Календарно-тематическое планирование Природа родного края Курс Брянский край 2 класс


«Природа родного края»- 2 класс
(курс « Брянский край»)
Календарно – тематический план 2 класс
№ Тема занятия Часы Дата
1 В гостях у осени. Краски осени 1 2 В царстве растений 1 3 Осенние прогулки по брянскому лесу 1 4 Загадки. Пословицы, поговорки об осени 1 5 Для самых любознательных. Соображалки1 6 В царстве животных. Кто и как готовится к зиме 1 7 В царстве рыб 1 8 Народные приметы осени 1 9 Происхождение названий месяцев 1 10 В гости к зиме. Зимние месяцы 1 11 Народный зимний календарь 1 12 Для самых любознательных. Новый год 1 13 Зимние слова. Февраль в народном календаре 1 14 Жизнь животных зимой 1 15 Для самых любознательных. Белая книга 1 16 Растения зимой 1 17 Зимние мотивы-стихи, песни, забавы 1 18 Как относятся к деревьям разных народов 1 19 В гости к Весне. К истокам слова 1 20 Растения весной 1 21 Первоцветы Брянского края 1 22 Береза-символ России 1 23 Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья 1 24 Верные друзья 1 25 Звери весной 1 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки 1 27 Первые насекомые 1 28 В гостях у Лета. К истокам слова 1 29 Признаки хорошей погоды. Ненастья 1 30 Как образуется дождь? 1 31 Почему бывают грозы? 1 32 Отчего бывает радуга? 1 33 В лес по ягоды пойдем 1 34 Охраняемые природные территории и объекты 1
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Знакомство с программой работы курса, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
Тема 2. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев. Практическая работа - «Раскрась»
Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в парах– «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с дневникаом наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 12. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 14. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 16. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 20. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям деревни(составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25. Звери весной
Загадки о зверях, рассказ учителя(материал из книги М.Лаврова «Животный мир Брянсой области»), изменения в жизни зверей весной.
Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Загадки о пресмыкающихся, последовательность развития лягушки.
Тема 27. Первые насекомые
Чтение текста «Появились первые насекомые» по В.Бианки и Г.Скркбицкому, стадии превращения насекомых
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Летние месяцы. Беседа о летних месяцах. Особенности изменений в природе. Знакомство с народными приметами и пословицами о лете.
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Виды дождей: летний ливень, грибной дождь, моросящие дожди, обложные, слепой дождь. Приметы предстоящего дождя.
Тема 31. Почему бывают грозы? «
Чтение текста «Гроза» по Папоркову. Предвестники грозы, состояние природы во время грозы, природа после грозы.
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Сравнение радуги с аркой, расположение цветных полос в радуге.
Тема 33. В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами.
Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты
Конкурс «Знатоки сказок».
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе «Природа родного края» необходимы следующие принадлежности:
набор рабочих инструментов для практических занятий;
микроскоп, лупа;
компьютер, принтер, сканер, .Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2010.
Энциклопедия животных (Перевод с английск.) М.Авдониной - Москва. «Эксмо» 2010
Лавров М.,Мурахтанов Е. Редкие и охраняемые животные и растения Брянской области (вариант Красной книги) –Брянск,1993г..
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2011.
Трафимова Г. Секреты и диковинки окружающего мира - Самара «Издательский дом «Фёдоров», 2000г.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2012.Лавров М. «Животный мир Брянской области» Тула. Приокское книжное издательство,1983.