Тема проекта: озеленение пришкольной территории МКОУ «Казенская СОШ» для 8 класса


Тема проекта:
озеленение пришкольной территории
МКОУ «Казенская СОШ»
Участники проекта
Учащиеся 8 класса
РуководительГубайдуллина З.Г.
Пояснительная записка
Школа – удивительное и родное место для каждого человека. Здесь ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, стихов, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, на школьном дворе.
Настоящий проект разработан для комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству пришкольной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, а также улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка. Проект позволяет, за счет вовлечения обучающихся и педагогических работников совместную общественно-значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.
На школьной территории расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивные площадки, цветники. Состояние территории школы всегда в поле зрения школьников, родителей и учителей.
Актуальность проекта
Школьный двор – это не только часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это и место, где учащиеся проводят свое свободное время. Поэтому для нас очень важен внешний вид пришкольной территории.
«Красота спасет мир», - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг нее все прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое «лицо», свой имидж. Но как привести в соответствие прилегающую территорию? Почему эта проблема стала актуальной на данный период? Такие вопросы встали перед нами при разработке проекта по благоустройству пришкольной территории.

Цели проекта:
-улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет посадки саженцев ,кустов и цветов;
-воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;
-развитие творческих способностей учащихся;
-формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы;
формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории;
привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с января по октябрь. В ней участвуют ученики 1-11 классов.
Первый этап – январь - март: учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка; проводится защита ученических проектов.
Второй этап – апрель – май: подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;
выращивание рассады; подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников; весенние посадки (реализация проектов); закладывание опытов.
Третий этап – июнь – август: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; систематическая уборка урожая и его реализация.
Четвертый этап – сентябрь-октябрь. Уборка урожая и его реализация; сбор семян; осенняя обработка почвы; осенние посадки луковичных; подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов; праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.
 Выделено несколько зон:
1-я зона – игровая:
- игровая площадка для учащихся начальных классов;
- «полоса препятствий» для учащихся 5-9 классов;
- площадка для игр с мячом
2-я зона – зеленая
- по фасаду школы,  вокруг спортплощадки;
- зеленый класс
3-я зона – зона отдыха:
- аллея Славы.
4-я зона –пришкольный учебно-опытный участок
Цели этой работы:
 1.Разграничение зон школьной территории с целью  создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.
 2.Создание условий для отдыха и игры учащихся  школы.
 3.Создание условий для проведения спортивных игр учащихся основной и старшей школы.
 4.Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеурочной работе.
«Озеленение и благоустройство зоны №1 – игровых площадок»
В 2014-2015 годах необходимо:
 Ежегодно спортивную площадку необходимо обновлять – косить траву, красить спортивные сооружения, перекапывать и досыпать песком яму для прыжков в длину, проверять на прочность турники и металлические конструкции полосы препятствий, а также проверять безопасность площадки для игры в волейбол и баскетбол.
Намечено строительство малых форм - скамеек для зрителей.
Ожидаемые результаты:
 1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.
 2.Возможность проведения уроков физкультуры на спортивной площадке.
 3. Создать условия для проведения игр и отдыха учащихся и взрослых.
Для выполнения этой части проекта потребуется:
1.Краска эмаль различных цветов;
2.Песок;
3.Доска и бревна для скамеек.
флоксы – 10 штук
Петуния -10 штук
«Озеленение и благоустройство зоны №2 – зеленой зоны»
Зеленая зона вокруг школы – место отдыха и игр ребят не только нашей школы, но и из периферии. Деревья на школьном дворе, тополь дрожащий, посаженные много лет назад, утратили привлекательность. Поэтому весной и осенью 2016 года аварийные деревья были спилены, у оставшихся планируем провести обрезку и удалить сухие ветки. Планируется высадка многолетних цветов Иван-чай оформление клумб (проекты классов) вдоль центральной дорожки к входу в школу .Для наиболее тесного контакта ребенка с природой созданы зеленые классы.
За 2014-2015 в зеленой зоне разработан цветник, создано 5 ярусных клумб, 3 мини-клумбы.
В 2015-2016 году уже разработаны 2 цветника от центральной дорожки. Произведена посадка и посев декоративных растений таких как, петуния, ирисы, лилейник, рододендрон, настурция, пион, люпин, лилии, цинния, дицентра, роджерсия,седум,калистегия,люпин,бадан,лютик,медуница,хоста,флоксы, пион.
 Ожидаемые результаты:
 1.Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий  для обучения, игр и отдыха детей.
 2.Улучшение вида территории школы.
 3.Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.
Для выполнения этой части проекта потребуется:
Пион – 3 штуки
Петуния –20 штук
Георгины -10 штук
Цинния – 20 штук
Калистегия – 4штуки
Лилии – 15 штук
Перегной- 10 ведер
Песок – 10 ведер
«Озеленение и благоустройство зоны №3 –зона отдыха»
 Разбивка цветников. В зоне отдыха запланировано создать аллею. В текущем году разработаны мини-клумбы, проведена посадка саженцев лиственница, сосна
 Необходимо установить скамейки и садовые скульптуры в ландшафтных композициях.
Ожидаемые результаты:
 1.Улучшится экологическая и эстетическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.
 2.Цветники с весны до поздней осени будут радовать глаз.
 3.Будут разработаны новые подходы к патриотическому воспитанию школьников, появится возможность наглядно показать результаты школы и школьников.
 Для выполнения этой части проекта потребуется:
Скамейки – 2 штуки;
Деревянные скульптуры;
Лиственница – 15 саженцев;
Сосна – 4 саженца,
Мини-клумбы – 4 штуки
Пионы - 3 штуки
Хризантема – 1 штука
Флоксы– 30 штук
Петуния – 25 штук
«Озеленение и благоустройство зоны №4 – пришкольного участка»
Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии и существенной прибавкой к обеденному столу. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой, и предназначен для проведения теоретических и практических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.
УОУ школы площадью 0,5 га представляет собой участок открытого грунта, разделенный на 5 секторов. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, цветочно-декоративный, ягодный, овощной, производственный.
В 2016 году планируется:
1.Освоение заброшенных и не используемых ранее земель.
2.Перепланировка участка.
3.Посадка кустарников взамен старых.
4.Разбивка цветников.
Ожидаемые результаты:
1.Появится возможность использовать большие площади для организации отделов пришкольного участка.
2.Наиболее рациональное использование площадей участка.
3.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.
4.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и вне учебной деятельности.
5.Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз.
6.Охрана здоровья и жизни учащихся.
Для выполнения этой части проекта потребуется:
Саженцы вишни – 2 куста;
Крыжовника – 2 куста;
Для благоустройства территории использовать необходимо только экологически чистый материал, цветы не должны вызывать аллергических реакций у обучающихся. Дерево самый чистый экологический материал, поэтому его необходимо использовать в композициях как можно шире.
Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.
На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования.  В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения. Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.
План-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием дат проведения:
№ Мероприятие Дата Ответственные Предполагаемый
охват участников
1 Распределение пришкольной территории между классами Апрель Классные руководители, учителя технологии 5-11 классы
2 Уборка пришкольной территории (очистка территории от мусора, уборка сухой травы и сучьев) Апрель Классные руководители 3-8 классы
3 Вырубка старых деревьев и кустов Апрель Классные руководители, учителя технологии 9-11 классы
4 Приобретение рассады цветов и овощей Май Завхоз 5 Посадка деревьев Май Учитель биологии,
Учитель технологии 8-10 классы
6 Создание клумб Май Учитель технологии 5-8 классы
7 Создание цветников Май Учител технологии 5-8 классы
8 Установка скамеек или лавочек Май Сотрудники ОУ 10 Освещение деятельности на школьном сайте Апрель-май Администратор школьного сайта 11 Разграничение спортивных зон Май Учитель физической культуры 9-11 классы
12 Создание архитектурных скульптур Май Учитель ОБЖ,
Учителя технологии,
Завхоз 13 Обустройство игровой зоны Май-июнь Учитель ОБЖ,
Учителя технологии,
Завхоз ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Количественные показатели:
19 работников школы, 67 учеников привлечь в качестве участников по благоустройству пришкольной территории.
Количество новых методик:
коллективная массовая реализация;
научно-исследовательская экологическая деятельность с практической направленностью.
Качественные показатели:
создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей;
создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых;
улучшение вида пришкольной территории;
благоустроенный двор и оригинальные цветники.
Приложение 1