Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы в рамках ФГОС нового поколения посредством проектной деятельности на примере учебника English World Level 3 издательства Macmillan.

Автор: Яковлева Оксана Владимировна, учитель английского языка ЧОУ школа «Аврора», г. Новосибирск.

Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы в рамках ФГОС нового поколения посредством проектной деятельности на примере учебника English World Level 3 издательства Macmillan.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках ФГОС перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения. Приоритет личностно – ориентированной парадигмы в Стандарте второго поколения заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций.
Метапредметные навыки составляют основу умения учится, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней.
Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). На уроках английского языка развитие метапредметных связей осуществляется при помощи инновационных творческих проектов, при создании которых у учащихся формируются следующие умения:
Умение ставить учебную цель и задачу.
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Исследовательские умения, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации).
Умение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Умение самостоятельно работать со словарем.
Умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Использование проектов на уроках английского языка пробуждает у учащихся интерес к обучению, а также способствует формированию метапредметных умений.
Исходя из собственного опыта мне хотелось бы показать, как осуществляется формирование метапредметных умений через урочную и внеурочную деятельность. В начальной школе по завершении темы «Cities at night», мы готовили проект « А visit to a city». Дети с удовольствием откликнулись на идею создания этого проекта, так как большинство учащихся нашей школы путешествуют по разным странам, посещают удивительные города мира. А также потому, что проект – это процесс, связанный с творчеством, дизайном, разнообразным содержанием. Дети с удовольствие включились в этот творческий процесс.
На первом этапе началась работа по формированию умения ставить цель и задачи. А также планировать свои действия. После того, как были определены сроки выполнения, отработан план действий, а также согласован способ оформления, начался сбор материала.
Детям были даны вопросы, отражающие содержание проекта:
What is the name of the city?
When are you going to?
How are you going to travel there?
Who are you going to travel with?
Where are you going to stay?
What are the buildings like? etc.
Дети наблюдают друг за другом, анализируют и систематизируют полученные знания. Оформляют работу в виде компьютерной презентации, а в дальнейшем создают фотоальбом с текстами. На уроках отрабатывается лексика, умение работать со словарем, расширяется словарный запас, также им помогает дополнительный материал, изученный на предыдущих уроках.
Следующий этап - редактированиe текстов. Поиск речевых ошибок, поиск более подходящих слов. Таким образом, идет формирование метапредметного умения вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Когда редактирование закончено, презентация дополняется фотографиями. Продуктом цикла этих уроков является фотоальбом с текстами, знакомящие читателей с городами, которые бы хотели посетить ребята. Данный фотоальбом можно использовать для демонстрации другим учащимся школы как дополнительный страноведческий материал при изучении английского языка.
При создании такого рода проектов у детей формируется привычка мыслить, действовать в соответствии с принципами метапредметности. Происходит интеграция знаний. Приобретается опыт творческой деятельности, опыт публичного выступления.
В процессе работы над проектом нами были затронуты все виды метапредметных и личностных умений и получены следующие метапредметные результаты:
Регулятивные:
Управление своей деятельностью;
Контроль и коррекция
Инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
Речевая деятельность
Навыки сотрудничества
Познавательные:
Работа с информацией
Выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения
Личностные:
Положительное отношение к процессу обучения
Проявление позитивного отношения к чувствам других детей, готовность к сотрудничеству
Проявление интереса к учебной теме
Проявление творчества
Осознание успешности своей деятельности
Таким образом, важно отметить, что метапредметные результаты - это связующее звено, которое помогает преодолеть трудности в усвоении знаний. Совершенствование метапредметных умений по английскому языку в начальной школе, а затем и в средней школе будет более успешным, если учитель будет привлекать дополнительные инструменты обучения. Технология проектов помогает усилить интерес к изучению английского языка и дает начало совершенствованию метапредметных умений по английскому языку.

Литература:
Mary Bowen, Liz Hocking. English World Level 3. – Macmillan Publishers Ltd, 2009.
Стандарты второго поколения. Программы по учебным предметам. Начальная школа. – Москва: Просвещение, 2013.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2008.



15