Доклад на тему Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.


Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младшего школьника – наша общая задача. По словам В.А. Сухомлинского « Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании и сейчас становится все более актуальной, требующей нового подхода.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания,форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком»
Л. С. Выготский
Именно с выходом федеральных государственных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. В их основу положен системно-деятельностный подход, который предполагает:
- формирование готовности к саморазвитию ребенка;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей;
- совместную деятельность детей;
- формирование основ умения учиться;
- способность решать адекватные их возрасту проблемы;
- умение работать по правилу, образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
В связи с переходом начальной школы на новый государственный стандарт образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. УУД- это совокупность способов действия,благодаря которым дети осваивают все компоненты учебной деятельности. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учащихся. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки УУД.
К моменту поступления ребенка в школу можно выделить предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
- умение ребенка положительно относиться к себе, обладание чувством собственного достоинства;
- умение доброжелательно относиться к окружающим, быть отзывчивым к переживаниям другого человека;
- умение беречь свои вещи, умение взаимодействовать со сверстниками, вести переговоры, договариваться в игре, сдерживать свои эмоции, учитывать интересы других;
- умение обсуждать возникшие проблемы, поддерживать разговор;
- умение проявлять самостоятельность, давать самооценку себе и своим действиям, чувствовать уверенность в своих силах;
В организации работы по преемственности между детским садом и школой КЛЮЧЕВЫМ моментом является формирование УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Наиболее действенными ФОРМАМИ работы школы и детского сада были и являются сейчас:
1.Составление и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы.
2.Изучение учителем программ д/ сада с целью выявления,какими знаниями, умениями и навыками овладевают дети в дошкольном учреждении.Изучая программы 1 класса воспитатель узнает требования школы к первоклассникам и учитывает их в воспитании и обучении дошкольников.
3.Оформление уголков в группе «Школа» и подборка методической и педагогической литературы по подготовке детей к школе.
4.Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в саду, с последующим обсуждением и внесением рекомендаций.
5.Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей детских садов с участием руководителей учреждений.
6.Проведение родительских собраний в подготовительных группах с участием учителей и воспитателей.
7.Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные».
8.Дни открытых дверей, творческие мастерские.
Вот такие формы работы мы использовали в своей практике, тесно сотрудничая с детским учреждением №2 руководителем которого являлась Козлова Татьяна Михайловна, а методистом Лавренова Галина Ивановна.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки - практикумы, дни совместного обучения. Всего один раз, но мы с воспитателем ДОУ №2 Носовой Н. . провели совместно с ее воспитанниками два урока по математике и обучению грамоте. Дети имели возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Дать ответы на заданные вопросы предоставлялась возможность сначала дошколятам, а потом первоклассникам. Радости первых не было предела. Особенной активностью отличался Иван Петрое.
В результате таких контактов педагогами детского сада и школы достигается взаимопонимание.
Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно. Надеемся, что благодаря использованию инновационных технологий, будет преодолена нестыковка в программах детского сада и школы. Преемственность между нами приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.