Исследовательская работа Осетинские пироги: культовая еда


филиал основная общеобразовательная школа
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза Б. Моргоевас. Карджин Кировского района
Исследовательская работа
Осетинские пироги: культовое значение
Выполнил: Битаков Ибрагим
ученик 3 класса
Руководитель: Судакова Е. М.
учитель начальных классов
2016 год
Оглавление
Введение
Основная часть
История осетинских пирогов
Ритуальное значение
Что показал опрос?
Заключение
Список литературы

Введение
У меня дома очень часто мама печёт осетинские пироги. Ни один праздничный стол в доме не обходится без этого блюда. Я знал, что в такие дни пироги нельзя трогать, пока старший в доме не произнесёт над ними молитву. Затем резать их надо крестом на восемь частей. Мне стало интересно, почему это надо делать именно так, что это обозначает. Какие ёщё обряды связаны с пирогами? Я стал искать ответы на свои вопросы. Очень много ответов дал мне мой дедушка.

Но этого мне было мало. Я решил провести исследование по этой теме, целью которого стало изучение обрядов и традиций моих предков, связанных с ритуальными* тремя пирогами.
Передо мной стояли следующие задачи:
- Изучить различные информационные источники об истории и значении традиционного блюда;
Ритуал* – порядок действий установленных обычаем. (Ритуал погребения)
- Провести опрос среди учащихся нашей школы об обряде** три пирога;
- Проанализировать и обобщить всю информацию и предоставить её для широкой аудитории.
Методы исследования:
анализ литературных источников
интервьюирование***
Мы предположили, что пироги в Осетии считаются культовой (ритуальной) едой.
Для сбора информации я использовал как интернет-ресурсы, так и тематическую литературу из школьной библиотеки.

_________________________________________________________
Обряд** - действия(установленные обычаем, ритуалом), в которых воплощаются традиции ( например свадебный обряд и т.д.)
Культ – (культовый) – служение божеству и связанные с этим действия, обряды.
Интервьюирование*** – проведение беседы, опроса кого-либо, с целью опубликования данных.
Основная часть
1.1 История осетинских пирогов
История осетинских пирогов насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин – нартских сказаниях.

Осетинские обряды складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин – скифов, сарматов, алан.
В горной местности пшеница являлась достаточно большой ценностью, поэтому сформировалась традиция при которой лепёшка теста имеет минимальную толщину, и чем пирог тоньше тем искуснее хозяйка.

В России же наоборот, проблем с хлебом не было, поэтому пироги были пышные, теста больше чем начинки.
В старину пироги пекли из пресного (бездрожжевого) теста. Семьи были большие и пирогов готовили много. Пекли пироги в горячей золе. Чтобы они не подсыхали, их обильно смазывали маслом.
Всё это было давно, но осетинские пироги по- прежнему главное блюдо на любом столе.
1.2 Ритуальное значение
Ритуальные три пирога пекут по особым случаям (радостным ) для молитвы к Богу. Готовили их особым образом: начинали обрабатывать зерно за неделю до торжественного дня, тесто замешивали в благоговейном молчании, женщины по несколько раз мыли руки и прикрывали рты чистыми платками. По сей день многие женщины Осетии не возьмутся за выпечку пирогов, пока тщательно не приберут волосы под платок.
Ритуальные пироги у осетин бывают трёх форм: круглые, треугольные и овальные.
Круглые пироги пекутся при обращении к Богу Хуыцау, в честь Мады Майрам (покровительницы женщин) и Сафа (покровителя домашнего очага).

Готовые пироги ставились на специальный стол (фынг). Причем, ставили их не рядом, а друг на друга: именно так, как располагаются в мире три главнейшие составляющие жизни - Солнце, Бог и Земля. Начиная застолье, старший в роду обращался с благодарственной ритуальной речью к высшим силам, бережно раздвигал пироги и только тогда их можно было разрезать.

Резать осетинские пироги также полагалось не абы как, а строго крестообразно, на четыре части.
В поминальных обрядах используют два пирога, что означает, что тело умершего в земле, а душа с Богом.
Треугольные пироги посвящают конкретным дзуарам – духам-покровителям (Уацилла, Аларды и др.)

Каждый год в роще Святого Хетага верующие направляются к небольшой, увенчанной куполом, часовне посреди рощи. У каждого в руках три пирога треугольной формы с положенными поверх них тремя бараньими ребрами, и домашнее пиво. Для осетин треугольные пироги означают плодородие и обеспеченность.

Овальный пирог (гуыл), как правило печётся в единственном числе из остатков теста для ритуальных пирогов в качестве гостинца ребёнку и ли молодой невестке. В этих случаях он не освящается молитвой.

Треугольные и овальные пироги никогда не разрезаются ножом, а ломаются руками на части. Пироги круглой формы, посвящённые Мады Майрам(Покровительнице женщин) и Сафа (Покровитель надочажной цепи)тоже не режут, а ломают.
Если при приготовлении к празднику были соблюдены все правила выпечки осетинских пирогов и сервировки, то, по поверьям, Бог улыбнется этой семье и удача придёт в дом.

1.3 Что показал опрос?
Я решил узнать, что знают учащиеся нашей школы о культовом обряде три пирога. Приведём некоторые результаты опроса. Ребятам были предложены четыре вопроса:
- Каких форм встречаются осетинские пироги?
- Пироги какой формы нельзя резать ножом?
- Что символизирует каждый из трёх пирогов?
- Почему на поминальный стол ставят два пирога?
914402043430 Из всех опрошенных только 7 % знали ответы на все вопросы. Самым трудным оказался вопрос о поминальных пирогах. Не все смогли назвать и формы пирогов . 27 % опрошенных не смогли дать ни одного ответа, кроме того, что пироги бывают круглой формы. Подробные результаты я представил в виде диаграммы.

дали ответы
на 2 вопроса на 3 вопроса на все ни на один
На вопрос, по каким праздникам у вас в доме бывают три пирога, я получил следующие ответы:

Среди прочих праздников прозвучали: Бынаты хсǽв, Хǽйраджыты хсǽв, Хетǽджы дзуары бон.
Проанализировав результаты, можно сделать следующий вывод: ребята знают, по каким поводам пекут ритуальные три пирога, но не знают смысл и значение обрядов.
Мне было очень приятно, что многие учащиеся после опроса заинтересовались темой и решили спросить ответы у своих старших в дом

Заключение
Порой, с удовольствием вкушая национальные блюда разных народов, мы не задумываемся о том, что в их форме и содержании заложен глубочайший смысл.
Осетины тысячелетиями пекут свои традиционные пироги с разнообразной начинкой. Пекут на праздники, свадьбы, поминки и по будням, встречая и провожая дорогих гостей.

Сегодня их можно купить не только в Осетии, но и во многих городах необъятной нашей Родины.
Проанализировав литературу и проведённый опрос, мы убедились, что в Осетии пироги являются традиционной культовой едой.

Список литературы
1. Агнаев Г. Традиции и обычаи осетин, Владикавказ «Урсдон»: 1999
2.Гостиев К. И. Народные традиции и обычаи осетин, Владикавказ: «ФГОУВПО Горский госагроуниверситет», 2010
3.Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990
4.Кокиев Г. А. Очерки по этнографии осетинского народа, Владикавказ:СОИГСИИнтернет-источники:
: http://women-on-line.ru/publ/magija_osetinskogo_piroga/47-1-0-574: http://www.osetins.com/народные обычаи
: http://aors.narod.ru/ осетинская кухня