Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Брянский край» (« История родного края»)


МБОУ Макаричская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено
на заседании МО на заседании педсовета зам. директора по УР приказом №
протокол № протокол№ директор школы

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Брянский край»
(« История родного края»)
Учитель: Соколова Елена Николаевна
Пояснительная записка
Программа курса «Брянский край» составлена на основе рекомендаций департамента образования и науки Брянской области.
Региональный компонент представлен комплексным курсом «Брянский край» с 1 по 11 класс, включающим в себя краеведческую составляющую учебных программ, направленных на изучение истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры.
Общая характеристика курса
2 класс-курс «Природа родного края». К данному курсу рекомендуется книга «Природа родного края», подготовленная авторами –составителями Н. Е. Пряниковой и Н. В. Шик (издательство «Курсив», 2012г.).
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно- исторического , природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Под региональным компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий :
- историческое , культурное, национальное , географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
-региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования,
дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой родине.
Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента:
- краеведческий подход-выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
- содержательно-деятельностный подход-включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;
- личностно-ориентированный подход-создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
- практико- ориентированный подход с учётом условий местности;
- интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир , в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «С Азбукой по родному краю» во 2 классе отводится 1 час в неделю (33 учебные недели в год).
Ценностные ориентиры курса
-Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, посёлок, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего края.
- Ознакомление учащихся с природой Брянщины, с населёнными пунктами, памятными местами области, с людьми, прославившими свой край.
- Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
- Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
- Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты изучения курса
Личностные результаты
-формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;
-формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-умение использовать различные способы поиска, сбора , обработки, анализа, передачи информации;
-владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
-сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Брянщины;
-освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества;
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
По окончанию 2 класса учащиеся должны знать:
-символы (Гимн, герб) Брянской области;
- основные природные характеристики края;
-памятники истории и культуры Брянщины;
-факты из жизни людей, прославивших свой край
Уметь:
-находить на карте области населённые пункты, реки, материал о которых изучался на занятиях;
-рассказывать о достопримечательностях, известных людях края;
-находить нужную информацию и работать с ней;
-работать в паре, группе, высказывать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, прислушиваться к мнению членов рабочей группы, делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В учебном пособии «С Азбукой по родному краю» краеведческие материалы расположены в алфавитном порядке. Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины. В пособии много занимательных заданий, стихотворений брянских поэтов о родной земле. Материалы имеют разный уровень сложности, позволяют учитывать интересы и возможности учащихся
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема Количество часов Характеристика деятельности уч-ся Дата
по
плану по факту
1. В гостях у осени. Загадки о растениях. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 2. Осенние прогулки по брянскому лесу. В царстве растений. Грибы. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о животных и растениях и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомятся с разными природными условиями
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Узнавать о красоте природы родного края 3. Для самых любознательных. (Факты из мира природы) Соображалки. (Кроссворд о грибах) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомятся с разными природными условиями
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 4. В царстве животных. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводят примеры представителей животного мира. 5. Перелётные, зимующие и кочующие птицы. 1 Приводят примеры представителей животного мира.
Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 6. Для самых любознательных. (Почему так названы некоторые птицы) 1 Приводят примеры представителей животного мира.
Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники) 7. В царстве рыб. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о рыбах и соотносят словесное описание с иллюстрациями.
Приводят примеры представителей животного мира.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 8. Народные приметы осени. Для самых любознательных. (Откуда произошли названия месяцев) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомятся с разными природными условиями 9. Осенний календарь. Сентябрь.
Октябрь.
Ноябрь. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомятся с разными природными условиями 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомятся с разными природными условиями
Узнают о красоте природы родного края 11. Декабрь. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомятся с разными природными условиями 12. Для самых любознательных. (О снежинке. Народный каледарь.) Соображалки. (Загадки о зиме.) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Узнают о красоте природы родного края 13. Январь – году начало, зиме середина. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Наблюдают за зимними изменениями в жизни растений и животных.
Характеризуют условия, необходимые для жизни животных и растений зимой.
Узнают о красоте природы родного края 14. Для самых любознательных. (Зимние слова.) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 15. Февраль – перелом зимы. 1 Находять в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомятся с разными природными условиями 16. Жизнь животных зимой. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносят словесное описание с иллюстрациями.
Приводят примеры представителей животного мира.
Наблюдают за зимними изменениями в жизни животных.
Характеризуют условия, необходимые для жизни животных зимой.
Готовят сообщения по заданной теме.
Готовят сообщения по заданной теме. 17 Для самых любознательных. (Что делают комары зимой?) Соображалки. (Следы на снегу) 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносят словесное описание с иллюстрациями.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме. 18. Растения зимой. Для самых любознательных. (Ель и сосна.) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Наблюдают за зимними изменениями в жизни растений
Характеризуют условия, необходимые для жизни растений зимой.
Знакомятся с разными природными условиями 19. Зимние мотивы. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Узнают о красоте природы родного края 20. В гости к весне. Март. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Знакомятся с разными природными условиями
Узнают о красоте природы родного края 21. Для самых любознательных. (Значение весенних слов.) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 22. Приближение весны. Апрель. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомятся с разными природными условиями
Узнают о красоте природы родного края 23. Для самых любознательных. (Ледоход, половодье, паводок, ледостав.) Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 24. Май весну завершил, лето начал. Для самых любознательных. (Бирюза, лазурь.) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме. 25. Растения весной. Первые весенние цветы.
Для самых любознательных. (Первоцветы Брянского края.) 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Наблюдают за весенними изменениями в жизни растений
Характеризуют условия, необходимые для жизни растений весной..
Находят в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносят словесное описание с иллюстрациями.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 26. Для самых любознательных. (Дуб.)
Берёза. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносят словесное описание с иллюстрациями.
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 27. Жизнь животных весной. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносят словесное описание с иллюстрациями.
Приводят примеры представителей животного мира.
Наблюдают за весенними изменениями в жизни животных.
Характеризуют условия, необходимые для жизни животных весной..
Готовят сообщения по заданной теме. 28. Пернатые друзья. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находят в тексте учебника нужную информацию о птицах и соотносят словесное описание с иллюст-рациями. Приводить примеры представителей животного мира.
Работать в группах и самос-тоятельно с источниками информации об окружающем мире. Узнавать о красоте природы родного края 29. Для самых любознательных. (Кого называют флейтой и лесной кошкой? О птицах.) 1 Приводят примеры представителей животного мира.
Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 30. Звери весной. 1 Устанавливают связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводить примеры представителей животного мира.
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями 31. Для самых любознательных. (Ящерицы, змеи, лягушки, первые насекомые.) 1 Приводят примеры представителей животного мира.
Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомятся с разными природными условиями
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
32. В гостях у лета. Июнь. Июль. Август.
Для самых любознательных. (Красный цвет.) 1 Находят в тексте нужную информацию.
Готовят сообщения по заданной теме.
Знакомиятся с разными природными условиями
Узнают о красоте природы родного края 33. Летние явления. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Ориентируются в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. 34. Охраняемые природные территории и объекты. 1 Находят в тексте нужную информацию.
Оценивать личную роль в охране природы.
Осваивают правила вежливого общения, Устанавливают связи между деятельностью человека и состоянием природы.
Готовят сообщения по заданной теме.
Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Учебно – методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются:
литература:
1.Н. Е. Пряникова , Н. В. Шик «С Азбукой по родному краю»
Брянск: «Курсив», 2004.
2. А. А. Плешаков От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
3. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. Интернет- ресурсы:
1.http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал, где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней.
2. http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
3. http://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.http://www.prazdnik.by
Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
5. http://www.it-n.ru
Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
6. http://mail.redu.ru
Исследовательская работа школьников.
7. http://festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
8. http://kid. nashcat.ru
Все для детей. Детский портал, детские сайты.
9. http://edu.rin.ru
Сайт Науки и образования.