План-конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Испарение воды листьями. Листопад».

Разработка урока биологии 6 класс.
Тема урока: «Испарение воды листьями. Листопад».
Тип урока: комбинированный (повторение, систематизация, формирование и закрепление новых знаний)
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с ещё одним физиологическим процессом, протекающим в растительном организме,- транспирацией.
2. Показать причинную обусловленность и зависимость этого процесса от факторов окружающей среды.
3.Рассказать о значении испарения для растения.
4. Углубить знания учащихся о клеточном строении листа.
5. Расширить знания о приспособленности растений к условиям внешней среды, о сезонных изменениях в жизни растений.
Оборудование:
микроскоп;
мультимедийная установка;
документ – камера;
интерактивная доска;
программный продукт «Лабораторный практикум по биологии 6 класс» (разработчик ООО «Интерграфика» г. Дубна, 2006 г.);
микропрепараты растений;
веточки с листовыми рубцами.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- роль воды в жизни растений;
- о том, что транспирация - регулируемый физиологический процесс;
- роль устьиц в транспирации;
- зависимость испарения воды от условий среды и состояния устьиц;
- значение испарения воды в жизни растений;
-значение листопада в жизни растений.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1) Почему процесс дыхания сходен с горением?
2) Как убедиться, что все органы растения дышат?
3) Почему овощи (корнеплоды), которые закладываются на хранение, не должны быть мокрыми?
4) Что произойдет, если семена, которые находятся на хранении, намокнут?
5) Чем процесс дыхания отличается от фотосинтеза?
П. Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя.
Процесс испарения воды растением называется транспирацией. В основе транспирации лежит физический процесс испарения воды. Интенсивность испарения обусловлена дефицитом насыщения воздуха парами воды. Она зависит также от солнечной радиации, температуры и силы ветра.
Поглощая солнечную энергию в процессе фотосинтеза, растение нагревается. Путем транспирации растение охлаждается.
Испарение дает недонасыщенность цитоплазмы клеток водой, обеспечивая этим активность процессов обмена веществ: происходит передвижение веществ от корней к листьям и точкам роста. Растения, закрывая и открывая устьица, регулируют этот процесс.
Деятельность учащихся. Работа с таблицей «Строение устьиц» и микропрепаратом кожицы листа, демонстрируемым с помощью микроскопа и документ – камеры на интерактивной доске.
С помощью маркера на ИД обозначаются и подписываются наблюдаемые объекты. Учащимся предлагается вспомнить механизм работы замыкающих клеток. Делается вывод, что транспирация - физиологический (регулируемый) процесс в отличие от физического испарения воды с поверхности почвы, воды, предметов.



2. Лабораторная работа «Испарение воды растениями» с использованием программного продукта.
Деятельность учащихся:
1 вариант. Работа с мультимедиа и интерактивной доской.
Выполняется под руководством учителя, учащиеся оформляют результаты в тетради.
2 вариант. При работе с мобильным компьютерным классом.
Каждый работает индивидуально с самопроверкой.



Учащиеся делают вывод о значении испарения в жизни растений.
Вопрос классу:
- Как вода попадает в лист?
Этапы передвижения воды в растении:
1) поглощение воды корневыми волосками;
2) передвижение воды по сосудам корня и стебля в лист;
3) образование в листьях при участии воды органических веществ.
Лишь 0,2 % поглощенной воды идет на образование органических веществ, а 99,8 % испаряется листьями через устьица.
Количество испаряемой растением воды зависит как от размера листовой пластинки, так и от потребности растения в воде (различной для растений влажных, умеренных, сухих мест обитания), а также от условий среды. ( Демонстрация с помощью документ - камеры микропрепаратов растений различных экологических групп).




Так, с 17-19 часов до 6-7 часов утра (то есть ночью, когда холоднее) у многих растений испарение сокращается, а днем сильно возрастает и достигает максимума к 12-13 часам.
Летом в сильную жару у многих растений от 13 до 15 часов большинство устьиц закрываются, и листья вянут или скручиваются, но к вечеру они принимают нормальный вид. Это наглядный пример приспособленности растений к условиям внешней среды.
Листопад - еще одно приспособление растений к снижению испарения воды осенью и зимой.
Учащимся предлагается назвать происходящие осенью изменения в жизни растений.
- Чем характерны ранняя и чем - поздняя осень?
- Почему ранней осенью листья изменяют окраску?
Учащимся предлагается рассмотреть веточки деревьев, найти отделительный слой на местах прикрепления черешков листьев.
Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними нарушается, и лист остаётся висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые соединяют лист с остальным растением. Образование отделительного пробкового слоя в листовых черешках указывает на то, что листопаду предшествует в растении длительная биологическая подготовка.
Листопад - полезное приспособление, выработавшееся у растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий.
Осенью, по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделительного слоя, в нём замедляется и совсем прекращается образование хлорофилла. Разрушение хлорофилла под влиянием солнечного света приводит к утрате листьями зеленой окраски. Ксантофилл (пигмент чисто-жёлтого цвета), и каротин (оранжевый пигмент) проявляются.
Так как разрушение хлорофилла идёт более быстрыми темпами на ярком свету в солнечную погоду, становится понятным, почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют зеленую окраску. Два-три ясных солнечных дня, сменивших ненастье, раскрашивают кроны деревьев в яркие золотистые краски.
Тёмно-красные, багровые тона встречаются не у всех деревьев. Багровыми становятся листья клёнов и осин; тёмно-пурпурными - листья дикого винограда; розоватую окраску принимает листва бересклета. Липы, дубы, берёзы лишены красных оттенков.
Красный цвет осенних листьев обусловлен особым красящим веществом - антоцианом. Как и другие пигменты, он растворён в клеточном соке, реже встречается в виде мелких кристаллов.
Яркие осенние листья - свидетельство затухания жизнедеятельности в листьях в связи с подготовкой растений к зимнему периоду покоя.
Таким образом, жизнь растений всецело зависит от условий окружающей среды.
III. Закрепление знаний.
1) Какое значение имеет вода в жизни растений?
2) В чем заключается биологическое значение испарения воды листьями?
3) От чего зависит испарение воды растением?
4) Каково значение устьиц в жизни растений?
5) В какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они дольше оставались свежими?
6) Каковы особенности строения листьев растений засушливых и влажных мест обитания?
7) Каково значение листопада в жизни растений?
IV.Домашнее задание (учитель задаёт по тому учебнику, с которым работает).










Рисунок 115