Военно-патриотическое воспитание — основа учебно-воспитательного процесса в школе


Личностные, метапредметные и предметные результаты.
I этап. Пробное внедрение.
На данном этапе по осмыслению своего опыта по патриотическому воспитанию школьников вычленены противоречия, которые побудили меня рассмотреть свои взгляды на ведение патриотической и военно-патриотической работы в школе на современном этапе. Определены и сформулированы сущность и ведущая идея, выделены составные части, выстроенные в логической последовательности.
Сегодня уже очевидно, что эффективность работы государственных институтов с молодёжью недостаточна, развитие ситуации выходит из под контроля. Сложность самого понятия "патриотизм", обилие разнообразных факторов, негативно воздействующих на молодёжь, отсутствие соответствующей системы воспитания и утраченной идеологии вызывают растерянность и порождают известный вопрос "Что делать?" не только у учителей и школьников, но и у государственных структур.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Истинный патриотизм - это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием за предмет своей веры, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, реальная практическая помощь своему народу.
Военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины.
Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися школы уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.
Попробую ответить на вопрос: «Где больше возможности готовить будущих защитников Отечества - на уроке или за его пределами?»
Конечно, урок - важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе. В чём же преимущества внеклассной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком). Содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объёме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в них применения на практике путём вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.
Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более естественны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочёты, проблемы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе активно формируется личность.
Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний умений и навыков.
II этап. Расширенное внедрение патриотического воспитания учащихся через урочную и внеклассную работу.
В августе 2015 года на педсовете был заслушан мой доклад, который получил поддержку коллег. Общими усилиями мы приступили к реализации выдвинутой проблемы, включив ее в учебно- воспитательный процесс нового учебного 2015/2016года.
Руководствуясь постановлением Правительства «О государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2011-2015 г.г.», изучив и проанализировав опыт работы лучших военных руководителей 80-90-х годов, ветеранов войны : Героя СССР Колейникова В.Н. (Астраханский кооперативный техникум), Мартынова И.А. (Астраханский строительный техникум), Старикова Н.Н. (Астраханский технологический техникум), Миляева В.В. (Астраханское медицинское училище), Николавцева Н.Н. (средняя школа №36), Мартынюк И.Ф. (средняя школа №4), Азанова В.А. (средняя школа – интернат №6), и ряда других опытных методистов, военруков, средне – специальных учебных заведений, профтехучилищ и средних школ г.Астрахани, был сделан глубокий анализ по формированию у школьников основополагающих принципов патриотизма.
В этой связи, в качестве аргумента исследования, было выбрано обоснование системы патриотического воспитания за предыдущие годыс реальными результатами последующих двух, трёх лет. Главной целью исследований, конечно же, не является открытие и внедрение каких-то новых форм и методов этой работы, а возрождение ушедших из нашей педагогической практики советских времен, с учётом личностно-ориентированного подхода и изменившихся современных условий. Какговорят: «Всё новое – хорошо забытое старое!», - воспитание гражданственности и нравственности, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей:
– толерантности, уважения друг к другу;
- любви к Родине, своему народу, гордости за наши Вооруженные Силы;
- на примерах мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войне в Афганистане и других горячих точках Кавказа.
III этап. Полное внедрение.
Использование нововведений всем педагогическим коллективом МБОУ г. Астрахани «СОШ №51»и диагностика результатов.
Для начала нужно было чётко уяснить: «Чего я хочу добиться? Как подготовить подрастающую смену и что для этого нужно? Исходя из главной цели и принципов, мы совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе Хасяновой Э.В., и учителями физкультуры определили основные направления в военно-париотическом воспитании у школьников через урочную и внеклассную деятельность.
Для достижения положительных результатов на заседаниях районного и городского методических объединении преподавателей ОБЖ после окончания каждой учебной четверти и в конце учебного года проводились диагностика и обмен опытом работы по организации и проведению военно–патриотического воспитания в школе с преподавателями – организаторами общеобразовательных организаций г.Астрахани.
Заключение
Таким образом, патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, её характер , реализует высший уровень её развития и проявляется в её самореализации на благо общества. Исследования в ходе проведённого педагогического эксперимента и практической работы всего педагогического коллектива показали следующие результаты в 2015 / 2016 уч. году:
- успешно апробирована система патриотического воспитания школьников в урочное и внеурочное время, в работе кружка ЮНЫЙ ПАТРИОТ, которая положительно повлияла на учебно-воспитательный процесс учащихся.