презентация к уроку МХК Архитектура средневековья


АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековый городвекПариж, 15 век Средневековый город В средние века архитектура становится главным видом искусства. В ней выделяют два стиля: романский ( XI-XIIв) и готический(XIII-XVв.в.) Романский стиль художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Аббатство Мария Лаах, Германия КАПЕЛЛА КАЮЩИХСЯ ГРЕШНИКОВ. БОЛЬЁ – СЮР -ДОРДОНЬ Донжо́нГлавным элементом композиции замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия. Донжо́нФормы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. ЗАМОК СЮЛЛИ,СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ X-XIВВ., ФРАНЦИЯ Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XIвв., север Франции Замок Брук,строители неизвестны 1250-1277, Австрия ЗАМОК ЛИДС, СТРОИТЕЛИНЕИЗВЕСТНЫ, XI-XIIВВ., АНГЛИЯ КРЕПОСТЬ КОНКИСТАДОРОВ,X-XIВВ.,ГЕРМАНИЯ Готический стильГо́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество.Строятся города и готические соборы - городские сооружения. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля. Усиливается контраст между « земным» и « небесным »- маленькие дома горожан и мощные, устремленные вверх соборы. Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест. Характерные чертыВертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. Схема кладки каркаса готического сводаГлавным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ. Скульптура  Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.  
Витраж Роза над порталом собора Витражи  Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира.  

Миланский собор,1386 - XVв., достр. в XIXв. Кёльнский собор. Германия, КёльнНа протяжении шести веков жителей Кельна объединяла одна цель — построить Кельнский собор. В Кельне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Легенда гласит…    Одна из версий создания Кельнского собора — храма культуры искусства и религии — такова: архитектор никак не мог придумать чертеж будущего собора. Однажды к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертеж. А все это должно было произойти после первых петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но это подслушала его жена и придумала, как уберечь душу своего мужа и заполучить чертеж здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха, тем самым сумев сохранить душу мужа, а он, в свою очередь, получил заветный чертеж.
Собор Санта-Мария. Испания, Севилья