Урок внеклассного чтения на тему А.Грин. Алые паруса



УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ
А.ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
Разработка учителя русского языка
и литературы
Боркиной Анны Георгиевны

Тема урока: «Рыцарь мечты» (по повести А.Грина «Алые паруса»)
Цели урока:
познакомить учащихся с личностью А.Грина и его творчеством. 2. вызвать интерес к творчеству А.Грина и побудить учащихся читать его произведения;
вызвать эмоциональные чувства от восприятия художественного слова и музыки;
развивать навыки работы с текстом, учить думать, обобщать, делать выводы и сопоставления;
подвести к выводу, что любой человек способен на высокие чувства и поступки.

Оборудование урока:
Газеты, выполненные детьми к повести «Алые паруса»
Презентация к уроку по повести «Алые паруса»
Аудиозапись песни «Ребята, надо верить в чудеса»
Ход урока.
Эпиграф (на доске) ....Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
и век пахнет чужим, и кров ваш обречен,
послушайтесь меня, перечитайте Грина,
вам нечего терять, не будьте дурачьем Б. Чичибабин «Памяти Грина»
Вступительное слово учителя
Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда впервые
Я в мир чудес, им созданный, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Веселые герои его книг.
Они живут в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам,
Как палуба большого корабля.

Так написал о своем любимом писателе Александре Грине юноша-студент, почитатель его книг, побывав на могиле писателя в Старом Крыму. А знаете ли вы что-нибудь об этом удивительном и загадочном человеке, авторе всем известных книг «Алые паруса», «Бегущая по волнам»», «Золотая цепь», «Блистающий мир»?
Я приглашаю вас в удивительную страну поэта – его Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг и он сам, писатель-романтик, человек-легенда, человек-мечтатель.
2. Сообщения учащихся (по 2-3 мин)

Жизнь замечательного человека Александра Степановича Гриневского (Александра Грина ( 1880-1932 г.г.)).
История создания повести «Алые паруса».

3.Беседа по содержанию прочитанного.
- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она?
- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)
- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)
-Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)
-Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо - Арнольда Беклина»)
-Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно - духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего: любят всё живое, близки к природе, добры и бескорыстны, трудолюбивы, верят в мечту.)
- Вера в мечту и соединила их под алыми парусами.
- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)
- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.»)
- Какими словами автор передаёт счастье Ассоли? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком.»)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей. Это бесконечно счастье.)
- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)
- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.)
4. Рефлексия. Домашнее задание.
- Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?
- На доске записываю слово «СЧАСТЬЕ – ЭТО», а ребята по одному выходят к доске и пишут по одному слову к определению.
- И в заключение послушайте песню об алых парусах мечты (аудиозапись):
Ребята! Надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном










13PAGE 15


13PAGE 14315