«Методическая разработка учебного занятия с элементами конкурсного движения» МДК.03.01 Специальная технология (включая раздел Охрана труда) «Восхождение в страну Макаронию»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»
«Методическая разработка учебного занятия с элементами конкурсного движения»
МДК.03.01 Специальная технология
(включая раздел Охрана труда)
«Восхождение в страну Макаронию»
Разработчик:
Мастер п/о Григорьева Н.В.
2017г.
Тема: «Макаронные изделия»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся.
Форма урока: Урок-игра, с элементами конкурса
Время, отведенное на урок: 45 мин
Цели урока:
Образовательная: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Макаронные изделия»;
ТФ.2 Обслуживание покупателей, консультирование их о  пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ТФ.3 Соблюдение условий хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ТФ.5 Осуществление контроля  сохранности товарно-материальных ценностей.
Развивающая: развитие логического мышления обучающихся, расширение кругозора по окружающему нас миру.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, трудолюбие, умение работать коллективно и самостоятельно.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, доска, дидактический материал, карточки с заданиями.
Этапы урока:
Организация начала урока.
Постановка учебной задачи. Объяснение условий игры.
Решение заданий (игра).
Оценивание.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:

1 этап:
Организационный момент: мастер п/о и обучающиеся приветствуют друг друга.
2 этап:
Выполнение заданий
Мастер п/о:
Ребята вы любите ходить в поход?
Сегодня нам выпала уникальная возможность: покорить горную вершину (пик), под названием «Восхождение в страну Макаронию»
Восхождение будет трудным, но увлекательным. Для этого нужно разделиться на две группы и выбрать капитана, дать название вашим командам, выбрать цвет флага.
Если вы готовы, начнем:
Итак, две туристические группы сейчас находятся у подножия горы, на туристической базе «Экстрим».
Записывает название команд на доске.
Объясняет: Каждая команда отправляется в поход под своим флагом:
1 –синий
2- красный
Задача команд - подняться от подножия до вершины. Продвижение возможно лишь по карте. Положение команды будет отмечаться на «карте достижений» на экране. Переход от одной станции к другой возможен лишь в том случае, если задание выполнено правильно и оформлено в карточке –задании (Приложение 1).
Каждая команда получает маршрутный лист, в котором отмечен № станции и задание, которое необходимо выполнить каждому.
Капитан команды, которому по жребию выпало начинать игру, далее капитаны по очереди достают бочонки с номером, который указывает номер привала и выполняют задания. Задание команда берет из соответствующего кармана (или под соответствующим номером) (например, на привале 3 – из кармана 3). Дождавшись вновь своей очереди, команда имеет право на следующий ход.
На некоторых привалах команды ожидают сюрпризы:
- на карточке № 8 написано «Ожидается сход снежной лавины. Вашей группе необходимо вернуться на базу № 7»;
- на карточке № 8 «Ваша группа может подняться по канатной дороге в пункт № 9» .
Выигрывает та команда, которая раньше другой достигает пика Восхождения и устанавливает на нём свой флажок (цветные флажки в ходе игры отмечают продвижение команды по маршруту).
Привалы могут быть организованы следующим образом.
Маршрутный лист (Приложение 3)
Название станции
Привал №1 «Макарон»
1.Макаронные изделия - ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Назначение и пищевая ценность макаронных изделий?
Привал №2 «Макаронная фабрика»
1.Сырье для производства макаронных изделий?
2.Этапы производства макаронных изделий?
Привал №3 «Ассортимент»
1.Макаронные изделия подразделяют на __________________________и _______________
_____________________________________________________________________________
2.Сорт макаронных изделий — _________________________________________________
____________________________________________________________________________
(макаронные изделия в/с — из муки высшего сорта; I сорта — из муки первого сорта; II сорта — из муки второго сорта).
3.В зависимости от формы ма​каронные изделия подразделяют на четыре типа:________
___________________________________________________________________________.
Привал №4 «Трубчатый»
1.Трубчатые изделия подразделяют на ______________ (____________________________) и на __________по размеру внешнего диаметра.
Привал №5 «Лентообразный»
Ваша группа может подняться по канатной дороге в пункт № 6
Привал №6 «Нитеобразный»
1.К нитевидным, ленточным изделиям относят__________________.
2. Виды________________,______________________,_________________,______________.
Привал №7 «Фигурный»
Фигурные изделия —___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в форме ____________________________________________________________________.
Привал №8 «Упаковочный»
Ожидается сход снежной лавины.
Вашей группе необходимо вернуться на привал № 7
Привал №9 «Качественный»
Качество макаронных изделий оценивают по_____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Привал №10 «Исторический»
В каком году и где в России была построена первая макаронная фабрика?
3 этап:
Рефлексия, подведение итогов
Победителем является та команда, которая первой дошла до финиша, решив правильно все задания. Команда победителей получает приз: грамота.
За урок ставится оценка командная:
Победителям (всем участникам команды) ставится оценка «5»
Следующим, (всем участникам команды) пришедшим к финишу- «4»
4 этап:
Домашнее задание:
подготовить сообщение: «Требование предъявляемые к макаронным изделиям», «Упаковка, маркировка и хранение макаронных изделий».
Я желаю вам успехов! Спасибо всем за урок. До свидания.
Эталоны ответов
Привал №1 «Макарон» 1.Макаронные изделия - это пищевой продукт, изготовленный путем высушивания пшеничного теста в форме ленточек, трубочек, разнообразных фигурок.
2. Макаронные изделия хорошо сохраняются, из них можно быст​ро приготовить многие блюда и гарниры, они имеют высокую пи​щевую ценность. В их состав входят белки (10,4—14,3%), углеводы (66—71,5%), жиры (1,1—2,9%), клетчатка, минеральные вещества. Энергетическая ценность 100 г равна 336— 349 ккал.
Привал №2 «Макаронная фабрика» 1. Сырье: мука, вода, яйца (яйцепродукты), цельное и сухое молоко, морепродукты, овощные добавки.2.Производство макаронных изделий состоит из этапов: подготовки сырья, приготовления теста, формования, разделки, сушки, упаковки.
Привал №3 «Ассортимент» 1. Макаронные изделия подразделяют на группы: А, Б, В и на выс​ший, первый и второй сорта.
2. Сорт макаронных изделий — это качественная характеристика продукта и зависит от сорта основного сырья, используемого для изготовления (макаронные изделия в/с — из муки высшего сорта; I сорта — из муки первого сорта; II сорта — из муки второго сорта).
3. В зависимости от формы ма​каронные изделия подразделяют на четыре типа: трубчатые, ните​видные, ленточные и фигурные.
Привал №4 «Трубчатый» Трубчатые изделия подразделяют на подтипы по форме (макаро​ны, рожки, перья) и на виды — по размеру внешнего диаметра.
Привал №5 «Лентообразный» Ваша группа может подняться по канатной дороге в пункт
№ 6
Привал №6 «Нитеобразный» К нитевидным, ленточным изделиям относят вермишель. Виды вермишели: Паутинка (диаметр до 0,8 мм), Обыкновенная (0,9—1,5 мм) и Лю​бительская (1,6—3,5 мм).
Привал №7 «Фигурный» Фигурные изделия — это плоские или объемные изделия слож​ной конфигурации, которые получают прессованием через фигур​ные отверстия матриц или выштамповыванием в форме звездочек, шестеренок, ракушек, в виде зерен риса, алфавита, бантиков, коле​чек и др.
Привал №8 «Упаковочный» Вашей группе необходимо вернуться на привал № 7
Привал №9 «Качественный» Качество макаронных изделий оценивают по цвету, вкусу, запаху, прочности, кислотнос​ти, состоянию при варке, влажности, содержанию деформирован​ных изделий, наличию крошки, лома и т. д.
Привал №10 «Исторический» Первая фабрика была построена в 1797 г. в Одессе
Приложение №1
Карточки-задания
Привал №1 «Макарон»
1.Макаронные изделия - ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Назначение и пищевая ценность макаронных изделий?
Привал №2 «Макаронная фабрика»
1.Сырье для производства макаронных изделий?
2.Этапы производства макаронных изделий?
Привал №3 «Ассортимент»
1.Макаронные изделия подразделяют на __________________________и _______________
_____________________________________________________________________________
2.Сорт макаронных изделий — _________________________________________________
____________________________________________________________________________
(макаронные изделия в/с — из муки высшего сорта; I сорта — из муки первого сорта; II сорта — из муки второго сорта).
3.В зависимости от формы ма​каронные изделия подразделяют на четыре типа:________
___________________________________________________________________________.
Привал №4 «Трубчатый»
1.Трубчатые изделия подразделяют на ______________ (____________________________) и на __________по размеру внешнего диаметра.
Привал №5 «Лентообразный»
Ваша группа может подняться по канатной дороге в пункт № 6
Привал №6 «Нитеобразный»
1.К нитевидным, ленточным изделиям относят__________________.
2. Виды________________,______________________,_________________,______________.
Привал №7 «Фигурный»
1.Фигурные изделия —___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в форме ____________________________________________________________________.
Привал №8 «Упаковочный»
Ожидается сход снежной лавины.
Вашей группе необходимо вернуться на привал № 7
Привал №9 «Качественный»
1.Качество макаронных изделий оценивают по_____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Привал №10 «Исторический»
1.В каком году и где в России была построена первая макаронная фабрика?
Приложение 2

Приложение 3
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
СОДЕРЖАНИЕ
СОСТАВ ГРУППЫ Привал №1
«Макарон»
Привал №2 «Макаронная фабрика»
Привал №3 «Ассортимент»
Привал №4 «Трубчатый»
Привал №5 «Лентообразный»
Привал №6 «Нитеобразный»
Привал №7 «Фигурный»
Привал №8 «Упаковочный»
Привал №9 «Качественный»
Привал №10 «Исторический»
ИТОГО
Максимальный балл 2 2 3 1 1 2 1 -1 1 1 14
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Итого Отметка