Питание как один из факторов сохранения и укрепления зоровья

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МКУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус (район)»РС (Я)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»











Питание как один из факторов
сохранения и укрепления здоровья.





Выполнила: Унарова Надежда, ученица 7-го класса.
Руководитель: Павлова Галина Павловна, учитель биологии






с. Аргас, 2017 год.
Актуальность. Здоровье, работоспособность, сопротивляемость заболеваниям во многом зависят от характера питания. Одним из важнейших условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит и успешному обучению, является рациональное питание.
Тема: Питание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья
Объект: Питание учащихся
Предмет: Рациональное питание, связанное с возрастом учащихся
Цель: Изучить соблюдения принципов рационального питания учащихся школы.
Задачи: изучить литературу по вопросам питания;
выявить энергетическую ценность питания;
изучить разнообразие питания;
выяснить режим питания учащихся в школе и дома;
сопоставить требования СанПиН к питанию учащихся в школьной столовой;
Гипотеза: Если в каждой семье выполнять необходимые требования рационального питания, то можно воспитать у ребенка привычки, способствующие укреплению здоровья.
Методы исследования:
Теоретический метод: - анализ и синтез;
Эмпирический метод: - наблюдение; - сравнение.
Практическая значимость:
улучшение работы при организации школьной столовой;
санитарное просвещение родителей и учащихся;
Глава I. Пищевая ценность.
По СанПиН 2.4.1.3049-13 организациями общественного питания образовательных организаций для обслуживания обучающихся, могут быть столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню – с 2008 года придерживается.
С 2002 по 2008 годы (до мая месяца) в связи уничтожением огнем здания школы, учились в разных местах, в.т.ч. спортзале села, частных домах – столовой не было.
В 2008 году в сентябре была введена школа в каменном варианте, где по плану была предусмотрена столовая на 30 мест. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений соответствуют СанПиН 2.4.1.3049-13.


С 2017 года буфеты - раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

По СанПиН 2.4.1.3049-13 следует, что для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания – данное требование соответствует (из анкеты работников школьной столовой).
Далее сравним насколько совпадает требование СанПиН 2.4.1.3049-13 по вопросу «С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Как следует из сравнения энергетическая ценность приготовляемых блюд в школьной столовой на 1870 ккал. ниже, чем в санитарных требованиях.

Если ребенок во время завтрака в школьной столовой в среднем должен получать 500-550 ккал, то учащиеся нашей школы во время горячего завтрака в школе получают только половину необходимого количества калорий.

Сравнение показателей белков, жиров и углеводов. По всем органическим элементам наблюдается снижение показателей, например в углеводах на 251,47 гр. в белках до нормы недостает на 65,67 гр., в жирах – 60,68 гр.

Сравнение показателей витаминов: Не учитывается количество потребления витамина В 2. Недостача витамина С на 47,23 мг. Избыток витамина Е в рационе питания в школьной столовой – 122,28 мг., витамина В 1 на 9,92 мг., витамина А на 3,94 мг.

Сравнение микроэлементов. Следует отметить, что в технологических картах не учитываются микроэлементы, такие, как иод и цинк. Увеличение содержание магния на 134,83 мг. Низкое содержание микроэлементов: фосфора на 1103 мг. , кальция на 794,97 мг. и железа на 4, 54 мг .

Далее рассмотрим совпадение массы порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп с 7 до 11 лет и с 11 лет и старше. Ниже приведены данные массы тех блюд, где имеются существенные разницы. Например, в среднем масса супов уменьшена на 100 гр., гарнира на 65 гр., салатов на 63 гр., напитков на 50 гр., каши на 48 гр.

И последнее, опрос анкеты «Суточный рацион питания школьника» показало следующие результаты, во время ужина дети получают много калорийности, чем во время завтрака-74 учащихся -54%, в обед – 53 учащихся – 38,68%, у остальных детей это зависит от разных обстоятельств.
Для выявления энергетической ценности питания учащихся в школьной столовой использовано: технологические карты блюд продуктов питания; анкетирование «Суточный рацион питания школьника».
Суточный интервал между отдельными приемами пищи по СанПиН придерживается, примерно 3,5- 4 часа. Таким образом, не нарушается пищевой рефлекс, который имеет определенную периодичность.











Далее приведем результаты анкетирования «Соблюдение питьевого режима» в домашних условиях.

Исходя из того, что в школьной столовой мало молочных и рыбных блюд, провели анкетирование «Употребление молочных и рыбных блюд в домашних условиях».

Употребление рыбных блюд на дому.

Прием витаминов на дому.

Показатели нарушений в организме учащихся, связанные с пищеварением.

Глава II. Соблюдение золотых правил питания.
Разнообразие и сбалансированность питания. Каждая семья старается выходит из положения достойно, понимая, что при физических и умственных нагрузках потребность в разнообразии питания увеличивается.
Свежеедение. Большинство учащихся принимают пищу в свежеприготовленном виде.
Сыроедение. В сыром виде продукты употребляют лишь 20 % опрошенных.
Определенное чередование продуктов, т.е. нельзя долго использовать одно блюдо или продукт. Данное правило вытекает из предыдущего.
Сезонность питания. Это соблюдается, т.е. зимой в рацион питания добавляются продукты, содержащие белок и жиры.
Ограничение в питании. Из показателей с 2013 года следует, что максимальный процент учащихся составляет 4 %, то данное правило соблюдается.
Получить максимум удовольствия от пищи. Итоги анкетирования показали, что мы не получаем удовольствия от пищи, спешим, есть привычки разговаривать, смотреть телевизор, а также читать.
Определенное сочетание продуктов. Здесь можно рекомендовать родителям работу Питера Д Адамо, суть которого состоит в том, что именно кровь является важнейшим жизненным показателем, определяющим, какие пищевые продукты полезны, а какие вредны для того или иного человека. Технологическая карта блюд в школьной столовой и итог анкеты показала, что в основном данное правило соблюдается.
Заключение
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Из трех принципов рационального питания полностью соблюдается принцип – режим питания. Суточный интервал между отдельными приемами пищи не нарушается, в среднем суточный интервал колеблется от 3-з до 4-х часов.
Частично реализуется второй принцип – разнообразие питания. Основным фактором тормозящим соблюдение данного принципа являются финансы и сложная транспортная схема дороги.
Третий принцип рационального питания – калорийность пищевых продуктов, т.е. энергетическая ценность. Она низкая. Вывод сделан на основании подсчета калорийности продуктов школьной столовой. Если ребенок должен получить во время горячего завтрака и обеда в школе 500-550 калорий (сельский ребенок около 700), то учащиеся нашей школы получают примерно 271 калорий. Есть необходимость ведения целенаправленной работы «Правильное питание», ведь, если в каждой семье выполнять необходимые требования рационального питания, то можно воспитать у ребенка привычки, способствующие укреплению здоровья.
План на будущее:
Изучить вопрос о хранении продуктов и приготовлении различных блюд;
Провести ряд бесед о санитарно-гигиенической культуре для учащихся и родителей.
Рекомендации:
Администрации школы использовать данные исследований при составлении технологической карты.
Родителям, лицам их заменяющих, включить в рацион питания своих детей пищевые продукты, содержащие необходимых пищевых элементов и витаминов.
Учащимся обратить внимание на правильное питание с тем, чтобы исключить избыточный вес и (или) нехватку в весе.









Диаграмма 6Диаграмма 7Диаграмма 8Диаграмма 3Диаграмма 1Диаграмма 115