Рабочая программа по истории Отечества 7 класс для коррекционных школ VIII вида

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.
Тел./факс (22) 5-24-48, Эл. почта. Schoolint8@mail.ru


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______ Жарова Е.В.
Приказ № 45-Ш от 06.06.2016




Рабочая программа
предмета « История»
для учащихся
7-б класса
на 2016-2017 уч. г.




составитель:
учитель Чиченкова М.А.




















Яхрома
2016 г.

Пояснительная записка
к рабочей программе по истории для 7 класса
Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: программа обеспечивает реализацию прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категория обучающихся: учащиеся 7 класса МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. В соответствии с календарным планом-графиком текущего учебного года.
Форма обучения: очная.
Рабочая программа, согласно Федеральному Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., является нормативно-правовым документом, обязательным для выполнения в полном объеме, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана (истории ) образовательного (коррекционного) учреждения VIII вида.
Рабочая программа разработана на основании:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), составленного на основании приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации № 29/2065 от 10.04.2002 г.
2. Устава муниципального автономного образовательного учреждения «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (новая редакция от 10.11.2015, утверждена Приказом начальника Управления образования Дмитровского муниципального района МО № 841, принят общим собранием трудового коллектива от 03.11.2015 протокол № 55).
В сборнике: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: В 2-х сборниках. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Сборник 1

Рабочая программа ориентирована на учебник История России. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост. Пузанов П.Б. Бородина О.И. Москва «Владос» 2013.

Литература для учителя.

Учебно-методическое пособие для учителя «Уроки истории» в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида под редакцией Б.П.Пузанова. Москва «Владос» 2013.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество

Последовательное изучение исторических событий обеспечивает более глубокое понимание материала. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. История изучается с древности до нашего времени.
На уроках истории образовательной специальной коррекционной школе использую рассказ, беседы, выборочное объяснительное чтение текста, работу с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр отдельных фрагментов кинофильмов.
Живое слово играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, показываю его взаимосвязь с изученным ранее.
Бедность словарного запаса у учащихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке: теоретико-практическое пояснение, многократное проговаривание про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приёмами.
Создавая историческую картину того или иного события, включаю в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Особое внимание уделяется умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что способствует развитию мыслительной деятельности и речи.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории.
Учитывая, что нарушения внимания приводит к смешению фактов, их хронологической перестановке, учитель на каждом уроке уделяет внимание конкретизации и трактовке понятий, фактов, установлению причинно-следственных связей – например, сопоставительный анализ исторического материала и современности. Наиболее успешно это достигается за счёт применения приёмов сравнения, сопоставления, анализа, обобщения исторического материала.
При изучении истории веду специальную работу по использовании хронологии. Этому помогает «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
При характеристике определений исторической формации раскрываю вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7-го класса
Учащиеся должны знать:

какие исторические даты называются точными, приблизительными;
когда произошли события;
кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
правильно и точно употреблять исторические термины и понятия;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Методы, средства и формы обучения

Работа с учебником

С 7 класса у учащихся формируются навыки работы с учебником. Применяются такие виды работ, как комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеозаписи).

Работа с наглядно-дидактическими материалами

Коррекционно-развивающее значение на уроке имеют различные средства наглядности (иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, меловые рисунки на доске, макеты). Они способствуют развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.
Одновременно использовать не более 1-2 иллюстраций, картин, рисунков. Довольно часто проводится пропедевтическая работа с наглядностью: предварительное рассматривание, беседа, уточнение последовательности событий.
Используются следующие методические приёмы работы с наглядностью:
- рассматривание по плану, последовательно с анализом отдельных фрагментов с помощью учителя;
- сравнение (выделения общего и различий) увиденного на иллюстративном материале с реальностью с помощью учителя;
- описание и анализ с помощью учителя и самостоятельно;
- беседа по вопросам;
- составление рассказов;
- сочетание плоскостного иллюстративного материала с объёмным. Схемы даются наглядно, чтобы учащиеся могли образно представить изучаемый материал.

Работа с исторической картой
В целях формирования пространственных представлений широко используется работа с картами. Учитывая, что работа с настенными картами и атласами является сложной для учащихся, использую различные приёмы: показ приёмов работы с картой, многократные упражнения учащихся в локализации событий, нахождение территорий с постоянным контролем. На первых уроках проводят специальные тренировочные упражнения с картой (показать поселение, город, государство, столицу, границы, места сражений).

Словарная работа
рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где ребята знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. Так за счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.
В различных видах деятельности на уроке уместна работа над историческими понятиями.
Работа над историческими понятиями включает сообщения термина, определения понятия, упражнения в использовании нового понятия, оперирование новым понятием. Основными приёмами работы с понятиями могут служить сравнения понятий по существенным признакам с помощью учителя, различные средства наглядности, позволяющие создать целостную картину об изучаемом понятии, уточнить и закрепить понятие. Особенно значимы в работе с учащимися сюжетные картины, предлагаемые в учебнике. Наиболее доступны следующие пути формирования у учащихся исторических понятий: перечисление фактов, событий, характеризующих понятие; простое описание изучаемого события, явления; сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения учебника, конкретный пример, описывающий понятие.

Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

Формы контроля результатов обучения

Тематический контроль учащихся проводится в конце каждого изученного раздела программы (блока тем) в форме обобщающего урока с элементами самостоятельной работы в виде теста.
Итоговая аттестация учащихся - в форме контрольной работы - проводится в конце учебного года в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.

Особенности контингента учащихся, их образовательные запросы
7 класс неоднороден по своему составу. Учащиеся имеют разные познавательные способности, обоснованные особенностями
психофизического развития.

Всего учащихся
Могут усваивать программу на базовом уровне
Могут усваивать программу на достаточном уровне при наличии индивидуального и дифференцированного подхода
Могут усваивать программу только на основе индивидуальных достижений

10
4
Гусев А.
Пащенко В.
Романчук Е.
Тимонина А.
4
Варфоломеев А.
Дёмшин П.
Красов И.
Феер М.
2
Давыдова Т.
Ёлкин А.




Связь истории с другими предметами.
С географией связано, т.к. изучая исторические события, нужно понимать, в каком населённом пункте разворачивается действие. Уметь работать с картой.
С чтением связано, потому что на уроках истории изучаются исторические события, которые описаны в художественных произведениях русских писателей.
С математикой поддерживается межпредметная связь, так как ученики запоминают исторические даты, учатся определять века, записывать их в виде римских цифр, чертят и составляют таблицы, по которым учатся работать.
С русским языком поддерживается тесная связь, т.к. на каждом уроке истории ученики проводят словарную работу, где знакомятся с новыми понятиями, учатся их выделять, правильно записывать и употреблять в ответе.
С ИЗО поддерживается связь, т.к. на уроках истории ученики знакомятся с картинами великих русских живописцев, которые написаны на исторические темы, с портретами
исторических деятелей.











Учебно-тематическое планирование по истории в 7-б классе
Количество часов: 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.


пп
Наименование раздела программы
Тема урока

кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Дата урока по плану
Дата урока по факту

I. Введение в историю
7





1.

История – наука о прошлом.
1
Сообщение новых знаний
Разъяснить происхождение и смысл понятия «история»;
Формировать понимание учащихся, что изучает история, почему необходимо изучать её.
01.09


2.

Исторические памятники.
1
Комбинированный
Разъяснить понятие «исторические памятники»: дать представление о видах, познакомить с методами исторического исследования.
05.09


3.

Наша Родина – Россия.
1
Комбинированный
Закрепить и расширить общественно-историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине.
08.09


4.

Моя родословная.
1
Комбинированный
Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи.
Показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны.
12.09


5.


Счёт лет в истории.

1

Комбинированный
Дать представление о счёте лет в истории.
Познакомить с понятием «лента времени», единицами измерения времени (год, век, тысячелетие), применением римских цифр для обозначения веков.
15.09


6.

Историческая карта.
1
Комбинированный
Показать отличие исторической карты от географической.
С помощью примеров научить показывать на карте места исторических событий, территорий, пользоваться условными обозначениями.
19.09


7.

Повторительно-обобщающий урок. Самостоятельная работа по теме «Исторический источник и его виды».
1
Обобщение и систематизация знаний
Закрепить понятие «исторический источник и его виды».
Показать, о чём может рассказывать исторический памятник.
Повторить и закрепить навыки работы с лентой времени.
22.09


II.История нашей страны древнейшего периода.

11





8.

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
1
Сообщение новых знаний
Знакомство учащихся с восточными славянами-предками русских, украинцев и белорусов.
Знакомство с местоположением племён восточных славян.
26.09


9.

Роды и племена восточных славян и их старейшины.
1
Комбинированный
Продолжать знакомить учащихся с общественным строем восточных славян.
Формировать понятия «семья», «род», «вече», «князь», «дружина», «соплеменник», «знатные люди», выявить причины образования социального неравенства.
29.09


10.

Славянский посёлок.
1
Комбинированный
Формировать представление о жизни и быте восточных славян.
03.10


11.

Основные занятия восточных славян.
1
Комбинированный
Продолжать формировать представление о жизни и быте восточных славян.
Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян, выяснить, почему земледелие считалось основным занятием славян.
Обратить внимание на трудолюбие славян.
06.10


12.

Ремёсла восточных славян.
1
Комбинированный
Продолжать формировать представление о жизни и быте восточных славян
Обратить внимание на трудолюбие славян.
10.10


13.

Обычаи восточных славян.
1
Комбинированный
Формировать представление о жизни и быте восточных славян.
Рассказ учителя об обычаях и традициях восточных славян.
Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.

13.10


14.

Верования восточных славян.
1
Комбинированный
Формирование представления о религиях восточных славян.
Познакомить с возникновением верований и духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения).
Помочь осознать, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы.
17.10


15.

Соседи восточных славян.
1
Сообщение новых знаний
Сформировать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян.
Показать различные взаимоотношения восточных славян с соседями.
20.10


16.

Самостоятельная работа за I четверть по теме «Восточные славяне-предки русских, украинцев, белорусов» (тест).
Славянские воины и богатыри.
1
Комбинированный
Повторить пройденный материал по данному разделу.
Сформировать представление о военном искусстве славян.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством, храбростью славян.
24.10


17.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.
1
Сообщение новых знаний
Сформировать представление об объединении восточных славян под властью Рюрика.
На основании предания рассказать учащимся о возникновении нашего государства.


27.10


IIчетверть



18.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Объединение восточных славян».
1
Систематиза-
ция и обобщение знаний
Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны.
Выяснить знания основного фактического материала данного периода.
07.11


19.

Самостоятельная работа по теме «Объединение восточных славян».
1
Закрепление знаний
Выявить и проверить знания детей по разделу «История нашей страны древнейшего периода».
10.11


III. Киевская Русь.
16





20.

Образование государства восточных славян – Киевской Руси.
1
Сообщение новых знаний
Сформировать представление об образовании древнерусского государства.
Сформировать представление о том, как управлялось Древнерусское государство и каковы были его особенности
14.11


21

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
1
Комбинированный
Закрепление знаний об образовании древнерусского государства.
Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря, Святослава, княгини Ольги; проследить начало династии Рюриковичей.
Сформировать представление, с какими племенами Русь вела торговлю в IX в., по каким морям плавали русичи, какая опасность угрожала Киевской Руси.
17.11


22.

Укрепление власти князя.
1
Комбинированный
Закрепить знания о порядке княжения первых русских князей.
Сформировать представление об укреплении власти князя, раскрыть роль княжеской дружины; показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя.
21.11


23.

Оборона Руси от врагов.
1
Комбинированный
Закрепить представление о власти князя.
Сформировать представление об обороне Руси от врагов.
Выявить основные задачи Киевской Руси: защита своих земель, расширение торговых и международных связей.
24.11


24.

Крещение Руси при князе Владимире.
1
Комбинированный
Закрепить знания об обороне Руси от врагов.
Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 889 г..
Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси.
28.11


25.

Былины – источник знаний о Киевской Руси.
1
Комбинированный
Закрепить знания о значении князя Игоря в крещении Руси.
Сформировать представление о былинах, доказать, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.
01.12


26.

Культура и искусство Киевской Руси.
1
Сообщение новых знаний
Сформировать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси; показать, что в начале XII в. Культура Киевской Руси достигла своего расцвета; подчеркнуть, что на русскую культуру оказала большое влияние византийская культура.
05.12


27.

Княжеское и боярское подворье.

1
Комбинированный
Закрепить знания о культуре и искусстве Киевской Руси начала XII в. .
Сформировать представление о большой силе князя, роли дружины; познакомить с частной жизнью князя; углубить знания о быте русских князей, бояр.
Провести самостоятельную работу на тему «Убранство княжеского дома»
08.12


28.

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
1
Комбинированный
Закрепить знания о силе князя и роли дружины.
Дать представление о тяжёлой жизни простых людей, их быте и традициях в Киевской Руси; способствовать пониманию учащимися исторических событий.
12.12


29.

Правление Ярослава Мудрого.
1
Сообщение новых знаний
Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность «Русской правды».
15.12


30

Олимпиада по истории
1
Закрепление знаний
Повторить пройденный материал по истории 7 класса
19.12


31.

Образование и грамотность на Руси.
1
Комбинированный
Закрепить знания о деятельности Ярослава Мудрого.
Довести до понимания учащихся, что понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.
22.12


32.

Летописи и летописцы.
1
Комбинированный
Закрепить знания о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.
Дать представление о древних записях, летописях.
Разъяснить термин «летопись»; рассказать о том, как писали летописи, кто писал летописи.

26.12


33.

Самостоятельная работа за IIчетверть по теме «Жизнь и быт людей в Древней Руси» (тест)
Киевский князь Владимир Мономах.
1
Сообщение новых знаний
Повторить и закрепить пройденный материал по данному разделу.
Кратко охарактеризовать положение Руси в конце XI – начале XII в., довести до понимания учащихся значение деятельности Мономаха; кратко ознакомить с «Поручением детям».





29.12


III четверть

34.

Рост и укрепление древнерусских городов.

1
Сообщение новых знаний
Формировать у учащихся знания об укреплении древнерусского города, о жителях города; подчеркнуть, что город в Древней Руси являлся центром культуры, ремесла и торговли.
09.01


35.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь».


1
Обобщение и систематизация знаний
Вспомнить и обобщить знания о жизни народа в период образования государства восточных славян Киевской Руси.
12.01


36.

Самостоятельная работа по теме «Киевская Русь»
1
Закрепление знаний
тест
16.01


IV.Распад Киевской Руси.
10





37.

Причины распада Киевской Руси.
1
Сообщение новых знаний
Сформировать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятий «раздроблен- ность», «вотчина»;выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси.
19.01


38.

Образование самостоятельных княжеств.
1
Комбинированный
Закрепить сведения о причинах распада Киевской Руси.
Сформировать понятие, что постоянная междуусобная война князей за киевский престол разоряла Киев; государство распалось на 14 самостоятельных княжеств и Новгородскую боярскую республику.
23.01


39.

Киевское княжество в XII веке.
1
Комбинированный
Дать учащимся сведения о том, что в новых условиях Киевское княжество по-прежнему играло важную роль; выделить причины по которым за Киев шла ожесточённая борьба; показать особенности Киевского княжества.
26.01


40.

Владимиро – Суздальское княжество.
1
Комбинированный
Закрепить знания о Киевском княжестве в условиях раздробленности.
Рассмотреть Владимиро-Суздальское княжество: местоположение города, занятия населения
30.01


41.

Господин великий Новгород.
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся об образовании самостоятельных княжеств.
Сформировать понятия о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культурного развития; ознакомить с жизнью и занятиями горожан.
02.02


42.

Торговля и ремёсла Новгородской земли.
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся о высоком уровне экономического и культурного развития Новгородской земли.
Продолжать формировать представление о Великом Новгороде, особенности развития Новгородского края.
06.01


43.

Новгородское вече
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся об особенностях развития Новгородского края.
Дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.
Познакомить с вечевым строем боярско-купеческой республики.
09.02


44.

Русская культура в XII-XIII веках
1
Сообщение новых знаний
Дать определение культуры XII-XIII вв.; подчеркнуть, что в XII-XIII вв. сложились исторические условия для развития культуры.

13.02


45.

Повторительно-обобщающий урок на тему «Распад Киевской Руси».




1
Повторительно-обобщающий урок
Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси.
16.02


46.

Самостоятельная работа по теме «Распад Киевской Руси»
1
Проверка знаний
Тестовая работа
16.02


V. Борьба с иноземными завоевателями
10





47.

Монголо-татары.
1
Сообщение новых знаний
Сформировать представление у учащихся о жизни, быте монголо-татар; объяснить причину завоевательной политики монголо-татар.
Составление таблицы «Монголо-татары и русские» по мере прохождения темы
27.02


48.

Нашествие монголо-татар на Русь.
1
Комбинированный
Закрепление знаний о жизни монголо-татар при помощи таблицы «Монголо-татары и русские».
Подвести учащихся к пониманию, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли.
На примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков.
02.03


49.

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
1
Комбинированный
Закрепить знания о нашествии монголо-татар на русскую землю.
Сформировать понятия у учащихся о героизме русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами; подчеркнуть, что сопротивление русских было не напрасным.
06.03


50.

Русь под монголо-татарским игом.
1
Комбинированный
Закрепить знания у учащихся о стойкости и мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами.
Сформировать понятие «монголо-татарское иго»; подвести учащихся к умению устанавливать причинно-следственные связи: распад Руси – поражение.
09.03


51.

Рыцари-крестоносцы.
1
Комбинированный
Закрепить понятие «монголо-татарское иго».
Подвести к пониманию, каковы причины походов западноевропейских рыцарей на Русь; кратко охарактеризовать вооружение западноевропейских рыцарей и русских воинов.
13.03


52.

Александр Невский и новгородская дружина.
1
Сообщение новых знаний
Объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.
Привести примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем.
16.03


53.

Невская битва.
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся об Александре Невском как великом государственном деятеле.
Дать представление о ходе битвы на р.Неве на основе схемы; показать героическую битву русского народа со шведами.

20.03


54

Самостоятельная работа за 3 четверть по теме «Невская битва»
1
Проверка знаний
Повторение и закрепление знаний учащихся о битве на Неве.
23.03





IVчетверть

55.

Ледовое побоище.
1
Комбинированный
Закрепить знания о борьбе русских народов со шведами в 1240 г.
Рассказать о цели и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере.
03.04


56.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба с иноземными завоевателями»
1
Обобщение и систематиза
ция знаний
Выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся; закрепить знания важных дат.
06.04


57.

Самостоятельная работа по теме «Борьба с иноземными завоевателями».
1
Проверка знаний
Тестовая работа
10.04


VI.Начало объединения русских земель.
14





58.

Возвышение Москвы.
1
Сообщение новых знаний
Вспомнить, к какому времени относится первое упоминание о Москве.
Раскрыть причины возвышения Москвы.
13.04


59.

Московский князь Иван Калита, его успехи.
1
Комбинированный
Закрепить знания о причинах возвышения Москвы.
Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Иваны Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу.
17.04


60.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
1
Сообщение новых знаний
Показать, что возрождения хозяйства в стране, рабочих ремёсел, торговли создало предпосылки образования централизованного государства; ознакомить со значением терминов «посад», «торжок», «слобода».
20.04


61.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся о том, как возрождалась русская земля.
Сформировать представление о правлении московского князя Дмитрия Ивановича; подчеркнуть важнейшие направления его политики; рассказать о укреплении Москвы при Дмитрии Донском.
24.04


62.

Сергий Радонежский.
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся о правлении Дмитрия Донского.
Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского; подчеркнуть его роль в решении князя Дмитрия Донского сразиться с монголо-татарами.
27.04


63.

Битва на Куликовом поле.
1
Сообщение новых знаний
Показать борьбу русского народа за независимость.
Выявить понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве.
04.05


64.

Значение Куликовской битвы для русского народа.
1
Комбинированный
Закрепить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость.
Раскрыть значение Куликовской битвы для развития культуры Руси, подъёма национального самосознания; подчеркнуть, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны.
11.05


65.

Иван III. Освобождение от иноземного ига.
1
Комбинированный
Закрепить знания о значении Куликовской битвы в истории Руси.
Показать, что освобождение русских земель произошло при Иване III; показать роль Ивана III в свержении монголо-татарского ига.
Раскрыть историческое значение свержения монголо-татарского ига.
15.05


66.

Укрепление Московского государства.
1
Комбинированный
Закрепить знание о роли Ивана III в свержении монголо-татарского ига.
Раскрыть роль Судебника в укреплении власти в стране; выяснить отличие дворянства от бояр; объяснить значение новых терминов «монарх», «скипетр», «держава», конкретизировать представления учащихся о государственной власти.
18.05


67.

Итоговая контрольная работа за год «История нашей страны древнейшего периода»
1
Обобщение и систематизация знаний
Вспомнить, что во время монголо-татарского ига жизнь на Руси продолжалась: восстанавливалось и развивалось сельское хозяйство, ремёсла, отстраивались города; вспомнить причины и значение победы русского народа в Куликовской битве; на примере Дмитрия Донского показать высокие нравственные качества полководца; проследить путь укрепления Московского царства.
22.05


68.

Работа над ошибками.
Урок-повторение. Что мне понравилось и запомнилось на уроках по курсу «История России».
1
Обобщение и системати
зация знаний
Беседа по вопросам контрольной работы. Выявление трудных вопросов и заданий.
Викторина-опрос по курсу «История Отечества» 7 класс
25.05



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом школы Заместитель директора по УМР
Протокол №7 от 01.06.2016 _________ Чиченкова М.А.
03.06.2016










13PAGE \* MERGEFORMAT141915




15