Урок по биологии «Испарение воды растениями. Листопад», 6 класс


Урок по биологии в 6 классе
Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад»
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
Задачи урока:
1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.
Оборудование: лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, листы с заданием для практической работы, листы с кроссвордами, учебник.Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.
План урока:
Организационный момент (0,5)
Проверка домашнего задания (7)
Изучение нового материала (20)
Физкультминутка (0,5)
Закрепление (10)
Подведение итогов (3)
Домашнее задание (0,5)
Выставление оценок (0,5)
Рефлексия (3)
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
Проверка домашнего задания
Учитель:
- Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на прошлом уроке?
- Что такое фотосинтез?
- В каких условиях происходит фотосинтез?
- Что выделяется в процессе фотосинтеза?
- Каково его значение?
- Чем дышат растения?
- Что выделяется при дыхании? (учащиеся дают ответы)
- А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания.
(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки).
Вывод: эти процессы противоположны друг другу.
Изучение нового материала:
Учитель:
- Сегодня мы рассмотрим еще одну функцию растений. Какую, вы сами попробуете назвать.
Что мы делали на прошлом уроке? Правильно, опыты. Расскажите о них.
Учитель совместно с учащимися проводят демонстрацию проведенных опытов и анализ результатов:
Опыт 1: в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим?
Вывод: воды в первой и третьей пробирках стало меньше, вода в третьей пробирке испарилась растением.
Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
Обращаемся ко 2 опыту: мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода?
Вывод: вода испаряется с растения.
- Через что испаряется вода? (устьица). Где они расположены?
Учащиеся подводятся к основной мысли: идет процесс испарения.
- Итак, какова же тема урока? Запишем:
«Испарение воды растениями. Листопад»
Учащиеся сами формулируют задачу: получить представление об этих интересных явлениях в жизни растений.
- Что же такое испарение? (учащиеся пытаются сформулировать определение) Запишем:
Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.
Пар – это вода в газообразном состоянии.
- Растения на 80% состоят из воды. Как же она туда попадает? Чем растение всасывает воду? (учащиеся дают ответы) Проследите весь путь? (корни – с помощью корневого давления в другие части растения – испарение). Испарение еще называют транспирацией.
- Обратите внимание на комнатные растения: что вы видите? Какие растения? Чем отличаются? Они испаряют одинаковое количество воды? Почему? Какие будут меньше испарять? Почему? (учащиеся отвечают)
Вывод: разные растения испаряют разное количество воды.
- Что же влияет на испарение? (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа)
А теперь выполните практическую работу «Определение площади поверхности одного листа» . Учащиеся под руководством учителя выполняют работу на заранее приготовленных листах с вырезанными из специальной бумаги и приклеенными листочками яблони, черемухи и тополя, затем сравнивают и делают вывод, какой из листочков будет больше испарять воду.

Значение испарения:
- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ
- охлаждает лист, предохраняет от перегрева (учащиеся трогают листья растений, рассуждая о том, почему они прохладные на ощупь)
4. Физкультминутка
Встали, встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Руки в бок, один прыжок, а потом присели,
Встали, ручками встряхнули и за парты сели.
- А теперь давайте послушаем Машу (зачитывается стих И. Бунина «Листопад»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой
- Спасибо Маше. О чем стих? В какой сезон года происходит листопад? Что происходят с листьями перед листопадом? Почему меняется окраска? (учащиеся дают предположения)
- Послушаем сообщение Нины (сообщение о хлорофилле): «Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными»
- Спасибо. А каким образом отпадают листья?
Прослушаем сообщение Оли (образование пробкового слоя): «Дело в том, что у основания черешка образуется специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец). При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. Листопаду предшествует старение листа: уменьшение интенсивности жизнедеятельности, уменьшение количества поступающей воды, накопление в листьях ненужных и вредных веществ»
- Что становится с погодой осенью? (холоднее, день короче, заморозки). Корни не могут добывать достаточное количество воды и для меньшей испаряемости сбрасывают листву.
Вывод: Листопад – приспособление к перенесению неблагоприятных условий
Значение листопада: уменьшение испарения, удаление вредных веществ, уменьшение веса ветвей (учащиеся сами формулируют значение)
Закрепление: проблемные вопросы
1.Вы знаете, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрыты воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? (ответы)
2.У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки?
3.Сбрасывают ли хвою хвойные растения?
4.А знаете ли вы: как практически применить знания об испарении?
Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.
Подведение итогов:
- С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение? Листопад для растений – это…? Помните, какая была задача? Достигли мы ее?
7. Домашнее задание: параграф 36, провести дома опыт по инструкции на странице 161, кроссворд
8. Выставление оценок.
9. Рефлексия: выразите свое отношение к уроку

- Спасибо всем за урок!
Использованная литература:
Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002
Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7класс: учеб. для образоват.
учреждений - 6-е изд. – М.:Просвещение, 2012