Открытое внеклассное мероприятие «Брейн – ринг» (интеллектуальная игра, 3 класс)


Открытое внеклассное мероприятие в 3 классе интеллектуальная игра «Брейн – ринг»
Мероприятие провела учитель начальных классов: Белкина Елена Ивановна
Форма проведения: брейн-ринг – интеллектуальная игра.
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку за 1-3 класс.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, развивать устойчивый интерес к предмету, развивать творческую активность обучающихся;
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
4. Воспитывать уважение к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.
Оборудование: проектор для показа заданий, экран, задания для команд, чистые листы для решений, ручки, колокольчики, с помощью которых капитаны команд будут подавать сигнал о выполнении заданий, у жюри- оценочный лист,  медали и  дипломы, у  ведущего – жетоны для  учёта  ответов  болельщиков.
Класс оформлен плакатами :«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С.Тургенев), «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.» (А.М.Горький)
                                            
Ход игры.
Слайд. Вступление. Фанфары
Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые участники игры! Сегодня у нас не совсем обычное соревнование - турнир интеллектуалов - «Брейн-ринг». Мы рады приветствовать болельщиков!   И, конечно же, с большим удовольствием представляем жюри.
2. Слайд. Но главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.
3. Слайд. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Сегодня мы проведем брейн – ринг и узнаем лучших знатоков русского языка среди 3-х классов.
Под песню « Чему  учат  в  школе?» ведущий продолжает  свою  речь:  
 4. Слайд. В нашей  игре участвуют 2 команды.
Поприветствуем их  аплодисментами. Представьте  себя  зрителям
1 команда: « Знатоки»         3А
Наш девиз: «По секрету  всему  свету мы  расскажем  всё, что знаем!»
2 команда: «Грамотеи»     3 Б                               
Наш девиз:
«Наша главная затея-стать отличным грамотеем!»
Победителей нашей игры определит наше жюри…
Как вы, знаете у любой игры есть правила. Здесь правила таковы: каждая команда получает одинаковые задания, выполнять их надо быстро и правильно, по моей команде «Стоп» нужно сдать свои листочки с выполненными заданиями жюри. Если команда дает правильный ответ, то она получает назначенные баллы. Если обе команды одновременно зазвенят в колокольчики, то они имеют право отвечать обе. На решение каждого задания даётся 1 минута. Если ответ готов раньше, то капитан подаёт сигнал колокольчиком; все задания командам выдаются на карточках.
Предупреждение для болельщиков. В случае подсказки в любой форме или плохого поведения наше жюри имеет право снять один балл с команды, за которую вы болеете.
Итак, желаем всем командам успехов в состязании!
II. Начало  игры        *************************************
5. Слайд        Игра  состоит из 10  туров:                               
6. Слайд 1 тур «Отгадайте загадки» Разминка (выбирают карточки капитаны)
А)  Мордочка усатая, шубка полосатая,
      Часто умывается, а с водой знается.   (Кошка)
      Б)  Что за зверь лесной такой:
 Встал, как столбик, под сосной
             И стоит среди травы –
            Уши больше головы?   (Заяц)
     С)   Рыжая, и  хвост богатый.
            С ветки на ветку скок,
      Орешек за орешком щелк!   (Белка)
     Д)  В воде купался, да сух остался.   ( Гусь)
За  каждый  правильный ответ  - 1 балл.     
7. Слайд  2 тур «Просклонять существительное» (слово на выбор у доски)
Просклоняй существительное: беседка и загадка
И.п.____________________
Р.п.____________________
Д.п.______________________________
В.п.____________________
Т.п.____________________
П.п.____________________
8. Слайд 3 тур  «Найти существительное 3 склонения» (на доске)
Подчеркни только имена существительные 3-го склонения.
Мама, дочь, кровать, ветка, тополь, ель, цепочка, нефть, гараж, конь, кисть, стебель, лодка, пятак, ткани, соль, птичка, огонь.
9. Слайд 4 тур «Кто  больше?»
Команды  должны  составить как можно  больше  слов из  букв  слова «Снегурочка» ( снег, сера, сечка, сурок, сон, сор, сок, сан, сачок, нуга, нос, нога, ночка, ген, горка, горе, гора, ручка, рука, рок, рачок, рак, чан, оса, ас…)                1 слово=1 баллу
10. Слайд «Игра с болельщиками» Это правда или нет?
11. Слайд 5 тур «Собери урожай»
А) Собери урожай; б) Собери школьные принадлежности. Карточки с названием овощей и фруктов и карточки с названием школьных принадлежностей . (Яблоко Груша, Картофель, Лук, Дыня, Арбуз , Щавель, Рожь, Капуста, Морковь//// Линейка, Тетрадь, Учебник , Ручка ,Карандаш Альбом, Пластилин, Ластик , Кисточка, Циркуль) Каждая команда выбирает себе карточку. Разложить в три корзины или в три портфеля слова по склонениям (1 скл., 2 скл., 3 скл.)
12. Слайд «Игра с болельщиками» Потопаем - похлопаем
13. Слайд 6 тур «Поиск  ошибок» (листики раздать на парты)
       Вчера  наш клас   с      анной  Сергеевной хадил  на экскурсию влес. Красиф  асений  лес. Диревя  стоят зелоные,  жолтые и  багряные. Мы сабирали красивые  листя.Завтра  мы напишем  расказ об осени  без ашыбок. мы  лубим уроки  руского  языка. (19 ошибок) 1 найденная  ошибка=1 балл
14. Слайд «Игра с болельщиками» «Скажи правильно».
15. Слайд 7 тур «Найди нужное слово – антоним» • Скажу я слово «высоко», А ты ответишь… (низко), Скажу я слово «далеко», А ты ответишь …(близко), Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты … (храбрец) Теперь «начало» я скажу Ответишь ты … (конец). • Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой. Я в бутылках лимонада, А зовут меня … (прохлада). • Я антоним к слову «лето», В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому, что я… (зима). • Я антоним к слову «смех», Не от радости, утех Я бываю поневоле, От печали, и от боли, От обиды, неудач. Догадались – это … (плач) • Не бываю без начала, Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я … (конец). Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь … (тишина).
16. Слайд 8 тур «Собери словечко»Отгадайте и запишите слово, в котором Корень из слова СНЕЖИНКА НОСОВОЙПриставка из слова ПОДБЕЖАЛ ПЕРЕХОДСуффикс из слова ЛЕСНИК ЗУБКИОкончание из слова УЧЕНИКИ ТИШИНА(подснежники) (переноска)17. Слайд 9 тур Пословицы. Конкурс капитанов
Ведущий: В этом конкурсе участвует капитан от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 баллов, если игроку помогает команда, то он получает 5 баллов.
Задание выполняется устно.
Терпенье и труд, …(все перетрут).
Одна голова хорошо, (а две лучше)
Слово серебро, молчанье - …(золото).
Доброе слово и кошке …(приятно).
Что посеешь, то и …(пожнешь).
Отольются кошке … (Мышкины слезки).
Нет друга – ищи … ( а нашел – береги).
Дареному коню … (в зубы не смотрят).
Красна птица пером, а … (человек умом).
Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).  
18. Слайд 10 тур Объясните значение фразеологизмов: • Рукой подать; (близко);• работать, засучив рукава; (хорошо, усердно работать)• работать, спустя рукава; (плохо работать)• бить баклуши. (лентяйничать, бездельничать.)
Ведущий: ребята, вы все сегодня соревновались поистине, засучив рукава! Молодцы!
III Подведение итогов.
Обобщение: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Ученик 1.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравишь.
Ученик 3.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
III. Награждение победителей. 
Вручение дипломов участникам и  медалей болельщикам.
Ведущий: Игру  хочу закончить следующими словами:
Русский  язык  - твой наставник   великий,
Он  переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи  русский  язык!
Приложение
«Прямое и переносное» К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, со вторым – переносное. Тяжёлый (камень, характер), Горячая (вода, голова) Тесная (квартира, дружба) Острый (нож, язык) Сладкий (чай, сон) Твёрдый (земля, решение) Золотые (украшения, руки) Свежий (цвет, газета) Больной (человек, вопрос) Весёлые (люди , песни) Анаграммы. Придумать новые слова, состоящие из этих же букв. Но в другом порядке. Атлас (салат) Дорога (города) Кулак (кукла) Адрес (среда) Армия (марля) « Расшифруйте  выражение».
Выпишите из каждой строки только русские буквы. Разбейте их чертой на два слова. Как вы понимаете смысл получившего выражения?
%   &   #   C   №   К   $   А   ¥
Т    Е    Р  @   Т   @   #   №  Ь
¥    Ю   &  ®   №  ?   Д   О  №№   ?     Р   О    &  Г  ©   *   А
Ответ: Скатертью дорога. (Уходи, без тебя обойдемся).
За правильный ответ – 5 баллов.
«Вставь недостающий слог»
Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.
ТРА (ВА) ЗА                         ВЕС (НА) РОД
ССО ( РА) КЕТА                  КО (ЗА) БОР
ДЕ (ЛО) КОТЬ                      ЗУ (БЫ) ЧОК
Задание командам.
За одну минуту составьте и запишите «цепочку»  из слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.
Карандаш - …
За каждое слово – 1 балл.
Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их.
… об …. Из … вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа …. Золотые …. Как … сняло.
(Рука об руку. Из рук вон плохо. Мастер на все руки. Сидеть сложа руки. Золотые руки. Как рукой сняло).
Какие слова можно составить из букв слова «грамотей»?
(Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том…)
Ведущий:Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержаться в порядке