Методическая разработка «Рекомендации по организации деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта»

Рекомендации по организации
деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта

Расти должны все цветы
Евангелие от Матфея
Статистика:
По данным статистики в нашей стране:
5%- одарённых детей
35% - дети с нормой в развитии
60% - дети с нарушениями в развитии

72-75% - легкая умственная отсталость;
20-23% - умеренная умственная отсталость
5% - тяжёлая умственная отсталость


Особенности в развитии детей с нарушением интеллекта

замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности (нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причинно следственных связей);
специфические особенности памяти (непрочность и малый объём)
недостаточная познавательная активность;
проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношений;
недостатки или нарушения в развитии личностных качеств (неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Умственная
отсталость

Состояние учащегося, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения нервной системы. Это является физиологической основой для аномального психического развития учащихся, включая процессы познания, эмоции, волю.







Олигофрения

Малоумие. Это стойкое недоразвитие форм психической деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах развития. При олигофрении отличается прежде всего недоразвитие мышления. Нарушена память, уменьшается запас слов, затрудняются процессы осмысления.





Принципы коррекционной педагогики

принцип педагогического оптимизма;
принцип коррекционно-компенсирующей направленности образовательного процесса;
принцип социально-адаптирующей направленности образовательного процесса;
принцип развивающего обучения;
принцип деятельностного подхода в обучении;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;
принцип необходимости специального педагогического руководства.
принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.

Методы обучения
персептивные, логические, гностические и практические.

Требования к коррекционной работе на уроке

Формирование учебной активности учащихся:
создание мотива;
создание проблемной ситуации;
организация самостоятельной работы учащихся;
организация связи мотивов с эмоциями;
создание положительного эмоционального фона;
воспитание чувства долга и ответственности;
формирование положительной оценки учебной деятельности;
использование эмоциональной речи и авторитета мастера и преподавателя;
2. Развитие осознанного регулирования деятельности:
целеобразование;
эксториоризация мыслительной деятельности и её вербализация;
использование наглядных образов, иллюстративно-изобразительной наглядности, технических демонстрационных материалов;
наблюдение «за осуществлением» эталонной деятельности и организации наблюдения;
Дифференцированное и индивидуальное обучение.









Основные способы и приёмы взаимодействия
на учебном занятии

включение в урок заданий по нарастающей степени сложности;
включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер;
применение разнообразных типов структур урока для смены вида деятельности;
использование заданий, предполагающих самостоятельную обработку информации;
включение дозированной поэтапной помощи мастера;
перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание;
включение в урок специальных упражнений по коррекции
высших психических функций;
включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов (визуальный, аудиальный, кинестетический).


Виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия учебного материала;
использование ориентировочной основы действий(опорных сигналов);
формирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения материала.


Рекомендации по организации
деятельности на основных этапах урока

Организационный момент:
Организационный момент занимает от 1 до нескольких минут и проводится, как самостоятельная часть с учётом трудности переключаемости учащихся с одного вида деятельности на другой необходимо снять у них излишнюю возбудимость и переключить их внимание на урок. С первых минут учащийся должен почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований. Проверить наличие тетрадей ручек специального оборудования для урока, порядок расположения их на учебном столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов, это требование относится и к столу учителя. Так как это приучает учащихся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд
Постановка цели и задачи урока:
Постановка цели и задачи содержит познавательную и мотивационную части. Определяя познавательную часть учитель должен указывать на те знания, которые должен получить ученик на сегодняшнем занятии. Необходимо чтобы формулировка определение была чёткой и легко запоминающейся. Мотивационная часть задачи должна содержать обоснование необходимости новых знаний для последующей деятельности учащихся ( сегодня мы изучим свойства ткани, это нужно хорошо запомнить без них вы не сможете подобрать материал для заплаты)
объяснение нового материала:
Излагать более короткими предложениями, смысл которых лучше понимается учащимися. Во время объяснения учитель активизирует внимание, контролирует степень усвоения.
При объяснении использовать наглядные средства. В психологии выделяют две функции наглядности: расширение чувственного опыта и раскрытие сущности изучаемого материала. Модель образцы, схемы, макеты, фильмы. Рекомендуется фрагменты, вырезать сосредоточить внимание;
связывание новой информации с прошлым опытом учащихся. Опорой для формирования новых знаний служат ранее усвоенные знания и представления. Новый материал связан с житейски опытом учащихся;
дозированная помощь при объяснении нового материала (вопросы, сравнения);
при изучении нового термина установить смысловые связи со знакомыми учащимся понятиями и для обеспечения восприятия нового термина необходимо:
четко проговаривать, демонстрировать карточку с новым термином, выделяя интонацией произношение и правописание;
повторение слова учащимися в громкой речи, и про себя;
записать новое слово в словарь;
использовать приём сравнения, используя при этом алгоритм или план;
использование практической деятельности учащихся (практические работы, опыты, наблюдения.);
метод поэтапного формирования знаний:
определение цели и создание познавательной мотивации;
восприятие нового материала;
действие учащихся с материализованными или натуральными объектами;
проговаривание в громкой речи ( с опорой , а затем без опоры на наглядность;
представление схематического материала и проговаривание про себя его содержания;
упражнения на закрепление и образование новых смысловых связей: ответ учащихся на вопросы, предполагающие осмысление материала в другом ракурсе; повторение и дополнение материала на следующем занятии;
контроль и помощь;
анализ выполненных работ в сравнении с образцом, эталоном;
оценка;
общие рекомендации:
восприятие + речь ( составлять рассказ «Мурзилка»);
запоминание пойдет лучше, если использовать при объяснении:
так как.
поэтому
для этого
зрительная память работает лучше
на место положения;
на цвет;
разделить материал по времени;
хорошо запоминаются крайние объекты;
красный и синий цвет привлекают внимания;
не давать много заданий одновременно;
не перегружать учебными пособиями;
составление плана ответа;
низкий уровень развития внимания, восприятия, памяти требует постоянной активизации на существенных признаках;
сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показать практические действия;
многократное повторение наиболее важного материала в течении длительного времени;
опара на практически-действенное мышление (Анализ, сравнение, синтез) необходимо продолжать развивать логическое мышление, на сколько это возможно;
необходимо отказаться от длительного и частого использования словесных методов, записывать в тетради только самое основное, чётко произносить слова, анализировать новый термин со всех сторон;
поддерживать спокойную доброжелательную атмосферу на уроке без крайностей(+ и- эмоции) воспринимать смену настроения ученика спокойно таковы его особенности эмоциональной сферы;
обсуждение к целенаправленной деятельности т.к. отсутствует любознательность целепологание (введение в проблемность вызывать интерес в форме произвольного внимания;
опора на принципы индивидуального и дифференцированного обучения





Литература

Зимняя И.А. «Основы педагогической психологии» - М, 1980г.
«Личностно –ориентированный подход в работе педагога» под ред. Степанова Е.Н. – М.2003г.
Кларин М.В. «Инновации в мировой педагогике» - Рига ,1985г.
Мирский С.Л. «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда» - М, 1992г.
«Обучение детей с нарушением интеллектуального развития» под ред.Пузанова Б.П. – М, 2001г.
Пидкасистый П.И. «Педагогика» - М, 2004г.
«Специальная педагогика» пд ред. Назаровой Н.М. – М, 2002г.
ФридманЛ.М. «Психологическая наука – учителю» - М, 1985г.
Эльконин Д.Б., Занков Л.В. «Проблемы развивающего обучения» - М, 1986г.
Эрганова Н.Е. «Основы методики профессионального обучения» - Ек., 1999г.










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115