Программа курса внеурочной деятельности Брянский край. Культура Брянского края 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Бытошь
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
__________ Рязанцева Е. В.
Протокол № ___
от«____»_____________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по ВР
____________ Ионец С. А.
«____»_______________2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________ Серегин А. П.
Приказ № ______
от «___»_______________2016 г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Брянский край. Культура родного края»
для обучающихся 4-а класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Кибальчич Е. В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
Аннотация.
Программа основана на методических рекомендациях к региональному краеведческому курсу «Брянский край» - 4 класс, «Культура родного края» и ориентирована на учебное пособие «Культура родного края» 4 класс, В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова, изд. «Курсив», 2012г.
Курс «Культура родного края» в своей основе преследует ряд конкретных целей - вызвать у учащихся интерес к культуре родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине. Уроки по культуре родного края призваны не только дать определённую сумму знаний, но и воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию. Изучая культуру Брянщины, они должны не только узнать об её особенностях, но и учиться беречь культурные ценности родного края.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Брянский край. Культура родного края» в 4 классе.
В результате изучения курса ученик должен:
- знать культурно-исторические традиции своей семьи, села, г. Брянска, Брянского края, Дятьковского района, п. Бытошь, культурные истоки своего народа;
- знать семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;
- уметь работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как основой художественного образования, источником извлечения информации;
- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;
- принимать участие в приоритетных видах деятельности на занятиях по курсу «История Брянского края»: защита творческих и информационных проектов, постановка сказки, дидактическая игротека, инсценировка и театрализация, изодеятельность;
- знать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области;
- знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Брянский край. Культура родного края» в 4 классе.
Вводный урок. Что такое культура.Как жили славяне. Занятия славян.
Язычество древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную: духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них.
Славянские племена. Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении), их устройство. Род Рюриковичей. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины, о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце), Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие).
Принятие христианства на Руси. “Выбор” веры. Крещение славян. Монастыри (Киево-Печерский, Свенский и др.). Церковь: храм, росписи, фрески, иконы.Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом. Объем понятий “ДОМ”: дом-жилище, дом-семья, дом-жизнь человеческая от рождения до кончины. Дом в городе и дом в деревне.
Крестьянские поселения, их типы: село, деревня, займище, починок, выселки, хутор, сельцо, слобода, станица, погост, ряд, местечко, посад (к какому типу относилось Ваше поселение). Мир деревни: околица, гумно, огород, колодцы, жилые дома, подворья, церковь.
Интерьер крестьянского жилища. Украшения интерьера, их символика, место и роль в жизни каждого члена семьи. Убранство жилища: красного угла, горницы. Утварь: деревянная, глиняная, плетеная, металлическая. Искусство в быту народа. Промыслы и ремесла с. Брахлов.Мастера Злынки. Резные кружева
Жизнь крестьянской семьи. Место в ней каждого ее члена. Семейно-бытовые обряды. Работа. Традиционные занятия в нашем крае. Застольный этикет традиционной семьи крестьян. История происхождения стола и его названия. Ритуальная роль стола в обрядах главных событий человеческой жизни. Собрание фольклора (песни, присказки, сказки, потешки, колыбельные). Народные гулянья и праздники. Народные игры.
Жители России
«Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков.
Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска − на родине Бояна.
«Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец.
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинскаясельхозакадемия.
По памятным местам. Партизанская поляна и др.
Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношескогого творчества имени Ю.А.Гагарина
Экскурсии в краеведческий музей п. Климово, по историческим и памятным местам. Новый Ропск. Защита проектов «Мой край родной».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Наименование раздела (темы), тема урока Кол-во часов Дата
По плану Фактически
1 Вводный урок. Что такое культура. 1 01.09 2 Как жили славяне. 1 08.09 3 Занятия славян. Чем питались славяне. 1 15.09 4 Язычество древних славян. 1 22.09 5 Принятие христианства на Руси. 1 29.09 6 Храмы Брянского края. Свенский Успенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. 1 06.10 7 Крестьянский дом. 1 13.10 8 Мастера Злынки, Красной горы. Резные кружева. 1 20.10 9 Занятия крестьян. 1 27.10 10 Занятия крестьян. 1 10.11 11 Не боги горшки обжигают. Брянский музей этнографии и ремёсел. 1 17.11 12 Не боги горшки обжигают. 1 24.11 13 Долог день до вечера. 1 01.12 14 По одёжке встречают. 1 08.12 15 По одёжке встречают. Мастерицы Брянского края. 1 15.12 16 Делу время, потехе час. Праздники.
«Рождество. Святки. Масленица.
Пасха. Праздник Ивана Купалы». 1 22.12 17 Делу время, потехе час.
Праздники наших дней.
«Гори, звезда приветная». «Троицкие хороводы». 1 12.01 18 Жители России
Цари. Бояре. Дворяне.Крестьяне. Городское население. Ремесленники. 1 19.01 19 «Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. 1 26.01 20 Дятьковский хрустальный завод. Брянский машиностроительный завод. Брянский арсенал. 1 02.02 21 «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков. 1 09.02 22 Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого в Красном Роге. «Соловьи». Городской парк Трубчевска − на родине Бояна. Музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг». 1 16.02 23 Музеи Брянского края.Брянский краеведческий музей.Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых. 1 02.03 24 «Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. Ф.И.Тютчев. А.К.Толстой. 1 09.03 25 «Дорогие мои земляки». Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская. 1 16.03 26 Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия. 1 30.03 27 По памятным местам. Партизанская поляна и Площадь Партизан. 1 06.04 28 По памятным местам.
Хацунь. 1 13.04 29 Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. 1 20.04 30 Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина 1 27.04 31 Экскурсия в школьный и поселковый краеведческий музей. 1 04.05 32 Экскурсия по историческим и памятным местам с. Бытошь. 1 11.05 33 Защита проектов «Я люблю тебя, мой край родной». 1 18.05 34 Защита проектов «Мой край родной». 1 25.05