Внеклассное мероприятие по литературе ЕАО «Умники и умницы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 села Аур»












Внеклассное мероприятие по литературе ЕАО
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
(посвященное изучению творчества Э.Г. Казакевича)







Выполнил:
Громова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 села Аур
Педагогический стаж - 8 лет
1 квалификационная категория
(8 9148187582)





Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время, поэтому мой выбор остановился на подобном внеклассном мероприятии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» проводится в форме экскурса по творчеству Эммануила Казакевича, охватывает все стороны жизни писателя, все этапы его творчества. На данном мероприятии стараюсь раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
















Внеклассное мероприятие по литературе ЕАО
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
Класс: 10
Предмет:   Литература ЕАО
Аудитория: 
Библиотекарь
Родитель
Учащийся
Учитель
Цель:
организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала по творчеству писателя;
активировать интерес к литературе;
способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Ход игры
Этап
Содержание

Формы и виды деятельности
Использование методов обучения (словесных, наглядных, практических, эвристических)
Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, интервью, организация диалога.

Основные термины и понятия
Агон, теоретик, интеллект, лауреат.

Оборудование:
Использование дополнительных средств:
иллюстрации к произведениям, к этапам игры.
портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры;
мультимедийная презентация (слайды портретов поэтов и писателей ЕАО, строчек из стихотворений)
аудиозапись из кинофильма «Звезда», фрагмент фильма, фотопортрет актера Игоря Петренко, сыгравшего главную роль в данном фильме.

Планируемые результаты изучения материала
Организация деятельности учащихся.
Сегодня мы проводим занимательную игру «Умники и умницы», цель которой проверить знания, полученные после изучения раздела литературы ЕАО по творчеству Э.Казакевича.
Напоминаем правила игры: викторина состоит из трех агонов. Что такое агон? Агон с греческого означает «соревнование, состязание». Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ агонисту вручается орден умника. В случае, если один агонист затрудняется ответить, либо ответ его не верен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей).
Перед тем, как агонисты начнут состязаться, я произведу розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:
красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет право на ошибку;
желтая дорожка – ученика викторины ожидают 3 вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;
зеленая дорожка – длиннее предыдущих – ведущий задаст агонисту 4 вопроса. Тем не менее, у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
Судит состязание Высокий ареопаг (суд из трех человек). Представление.
Вопросы для выбора агонистов (из зала):
Назвать годы жизни Э. Казакевича (1913-1962 г.г.)
В каком городе родился? (Кременчуг)
Кем был отец Э. Казакевича по профессии? (учитель)
На каком языке были написаны первые стихи и статьи Э.Казакевича? (идиш)
И так, у нас определились участники игры. Начинаем!
Данное мероприятие я проводила для учащихся 10 класса, а зрители были учащиеся 9 и 11 классов.


Вопросы для розыгрыша дорожек:° каждый участник вытягивает конверт, в котором листок цветной бумаги (каков ее цвет, такого цвета и дорожка)


1 агон
Зеленая дорожка.
Примерные вопросы:
Э. Казакевич перевел с немецкого на идиш пьесу Карла Гуцкова «Уриэль Акоста», с русского – «Профессора Полежаева» Л.Рахманова, А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова.А творчество какого русского поэта, по признанию самого Э.Казакевича, было переводить очень трудно, но всё же с большой любовью выполнял эту работу, стараясь передать громовую силу поэта? (В.В. Маяковский)
Как ласково называли друзья и родные Э.Казакевича? (Эмка, Эмми)
Назовите первый сборник стихотворений Э.Казакевича на идиш. («Биробиджанстрой»)
По какой причине в конце тридцатых годов поэт вынужден был покинуть город? (начались аресты деятелей еврейской культуры)
Желтая дорожка.
Примерные вопросы:
По какой причине Э.Казакевич был освобожден от призыва, когда началась война? (близорукость)
Началась война, Э.Казакевич, будучи умным, грамотным человеком, знавшим несколько языков, попадает в подразделениеКакое? Назовите! (разведка)
«Не стоит говорить, что я не пытался превзойти Лермонтова чинами, а Дениса Давыдова – орденами. Если же оно и вышло так, то я, во всяком случае, хочу как можно скорее превысить первого и второго стихотворениями». Кому в письме пишет Э.Казакевич эти строки? (супруге Галине)
Красная дорожка.
Примерные вопросы:
Парадный китель Э. Казакевича украшали 8 боевых наград, в том числе два орденаНазовите их. (орден Красной Звезды и орден Великой Отечественной войны)
Какое произведение Э. Казакевича во Франции назвали «самым правдивым произведением о войне»? («Звезда»)


2 агон
Зеленая дорожка.
Примерные вопросы:
Что вы знаете о замысле повести «Звезда»? Где и когда он возник? (весна 1944 год под Ковелем)
Э.Казакевич дважды становился лауреатом Государственной премии в области литературы. Что это за премия? За что присвоена? (Сталинская премия, произведения «Звезда», «Весна на Одере»)
Последние годы Э.Казакевич работал над романом-трилогией, собирая материалы в поездках по Сибири, Уралу, Средней Азии, живя в деревнях. Назовите это произведение. («Новая земля»)
Какие произведения Э.Казакевича экранизированы? Назовите их. («Звезда», «Весна на Одере», «Синяя тетрадь»)
Желтая дорожка.
Примерные вопросы:
В какое произведения вошли опубликованные посмертно дневники, записные книжки и письма Э.Казакевича? («Слушая время»)
Где установлена мемориальная доска Э.Казакевичу? (здание редакции газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн»)
Какой русский поэт сказал об Э.Казакевиче: «На войну ушел посредственный еврейский поэт, а вернулся с нее великолепный русский прозаик»? (А.Т.Твардовский)
Красная дорожка.
Примерные вопросы:
Из какого произведения взяты эти строки:
В каком учебном заведении учился Э.Казакевич? (Харьковский машиностроительный техникум)


3 агон (Финал)
Зеленая дорожка.
В предисловии какой книги стихов Э.Казакевич писал: «Эта книга стихов написана в Биробиджане и о Биробиджане. Каждый мотив, каждая мелочь в этих стихах хорошо известны каждому строителю в Биробиджане – в городе, где рождаются новые люди и новые стихи»? («Биробиджанстрой»)
Назовите второй поэтический сборник, в котором, по утверждению самого автора, были собраны биробиджанские песни о двух трактористах, о станции Тихонькая, о дальневосточной тайге, рыбаках» («Большой мир»)
Назовите главного героя ряда прозаических романов Э.Казакевича. (Например, произведение «Весна на Одере», уроженец Волочаевки разведчик майор Лубенцов)
Каким образом увековечено имя Эммануила Казакевича в нашей области? (Одна из улиц в Биробиджане носит имя Казакевича, а на здании редакции областной газеты укреплена мемориальная доска)
Желтая дорожка.
«Известный писатель, лауреат Государственной премии Эммануил Казакевич в тридцатые годы работал в областной газете «Биробиджанер штерн») – что это за слова?
«Он научил меня горячо любить природу; благодаря его просторам, его широте, его необъятности я научился мыслить широко – в масштабе больших пространств». О чем говорит в этих строках Э.Казакевич? (о Дальнем Востоке)
Продолжите стихотворение:
Становлюсь я похожим на эти края –
Не прохожий, а общего дела участник.
Полюбила меня,
Присушила меня (Та земля, на которой я счастлив)
Красная дорожка.
Где прошло детство главного героя романа «Весна на Одере»? (сопка Июнь-Корань)
Кто является составителем сборника «Воспоминания о Казакевиче»? (жена писателя – Галина Осиповна Казакевич)
В случае, если вопросы остались, то их можно задать аудитории и вручить ордер участника игры.


Подведение итогов. Награждение победителя и участников.






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315