Конспект урок-презентация «Испарение воды растениями. Листопад»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. ПОЧИНОК КУЧУК
КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Урок- проект
на тему:
« Испарение Воды растениями. Листопад».
6 класс
Из опыта работы учительницы
высшей квалификационной категории
Московской Д.И.
Кукмор 2014 г.
Тема: Испарение воды растениями. Листопад.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: исследовательский.
Цель: Познакомить учащихся ещё с одной функцией листа – испарением;
листопадом- приспособлением к перенесению неблагоприятных
условий.
Образовательные:
расширить понятие о взаимосвязи организма со средой обитания;
продолжить формирование умения получать ответы на вопросы
с помощью опытов;
Развивающие:
прививать практические умения и навыки постановки опыта и
проведения наблюдений
формирование самостоятельности в мыслительной деятельности
умение сравнивать, обобщать
Воспитательные:
продолжить формирование любви к природе, ее красоте.
Оборудование: опыты по испарению воды растениями, таблица «Строение
устьиц», репродукции картин с осенним пейзажем, коллекция
осенних листьев, компьютер.
Вид урока: компьютерный
Использование технологий: технология личностно- деятельного подхода.
Подготовительная работа: Класс делится на 3 группы:1 группа наблюдает за опытом № 1 , 2 группа- за опытом №2 , 3 группа –за опытом №3.Работа с дополнительной литературой «Книга для чтения по ботанике» Д.И.Трайтак пособие для учителя. М «Просвещение» 1978 г., §2 «Строение клетки» биология 6 кл. В.В.Пасечник
Ход:
I.Организационный момент
II. Проверка д/з.
Значение фотосинтеза в природе: а) выделение кислорода,
б) образование органических веществ, необходимых для всех живых организмов,
в) обеспечения организмов энергией,
г) все предыдущие ответы верны
Вода поднимается от корня по стеблю к листьям благодаря: а) корневому давлению, б) фотосинтезу, в) внесению удобрений.
3. Какие из химических веществ используются при дыхании? а) кислород
б) углекислый газ, в) вода, г) кислород и углекислый газ.
2.Какой из перечисленных факторов больше всего влияет на увеличение скорости фотосинтеза
а) увеличение полива
б) увеличение количества кислорода
в) увеличение количества углекислого газа
г) удобрения.
III.Изучение новой темы
- Вы сейчас написали работу по фотосинтезу и дыханию растения. Скажите, в каком органе одновременно протекают эти два процесса?
-Еще для чего необходимы листья?
-Листья выполняют ещё одну функцию – испарение воды?
-Какую цель урока поставим? (Изучение испарения воды.
Запись в тетрадь темы урока : Испарение воды растения
1.Сообщение учащихся о результатах опыта
989965184785
Опыт № 1.Побег растения, не отрывая его, помещают в колбу, края которой закрывают ватой. Колбу закрепляют в штативе, растение обильно поливают и оставляют на свету. Опыт показывает испарение воды листьями.
-от чего зависит интенсивность испарения?
Опыт№2 В 4 пробирки наливают одинаковое количество воды и помещают побеги комнатного растения: с 5, 3, 2 листьями, в последнюю- с черенком без листьев. В пробирки сверху наливают растительное масло.
1085215353695
Вывод: Опыт доказывает зависимость количества испаряемой воды от числа листьев
Опыт №3. В две пробирки по 2 одинаковых листа или побега комнатных растений. В первую пробирку наливают теплой воды ( +250 С), а во вторую - холодной (+100С). В каждую пробирку добавляют растительное масло и выдерживают при температуре воздуха, равной температуре воды.
989965364490
Вывод: Опыт показывает зависимость испарения от температуры.

2.Прочитайте на стр.158 3-4 абзацы. Запишите в тетрадь факторы, влияющие на испарение:
Факторы, влияющие на испарение
1.Время суток, 2. Количество воды в растении, 3. Вид растения. 4. Погода, температура воздуха)3.Значение испарения воды.(Работа по учебникустр.159)
Вывод: Испарение защищает от перегрева, способствует перемещению воды по растению.
(ПОКАЗ РИСУНКА Испарение воды за лето лесом с площади 1 га.)
-11493559690
4.Демонстрация картины «Золотая осень». Разбор
542290104775
-Что вы видите на картине ?
- Красоту чего?
«Лес точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный,
стоит над солнечной поляной
завороженный тишиной». (И.Бунин)
От чего зависят желтизна и багряная окраска листьев осенью и последующее опадание их.
5.Растения имеют разные окраски (Перечисляются)
(дано задание на дом ,найти в пособие « Книга для чтения по ботанике» Д.И.Трайтак пигменты растений)
Зеленые – хлорофилл, содержится в хлоропластах
Каротин – оранжевый,
Ксантофилл – желтый,
Антоциан – красный – пигменты составляют хромопласты.
6.Работа в группах.
Инструктивная карточка для группы №1
Заранее приготовляется свекольная вода. Делится на три пробирки
Пробирка № 1 контрольная. В пробирку № 2по капельке добавляется
слабый раствор уксусной кислоты.
Во 2 пробирку добавляем раствор аммиака.
1303020-2499360Вывод: В2 пробирке получаем гамму красных расцветок, во 3 пробирке –
синих. Содержание пигмента антоциан.
Инструктивная карточка для группы №2
Спиртовую зеленую вытяжку наливаем в чашку Петри. В каждую
чашечку с вытяжкой поместите по кусочку фильтровальной бумаги,
сложенной углом.

1409065334010
Вывод: На первой и второй бумаге появились цветные полоски,
соответствуюшие пигментам ксантофилла и каротина
7.Учащиеся самостоятельно составляют схему пластид.
8.Учитель показывает для сверки схему
Хлоропласты хромопласты
хлорофилл каротин ксантофилл антоциан
9.Повторение вслух окраски листьев.
-Еще какие изменения происходят в листьях?
10.Рассказ учителя о клеточных изменениях в основании листа перед листопадом.
1498600160655
Листопад – это приспособление к перенесению неблагоприятных условий
(работа по учебнику стр. 160,найти причину листопада.)

Вывод:
1. Защищает от замерзания и повреждения сосудов в холод.
2. Облегчает вес сучьев, на которые падает снег. 3. Освобождает растения от продуктов распада.
11.Работа учащихся по тестам. (Работа в парах) Оценка.
1.Листопад – это
а) приспособление растений к недостатку влаги
б) способ удаления вредных веществ
в) сезонное явление в жизни некоторых растений
г) все ответы верны
2.Хлорофилл, содержащийся в хлоропластах растений, представляет собой:
а) гормон б) фермент в) пигмент г) витамин
3.Лист осуществляет:
а) фотосинтез б) газообмен в) транспирацию
г) фотосинтез, газообмен, транспирацию
IV.Итог урока
- Какую цель поставили?
- Добились ли поставленной цели?
- Каким способом добились?
513715-24765
-Посмотрите на это растение. Назовите его
- А теперь оцените свои знания.
- Кто освоил урок полностью ,тот поставит плюсик на цветы, а кто не полностью освоил новую тему, немного не понял, тот поставит на листочки.
Выставление оценок
Д/з Прочитать § 36,ответить на вопросы 1-6,проделать опыт стр.161