Открытое занятие «Все мы дружно живем на чукотской земле»

Познавательное занятие
Тема «Все мы дружно живем на чукотской земле»
Воспитатель Яковлева Л.Л.

Цель: расширять представление о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на Чукотке, развивать интерес к культуре разных народов, воспитывать любовь и уважение к народам, живущим на чукотской земле; обогащать словарный запас детей.
Материалы: географическая карта Российской Федерации (разложена на столе воспитателя). Куклы в национальных костюмах. Шкатулка, кукла в национальном костюме. Вырезанные из бумаги камлейки, головные повязки.

Ход занятия
Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к карте, посмотрите на нее. Что вы видите? (Ответы детей). Да, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря
Это реки и озера, горы и леса (Показываю на карте эти географические объекты).
Населяют Россию люди разных национальностей (показ кукол в национальных костюмах). Какие это национальности? (Дети называют с помощью воспитателя). Всех их объединяет язык общения – русский.
Педагог выставляет на стол шкатулку, звучит русская мелодия.
Воспитатель. Откуда слышится такая красивая музыка? (из шкатулки). Наверно вам интересно узнать, что там. (Достает из шкатулки куклу в русском национальном костюме).
К нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в какой она одета костюм, опишите ее наряд. (Ответы детей).
Кукла Маша одета в русский национальный костюм. А чтобы побольше узнать об этом костюме и о быте русского народа, кукла Маша приглашает в гости.
Звучит русская народная мелодия. Кукла Маша приглашает к себе в избу.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли!
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь.
Какие вы все ладные да нарядные!
Катенька-Катюшка,
Златовласая девчушка!
Андрюша – умница,
Анюта – красавица,
А Наташечка словно пташечка,
Алеша – молодец,
Ну а Саша удалец!
(Дети рассаживаются на скамейке).
В своем селе мы все дружно живем. Друг друга знаем, друг другу помогаем. Частенько по вечерам собираемся в какой-нибудь избе, песни поем (поет один куплет песни).
А вы обратите внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский, народный). Да правильно, это русский, народный костюм. Что вы о нем знаете? Что носили русские девушки? (сарафан). Найдите на столе сарафаны.
Дети выполняют задания. Воспитатель выкладывает бумажные сарафаны на фланелеграфе.
Что еще носили русские в старину? (рубахи). Какие русские головные уборы вы знаете? (кокошник, венец, платок). (воспитатель выкладывает названные предметы одежды на фланелеграфе).
Чем украшали рубахи? (лентами, вышивкой).
Какие цвета использовали? (черный, красный, белый).
Что означает красный цвет? (Это огонь, солнце. Он оберегал от нечистой силы).
Что означает белый цвет? (Чистоту, невинность, милосердие).
А черный цвет? (землю, покой, благополучие).
Молодцы, вы много знаете про русские костюмы. Сейчас я с вами поиграю в игру, которая называется «Скажи правильно».
Выставляю иллюстрацию с изображением девушки в русском наряде. Указываю на предметы одежды, дети их называют.
Часто за околицей девушки водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.
Хоровод «Ленок»
Детушки мои, лапушки! На Руси всегда гостей встречали хлебом-солью, да в красный угол сажали, да блинами угощали. Вы давно блинов не ели? Блиночков захотели? Да? Вот я вас и угощу! (угощает детей блинами, припевает).
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Дети (благодарят за блины).
Ой, спасибо вам! Блины!
Были очень хороши
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому!
Звучит эскимосская песня.
Воспитатель берет шкатулку.
Снова музыка слышится из нашей шкатулки. (Достаю из шкатулки куклу в национальном костюме). Посмотрите, еще одна кукла пришла к нам в гости. Эту куклу зовут Лин'иля. Она приглашает нас к себе в гости.
Проходите гости дорогие! (Рассаживают детей). Мы в нашем селе живем дружно и русские и эскимосы, калмыки и чукчи. Мы все рады гостям. (обращает внимание на свой костюм. (камлейку и на головную повязку). Игра «Найди две одинаковые камлейки».
Послушайте стихотворение Михаила Вальгиргина
«Мамины руки»
Мягкие, ласковые, родные,
Под грустную песенку у огня
В ночи морозные,
В дни пурговые
Они убаюкивали меня
О крепкие,
Сильные руки мамы!
Когда болел ее слабый сын,
Они его на ноги поднимали.
Они из сынов растили мужчин.
Еще эти руки красивыми были!
Иглой костяною, за нитью нить,
Они из шкур нам одежды шили,
Каких мне уже никогда не носить.
Всю жизнь не знали иной науки,
Кроме труда во имя детей,
шершавые,
добрые,
теплые руки –
Рабочие руки мамы моей!
Посмотрите, дети еще одна кукла пришла к нам в гости. Ее зовут Пугима. Во что одета кукла Пугима.
Дети: в меховую одежду
Воспитатель: на кукле меховая, теплая одежда. Шапка, куртка – называется кухлянка, штаны мехом во внутрь, а сапоги – унты или торбаса. В такой одежде тепло даже в сильный мороз и в пургу не продувает. Одежда сшита из оленьего меха. А знаете почему в этой одежде не холодно зимой? Каждая шерстинка или ворсинка напоминает трубочку из под коктейля и она заполнена воздухом.
Наш эскимосский народ любит песни и танцы. Давайте мы с вами исполним некоторые движения. Исполняют танец «Аюки-н'и-н'и».
Воспитатель: где мы сегодня побывали?
В русской избе и в яранге. Мы вспомнили и узнали много интересного о национальных костюмах русских, эскимосов и чукчей. Они разные, но все красивые.






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»









Познавательное занятие
Тема «Все мы дружно живем на чукотской земле»

Воспитатель Яковлева Л.Л.











2010 год

15