Рабочая программа внеурочного занятия История Брянского края


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОГРН 1023201737459 ИНН/КПП 3210003290/321501001
242746 Брянская область, Дубровский район, д. Забелизна, ул. Заречная 66
Телефон: 8 (48332) 9 42 35
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
начальных классов
 
__________ С.М.Танкова 
Протокол № _____ от« ___ » _____________ 2016г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Пеклинской СОШ
__________И.М. Бородина
«____»____________2016г.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности по курсу «История родного края»
3 класс
учитель:
Трошина Светлана Викторовна учитель начальных классов
1 категории
МБОУ Пеклинская СОШ
д.Забелизна2016 – 2017 учебный год УТУТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Пеклинской СОШ
 
__________А.В.Прудников 
Приказ №_______ от«____»___________2016г.
 
Принята к реализации
педагогическим советом
МБОУ Пеклинской СОШ
протокол № 1 от 29.08.2015г.
Планируемые результаты изучения предмета
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим.
Познавательные универсальные учебные действия
(Обучающийся научится)
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных
(Обучающийся получит возможность научится)
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение.
Коммуникативные универсальные учебные действий
Обучающийся научится
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научится
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
-что такое история;
-виды исторических источников, исторические источники в Брянской области (Чашин курган);.
-исторические понятия;
-о жизни древних людей;
-письменные источники;
-символы Брянского края;
-свою родословную;
-о происхождении имен на Руси;
-о жизни древних славян;
-об исторических событиях в Брянском крае;
-о людях, которые внесли вклад в развитие нашей малой родины;
-героическое прошлое Брянщины.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-работать с текстом, рассказывать;
- аргументировать свою точку зрения;
-применять изученные термины, находить нужную информацию;
-анализировать, обобщать, систематизировать данные;
-давать оценку происходящим событиям.
Содержание курса (34ч)
Наука история (3ч.)
История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.
Науки, которые нам помогают (15ч.)
Исторические источники.
Типы исторических источников: вещественные(орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и др.материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).
Археология-«наука лопаты».Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки(поселения, курганы, гробницы).Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.
Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.
Геральдика- наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб- отличительный знак государства, города или рода (семьи ), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.
Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.
Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.
Топонимика- наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена- свидетели прошлого.
Откуда мы родом (3ч.)
Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь (3ч.)
Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Не посрамим русской земли (6ч)
Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
День, в котором ты живешь (3ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам.
Итоговое занятие (1ч.)
Класс 3
Количество часов по учебному плану 34 часа
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Рабочая программа разработана на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край»
Учебник «История родного края» (издательство «Курсив», 2012г.). Авторы-составители: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.
Тематическое планирование

п/п Дата план Дата факт Тема занятия Кол-во
часов
1 Наука история (Зч)
О чем рассказывает наука история 1
2 История времени 1
3 Календарь Древней Руси 1
4 Науки, которые нам помогают(15ч)
Исторические источники 1
5 Чашин - курган-колыбель города Брянска 1
6 Археология-наука древностей 1
7 Археологические памятники Брянскойобласти 1
8 Как жили древние люди 1
9 Славянская письменность. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита 1
10 Брянские города в русских летописях.
Слово о полку Игореве 1
11 Геральдика 1
12 Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области 1
13 Как написан гимн Брянской области 1
14 Моя родословная. Как составить
генеалогическое древо 1
15 Краткая родословная князей Трубецких 1
16 Мое имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена 1
17 Имена на карте 1
18 Как люди выбирали названия 1
19 Откуда мы родом (3ч)
Откуда мы родом 1
20 Славяне на территории Брянского края 1
21 Соседи древних славян 1
22 Откуда пошла Русь (3 ч)
Откуда пошла Русь. Первые русские князья 1
23 Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском 1
24 Древний город. Древние города Брянского края
1
25 Не посрамим русской земли (6ч)
Не посрамим русской земли. Севская крепость 1
26 Куликовская битва 1
27 Брянский край при Петре 1 1
28 Брянский край и Отечественная война1812г. Народное ополчение 1
29 Брянский край в годы ВеликойОтечественной войны 1
30 Юные герои Брянского края 1
31 День, в котором ты живешь (3ч)
Брянская область сегодня 1
32 Экскурсия в краеведческий музей 1
33 Экскурсия по историческим местам 1
34 Итоговое занятие (1 ч) 1