Интегрированный (бинарный) урок по русскому языку и геометрии в 7 классе по теме: «Без слов и грамматики не учат математике»


Ваш сайт учител
Интегрированный (бинарный) урок по русскому языку и геометрии в 7 классе по теме: «Без слов и грамматики не учат математике»
1 слайдТЕМА УРОКА: «Без слов и грамматики не учат математике»
ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обобщение и систематизация сведений о треугольниках, повторение теорем, используемых в   доказательствах свойств треугольников;
обобщение сведений о грамматике как разделе языка, об орфограммах проверяемая и непроверяемая    гласная и согласная в корне слова, грамматическая и смысловая связь слов в предложении, причастие и причастный оборот.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание интереса к русскому языку и геометрии;
формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач и в работе в группе.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения задавать вопросы по теме;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
школьная доска;
презентации;
карточки дифференцированных заданий;
на рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап;
Этап всесторонней проверки знаний;
Этап обобщения и систематизации знаний;
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока (рефлексия).
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Конспект урока.
I. Организационный момент урока.
Уч.мат.
Приветствие, настрой на рабочий лад. Оформление тетрадей к уроку
Добрый день ребята и уважаемые гости!  Сегодня урок математики мы проводим совместно с уроком русского языка.
Запишите на рабочих листах число, класс. работа и тему урока «Без слов и грамматики не учат математике»
2. Вступительное слово учителей.
РУС: Урок русского языка и урок геометрии, вы спросите: «Что их может объединять?» Ведь они такие разные. Но мы сегодня докажем, что математика и русский язык могут тесно сотрудничать .М.: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М.: Нет! Миром числа управляют,
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Р.: Есть листьев шум и мир под облаками,
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь всё, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
М.: Как вы думаете, ребята, кто из нас прав? Высказывание детей.
Мнение детей.
I I. Актуализация знаний по теме урока
РУС: Насколько важно знание русского языка?
Очень важно. Как правильно писать слова "профессия" или "искусство»? Как написать заявление или личное письмо, расставив и сформулировав предложения так, чтобы тебя правильно поняли?
Все эти знания очень важны. А вот плохое знание русского языка, неправильное написание слов или формулировка предложений может поставить вас в неловкое положение.
Рус.
В теме нашего урока есть слово ГРАММАТИКА.
Давайте вспомним: что такое грамматика?
2 слайд.Грамматика — это раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.
Давайте вспомним: что такое Морфология? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.
Высказывание детей.
3 слайд.Морфология - это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Морфология тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.
Что такое орфография? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.
Высказывание детей.
4 слайд Орфография или правописание — раздел науки о языке, в котором излагается система правил о написании слов.
В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, порой, только опираясь на правило.
А что называется синтаксисом?
5 слайд.Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, то есть:
" словосочетания, предложения, текст;
" способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;
" способы соединения простых предложений в сложные;
" способы соединения предложений в текст.
Молодцы! Очень хорошо!
I I I. РУС: А теперь посмотрим, как это всё работает и применяется не только на уроках русского языка, но и на уроках математики.
Мат. Итак, орфографическая разминка.
1. Орфографический диктант очень тесно связан с геометрией: я читаю определение некоторого геометрического объекта, а вы на листах записываете только само понятие, которому соответствует данное определение (один человек у доски, а остальные на местах)
6 Слайд
Орфографический диктант по геометрии .Послушайте определения и запишите понятия
1.Геометрическая фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой.
2.Линия, не имеющая ни начала, ни конца
3.Два луча, исходящие из одной точки
4.Прямая линия, соединяющая вершины треугольника с серединой его противоположных сторон
5.Как называется треугольник, у которого две стороны равны
6.Часть прямой, ограниченная двумя точками
Слайд 7 Проверка заданий с т.зр. русского языка и с т.зр. геометрии.
С т.з.рус.языка все слова записаны верно, но обратим внимание на слово прямая.Назовите в этом слове без.гл. Подберите проверочное слово.(прямо)Оценивание.
Проверим себя:
Треугольник (удар.падает на О, безуд Е , И))
Прямая(без.гл.в корне я-прямо)
Угол(без.гл. треугольник)
Медиана(удар.глас.А, безуд гл. Е,И,А)
Равнобедренный
Отрезок(уд.Е)
Давайте обратим внимание на слово равнобедренный и вспомним раздел чередование корней.
От чего зависит чередование корней –рав-, -ровн-?
Ответ: Чередование корней –равн-, -ровн- не зависит ни от ударения, ни от конечного согласного в корне, а только от значения (как и в корне –мак-, -мок-.), -равн- в значении одинаковый, -ровн- в значении гладкий, праямой.
Хорошо! Молодец!
!А что вы можете сказать о о суф. –енн-
!В прилагательных пишем суф.-онн-, -енн-, -нн-.
!Слово равнобедренный сложное слово, состоящее из двух корней, корни слова соединены гласной О.
2. Задания по разделам морфология и синтаксис.
Слайд №8.А сейчас , ребята, я предлагаю вам выполнить  индивидуальную работа в рабочих листах.
Составьте из данных слов предложение, изменяя при необходимости грамматичексую форму слов , и запишите их в тетрадь
-_Треугольник, В ,углы,при,равны, равнобедренный,основание, (1 ряд слов)
_ Треугольник , и, ,биссектриса, основание, проведенный,равнобедренный, к, являет..ся, в, медиана, высота (2 ряд слов)
Ребята, кто составил предложения? Выходим и записываем на доске. Пока девочки записывают предложение, я бы хотела обратить ваше внимание на гл. является и объясните написание.
Ответ: гл.является. пишем без мягкого знака т.к.отвечает на вопрос что делает? Если глагол отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то это глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется
Слайд 9.Рус. Проверка заданий с т.зр. русского языка и с т.зр. геометрии.
Мат. Проверяет теорему. Оценивание
Рус. С точки зрения рус.яз. предложения составлены верно.
Знаки препинания во втором предложении расставлены правильно.
-В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
-В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к
основанию, является медианой и высотой.
Слайд №10 Устно. Ребята, во 2- м предложении, составленном вами , найдите причастие с зависимыми словами, определите разряд, вид, время.
В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой.
Слайд №11. Проверка. Обсуждение.
Проверяем:
В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию,является медианой и высотой
Ответ: Проведённая-страдат. причастие, совершенный вид, прошедшее время.
Что такое причастный оборот? Ответ: Причастие с зависимыми словами наз.прич.оборотом.
Когда он на письме выделяется запятыми? Ответ: Если прч.оборот стоит после определяемого слова, то он выдел. запятыми. А когда прич.оборот стоит перед опред. Словом, то не выдел.запятой.
Назовите в этом предложении прич.оборот. Ответ: Проведённая к основанию.
Биссектриса-определяемое существительное.
Проведённая-причастие.
К основанию- зависимое слово, т.к.к нему мы задаем вопрос от причастия.
Хорошо, молодцы!
Слайд 12 Мат. Физ.минутка.
МАТЕМ.: Ребята, обратим внимание на признаки равенства треугольников. Исправьте ошибки в условии теоремы, сочетая знания грамматики русского языка и геометрии.
Слайды №13,  Работа по карточкам в группах.
3 группы – 3 теоремы.
Признаки равенства треугольника
Исправьте ошибки в условии теоремы
Если три стороны и угол между ними одного треугольника соответственно не равны одной стороне и углам между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Признаки равенства треугольников
Исправьте ошибки в условии теоремы
Если стороны и три не прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно не равны стороне и одному прилежащему к ней углу других треугольников, то такие треугольники равны.
Слайды №14, №15. №16 Проверка задания.
Обсуждение
МАТЕМ.: Повторим с помощью элементов урок русского языка теоремы, приступим к решению задач по геометрии.
Слады № 17, №18, №19 Блиц-опрос. Устное решение задач.
Блиц-опрос Доказать : треугольник АВС = треугольнику АДМ
Мат. Слайд 20,21,22
IV. Обобщение и систематизация материала по теме урока.
Уч.рус.
Вывод урока
Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали сведения о треугольниках, повторили теоремы, используемые в доказательствах свойств треугольников;
Обобщили сведения о грамматике как разделе языка, об орфограммах грамматических и смысловых связях слов в предложении, причастие и причастный оборот.Т.о,мы доказали, что математика и рус.яз. тесно взаимосвязаны.
Выставление оценок . Сегодня вы все очень хорошо работали , поэтому получаете оценки.
V. Инструктаж по домашней работе. Откройте дневники и запишите д.з.
Слайд № 23. Дом.задание к следующему уроку вы выполняете на индивидуальных карточках.
1.по рус.яз напишите небольшое (30 -40 слов) сочинение-рассуждение на тему: « Без слов и грамматики не учат математике» или «Зачем в математике рус.яз?»
2.По геометиии задание по карточкам.
VI. Рефлексия. Всем большое спасибо. Урок окончен, до свидания!