны Директории, государственный переворот 18 брюмера
Комбинированный урок с элементами анализа учебного теста
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события революции.
Продуктивный уровень: раскрывать причины падения якобинской диктатуры; характеризовать режим Директории.
Творческий уровень: на основе дополнительной литературы составить политический портрет Наполеона Бонапарта
БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история», с. 80.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 7, с. 70.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 27

27
Начало европейской колонизации
Основные понятия: колонизация, «закрытые страны», традиционное общество, западная цивилизация.
Основные вопросы: особенности экономического и политического развития стран Востока, последствия вмешательства европейцев в жизнь стран Востока
Учебная лекция
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока.
Продуктивный уровень:
выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом.
Творческий уровень: на основе дополнительной
Энциклопедия «История от Средних веков до 1914 г.», с. 88, 96.
Рабочая тетрадь по Новой истории, задание к § 29–30

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7






литературы подготовить сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI–XVIII вв.


28
Повторение

Урок комплексного применения ЗУН




История России в XVI–XVIII вв. (40 ч)

29
Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI–XVIII вв.
Основные понятия: династия Рюриковичей; династия Романовых.
Основные вопросы: итоги внутренней и внешней политики России; основные изменения в культуре и быте русского общества; задачи России в данный период
Вводная лекция
Информационно-коммуникативная деятельность
Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; показывать на исторической карте рост территории России в XVI–XVIII вв.
Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком


Тема 1. Россия на рубеже XVI–XVII вв. (4 ч)

30– 31
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Основные понятия: «заповедные лета», дети боярские, крепостное право, урочные лета.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Работа с фрагментами исторического документа
Репродуктивный уровень: описывать положение основных социальных слоев общества.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.


Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



Основные вопросы: экономическое развитие, Борис Годунов и его внутренняя и внешняя политика, причины Смутного времени


Продуктивный уровень: выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова.
Творческий уровень: высказывать суждения о перспективах развития страны при правлении Б. Годунове
Дидактический материал «История
России конца XVI–XVIII вв.», с. 4, 9–12.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 1.
Энциклопедия «История России в лицах (V–XX вв.)», с. 86–88

32– 33
Смута в Российском государстве
Основные понятия: «смута», народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, национальное самосознание, Семибоярщина.
Основные вопросы: царствование В. Шуйского, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, восстание под руководством И. Болотникова, первое и второе народное ополчение, Земский собор 1613 г.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства станы.
Продуктивный уровень: характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; систематизировать
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 6–8, 14–21, 42.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 2, 3
Энциклопедия

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7






исторический материал о восстании И. Болотникова в таблице.
Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение: «Политический портрет князя К. Минина, Д. Пожарского»
«История России в лицах (V–XX вв.)», с. 88–90; 93–94

Тема 2. Россия в XVII веке (11 ч)

34
Экономическое развитие России в XVII веке
Основные понятия: барщина, оброк, мелкое товарное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка.
Основные вопросы: экономические последствия Смутного времени, развитие сельского хозяйства, формирование всероссийского рынка, мануфактура-предприятие нового типа
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть существенные черты экономического развития России в XVII веке; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.
Продуктивный уровень: характеризовать новые черты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 64–72.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 4

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

35
Сословия российского общества
<°Основные понятия: «белые» слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, приказные люди, служилые люди, наемные работники.
Основные вопросы: социальная структура российского общества, экономическое и политическое положение разных сословий российского общества
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: описывать положение основных сословий в России в XVII веке.
Продуктивный уровень: раскрывать изменения, происшедшие в положении представителей разных сословий; сравнивать положение разных слоев одного сословия; систематизировать исторический материал в таблице
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 64–74.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 5

36
Политическое развитие России
Основные понятия: самодержавие, система приказов, Боярская дума, Соборное уложение 1649 г., полки «иноземного строя».
Основные вопросы: первые Романовы, органы власти Российской империи, управление на местах
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Работа с фрагментами исторического документа.
Работа в парах
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть существенные черты политического устройства России.
Продуктивный уровень: характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотносить факты и общие
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 74–86.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 6

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7






процессы становления российского абсолютизма.
Творческий уровень: сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в России и в странах Западной Европы


37
Власть и церковь. Церковный раскол
Основные понятия: старообрядчество, раскол, протопоп.
Основные вопросы: причины раскола, реформа Никона, конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, протопоп Аввакум, Церковный собор 1666– 1667 г.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Работа с фрагментами исторического документа.
Работа по группам
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий.
Продуктивный уровень: характеризовать сущность и результаты церковной реформы XVII века; выявлять основные причины разногласий между церковью и властью.
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.»,
с. 86–91.
Рабочая тетрадь «История России
конца XVI– XVIII вв.», § 7.
Энциклопедия
«История России в лицах (V–XX вв.)», с. 112–113; 106–108; 111–112

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

38
«Бунташный век».
Народные движения
Основные понятия: крепостное право, Соборное Уложение, секты, скиты, старообрядчество, «белые» слободы, крестьянская война.
Основные вопросы: городские восстания в период царствования Алексея Михайловича, восстание Степана Разина, стрелецкое восстание 1682 г.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Работа с фрагментами исторического документа.
Работа по группам.
Участие в дискуссии
Репродуктивный уровень: называть даты, место, обстоятельства, участников народного движения.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения в XVII веке; анализировать основные положения Соборного уложения 1649 г.; сравнивать изменения в положении разных социальных слоев.
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о роли личности в истории на примере Степана Разина
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 92–98.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 8.
Энциклопедия
«История России в лицах (V–XX вв.)», с. 119–120

39– 40
Внешняя политика России в XVII веке
Основные понятия: рада, Запорожская Сечь, острог, ясак, реестровые казаки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальные формы работы.

Репродуктивный уровень: называть основные направления внешней политики.
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.


Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



Основные вопросы:
Столбовский мир 1617 г., Деулинское перемирие 1618 г. Смоленская война 1632–1634 гг., освоение Сибири и Дальнего Востока, воссоединение Украины с Россией

Групповые формы работы
Продуктивный уровень: характеризовать цели, средства, направления внешней политики России в XVII веке; сравнивать цели, результаты внешней политики царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; систематизировать исторический материал в виде схемы и таблицы.
Творческий уровень: подготовить электронный адрес основных событий по данной теме
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 98–103.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 9

41– 42
Культура России в XVII веке
Основные понятия: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр.
Основные вопросы: развитие образования и науки, жанры русской литературы, русский театр,
Урок закрепления знаний
Групповые формы работы.
Индивидуальные формы работы.
Презентация сообщений
Репродуктивный уровень: называть характерные черты развития духовной жизни России в XVII веке.
Продуктивный уровень: раскрывать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры;
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 10–11

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



архитектура, живопись


выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; характеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества.
Творческий уровень: подготовить презентации по данной теме


43– 44
Повторение «XVII век в историческом развитии России»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Зачет
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; сравнивать развитие России и стран Западной Европы в данный период.
Творческий уровень: высказывать суждение о значимости данного этапа для развития России в XVIII в.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 103, 112, 115, 122–127

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

Тема 3. Россия в I четверти XVIII века (10 ч)

45
Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Основные понятия: причины и предпосылки преобразований.
Основные вопросы: внутреннее и международное положение России, предпосылки преобразований, планы будущих преобразований России в замыслах передовых людей этого времени (С. Полоцкий, Ордин-Нащокин, В. В. Голицын)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальные формы работы.
Работа в парах
Репродуктивный уровень: называть причины социально-экономического отставания России от европейских стран; описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований.
Продуктивный уровень: выявлять предпосылки преобразований в России; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени.
Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурсов по данной теме
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 129–135.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 12–13

46
Начало царствования Петра I
Основные понятия: регентство, стрельцы, лавра.
Основные вопросы: характеристика личности
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Работа с фрагментами исторического документа
Репродуктивный уровень: называть основные этапы жизни и деятельности Петра I в «начале славных лет».
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 135–140.

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



Петра, двоевластие, царевна Софья, великое посольство 1697–1698 гг.


Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.
Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о личности Петра I
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 12–13.
Энциклопедия «История России в лицах (V–XX вв.)», с. 129–131

47– 48
Внешняя политика Петра I
Основные понятия: верфь, гвардия, рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, эскадра, фрегат, «нарвская конфузия».
Основные вопросы:
причины, ход, итоги Северной войны, азовские походы, Ништадский мир
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть даты, основные сражения Северной войны; объяснять значение понятий.
Продуктивный уровень:
анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны.
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях внешнеполитической деятельности Петра I
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 173, 177, 185.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 14.
Книга для учителя «История России XVII–XIX в.»,
с. 10, 17

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

49– 50
Преобразования Петра I
Основные понятия: абсолютизм, коллегия, Синод, бюрократия, ратуши, магистраты, меркантилизм, подушная подать, приписные крестьяне, протекционизм, мануфактура, посессионные рабочие.
Основные вопросы: преобразования в системе управления, изменения в сельском хозяйстве, промышленности, торговли
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений;
выявлять изменения в экономике, внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I; анализировать последствия реформ Петра I для России.
Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о развитии стран Западной Европы и России в данный период
Энциклопедия «Всемирная исто- рия», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 140, 151, 152, 153, 160–162, 170–173.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 15–16.
Книга для учителя «История России XVII–XIX вв.», с. 15

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

51
Народные движения I четверти XVIII века
Основные понятия: работные люди, отходники, посессионные крестьяне.
Основные вопросы: причины народных восстаний, общее и особенное в народных выступлениях, значение народных восстаний
Урок обобщения и систематизации знаний
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть даты народных движений; описывать положение разных социальных слоев в данный период.
Продуктивный уровень: выявлять главные причины народных волнений в начале XVII века; сравнивать народные выступления начала XVII века; систематизировать новый исторический материал в таблице
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 157, 158.
Рабочая тетрадь «История России
конца XVI– XVIII вв.», § 17

52
Изменения в культуре и быте в I четверти XVIII века
Основные понятия: Академия наук, ассамблеи, летосчисление, Кунсткамера, развитие навигацких наук, гравюра.
Основные вопросы:
образование, наука, быт, книгопечатание
Урок обобщения и систематизации знаний
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: описывать основные направления развития русской культуры; называть существенные черты духовной жизни России в I четверти XVIII века.
Продуктивный уровень: характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром; раскрывать значение преобразований в области
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.».
Рабочая тетрадь «История России
конца XVI– XVIII вв.», § 18–19

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7






культуры для дальнейшего развития России.
Творческий уровень: высказывать суждение о значимости реформ для развития России


53
Повторение

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Зачет
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть ключевые события данного исторического периода.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; раскрывать значимость событий этого этапа для дальнейшего развития России.
Творческий уровень: высказывать суждение по спорным вопросам данной темы
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 186–191, 194–196

Тема 4. Россия в 1725–1762 гг. (4 ч)

54
Дворцовые перевороты
Основные понятия: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет,
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальные формы работы
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные этапы, даты и действую-
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



временщики, «кондиции», престолонаследник, фаворит.
Основные вопросы: причины дворцовых переворотов, направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов, последствия дворцовых переворотов


щие лица дворцовых переворотов.
Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов; выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России.
Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение об исторических персонажах эпохи дворцовых переворотов
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 212–215, 219–225.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 20–21.
Книга для учителя «История России XVII–XIX вв.», с. 21.
Энциклопедия «История России в лицах (V–XX вв.)», с. 132; 149–150; 145–146; 144; 158–160

55
Внутренняя политика России в 1725–1762 гг.
Основные понятия: откуп, подряд.
Основные вопросы: изменения в системе центрального и городского управления, укрепление
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть основные направления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных социальных
Энциклопедия «Всемирная исто- рия», т. 2.
Дидактический материал «Исто-рия России конца

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



позиций дворянства, положение крестьян и казачества


групп населения в данную эпоху.
Продуктивный уровень: выявлять изменения в положении разных социальных слоев; характеризовать изменения в системе управления.
Творческий уровень: приводить оценки деятельности преемников Петра
XVI–XVIII вв.», с. 237.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 22

56
Внешняя политика России в 1725–1762 гг.
Основные понятия: Семилетняя война.
Основные вопросы: основные направления внешней политики в данный период, участие России в русско-турецкой войне, в Семилетней войне, итоги внешней политики, полководческое искусство П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть основные направления внешней политики преемников Петра.
Продуктивный уровень: анализировать итоги внешней политики и последствия; систематизировать данный исторический материал в виде таблиц и схем; раскрывать основные черты полководческого искусства.
Творческий уровень: высказывать суждение о значи-
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 225–228.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 23

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7






мости и последствиях военных кампаний России в XVIII в.


57
Повторение

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Зачет

Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 240–244

Тема 5. Россия в 1762–1800 гг. (11 ч)

58– 59
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, секуляризация, конституция, уложенная комиссия.
Основные вопросы: особенности внутренней политики, изменения в городском управлении, работа Уложенной комиссии
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальные формы работы.
Работа с фрагментами исторического документа
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства России во II половине XVIII в.
Продуктивный уровень: характеризовать особенности внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления, судопроизводства при Екатерине II
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 245–247, 250.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 24.
Книга для учителя «История России XVII–XIX вв.», с. 24

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7






Творческий уровень: составить политический портрет Екатерины II
Энциклопедия
«История России в лицах (V–XX вв.)», с. 156–158

60
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева
Основные понятия: крестьянская война, самоуправление, самозванец.
Основные вопросы: причины, особенности и этапы крестьянской войны
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы.
Работа с фрагментами исторического документа
Репродуктивный уровень: называть место, имена, обстоятельства, участников крестьянской войны.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения; анализировать причины, особенности и значение крестьянской войны; сравнивать народные восстания «бунташного времени» XVII века и восстания XVIII века.
Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о деятельности Емельяна Пугачева
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 257–267.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 25.
Книга для учителя «История России XVII–XIX вв.», с. 31.
Энциклопедия «История России в лицах (V–XX вв.)», с. 165–166

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

61
Экономическое развитие России 1762–1800 гг.
Основные понятия: экономика, мануфактура, денежный оброк, барщина, месячина.
Основные вопросы: развитие промышленности и сельского хозяйства, подъем отечественной торговли, итоги экономического развития России в данный период
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период; называть существенные черты экономического развития России в конце XVII – начале XVIII в.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение феодально-крепостнической системы.
Творческий уровень: сравнивать экономическое развитие России и стран Западной Европы
Энциклопедия «Всемирная история», т. 2.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.».
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 26

62– 63
Внешняя политика Екатерины II.
Русское военное искусство
Основные понятия: протекторат, коалиция, нейтралитет.
Основные вопросы: основные направления внешней политики, борьба России за выход к Черному морю, война со Швецией, полководческое
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: называть даты военных походов и кампаний.
Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внешней политики России во II половине XVIII века; раскрывать последствия
Энциклопедия «Всемирная история», т. 3.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 267–269.
Рабочая тетрадь

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



искусство А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова


внешнеполитической деятельности Екатерины II.
Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о внешнеполитической деятельности Екатерины; на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение «Наука побеждать» А. В. Суворов; Ф. Ф. Ушаков
«История России конца XVI– XVIII вв.», § 27–28.
Книга для учителя «История России XVII–XIX в.», с. 25.
Энциклопедия «История России в лицах (V–XX вв.)», с. 156–158

64– 65
Россия при Павле I. Внешняя и внутренняя политика России в конце XVIII в.
Основные понятия: коалиция, блокада, захватническая война, эскадра.
Основные вопросы: основные направления внешней и внутренней политики Павла, противоречивость политики Павла, дворцовый переворот
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Групповые формы работы.
Работа с фрагментами исторического документа
Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности проводимой Павлом I политики.
Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о личности и деятельности Павла I
Энциклопедия «Всемирная история», т. 3.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 275, 279, 280–283.
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 29.
Энциклопедия
«История России

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7







в лицах (V–XX вв.)», с. 158–160

66
Культура России во II половине XVIII в.
Основные понятия: университет, духовная семинария, барокко, классицизм, реализм, идеология, паровая машина.
Основные вопросы: становление системы российского образования, успехи отечественной науки, особенности развития искусства России
Урок обобщения и систематизации знаний
Групповые формы работы
Репродуктивный уровень: составлять описание исторических памятников и произведений литературы; называть характерные черты духовной культуры России II половины XVIII в.
Продуктивный уровень: характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки.
Творческий уровень: на основе литературных произведений выявлять ценности изучаемого периода
Энциклопедия «Всемирная история», т. 3.
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.».
Рабочая тетрадь «История России конца XVI– XVIII вв.», § 30–33.
Книга для учителя «История России XVII–XIX вв.», с. 37

67– 68
Повторение «История России XVII–XVIII вв.»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Зачет
Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей
Дидактический материал «История России конца XVI–XVIII вв.», с. 292–296,

Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7






данного исторического периода.
Продуктивный уровень: соотносить изученные факты и общие процессы; сравнивать социально-экономические, политические, духовные процессы в России с историческим развитием стран Западной Европы в XVII– XVIII вв.; структурировать изученный материал в виде таблиц, схем.
Творческий уровень: презентовать проекты «Выдающиеся личности России XVII–XVIII вв.»
300–304

69– 70
Резервное время



15