Урок физики в 8 классе на тему Изменение агрегатных состояний вещества


Урок физики в 8 классе
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Цель урока:
1) на основе МКТ объяснить особенности строения тел в различных состояниях;
2) расширить кругозор учащихся по данной теме;
3) способствовать развитию интереса к предмету;
4) вырабатывать внимание, трудолюбие, стремление к познанию окружающего мира;
5) показать неразрывную связь изучаемого материала с другими предметами: химией, географией, математикой, металловедением и т.д.
Оборудование:
1) кусок льда, вода в стакане, кипящая вода;
2) презентации по теме.
Ход урока:
I) Организационная часть.Тема сегодняшнего урока «Изменение агрегатного состояния вещества». Мы повторим и закрепим знания об особенностях внутреннего строения и свойствах газообразных, жидких и твердых тел. Углубим наши знания о веществах и их состояниях, объясняя их различия с научной точки зрения. Вы сможете выявить связь между физикой, химией, географией, математикой, металловедением и другими предметами, обогатить свою память новыми фактами, посмотреть на многие природные явления с различных точек зрения и в конечном итоге подняться в своём развитии на ступеньку выше.
II) Актуализация опорных знаний.
Демонстрируем: кусок льда, вода в стакане, пар над кипящей водой.
- Перед вами вещество в трёх состояниях. Что вы можете сказать о каждом из них?
- Это различные состояния одного и того же вещества – воды:
а) кусок льда – твёрдое тело;
б) вода – жидкость;
в) пар над кипятком – пар (газ).
- Формула молекулы воды?
- Н2О: 2 атома водорода и 1 атом кислорода. Молекула пара и льда такая же.
- Почему в одном случае вещество газообразное, в другом жидкое, в третьем – твёрдое?
- Состояние вещества зависит от взаимного расположения молекул.
-В газах расстояния между молекулами в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Сталкиваясь, они отталкиваются друг от друга в разные стороны, подобно бильярдным шарам. Слабые силы притяжения не способны удержать молекулы газа друг возле друга.
-Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу. Зажатые другими молекулами, они совершают как бы бег на месте. Лишь время от времени какая-нибудь молекула совершает прыжок, но тут же попадает в новую «клетку», образованную новыми соседями.
-Атомы и молекулы твёрдых тел колеблются около определённых положений равновесия. Если соединить эти положения, то получится кристаллическая решетка. Силы притяжения молекул очень сильны.
Вода самое удивительное и самое распространённое природное соединение, которое может существовать во всех трёх агрегатных состояниях.
Загадки:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать.(Вода)
2. Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.(Снег)
3. На дворе горой,
А в избе водой.(Лёд).
4. По синему морю
Белые гуси плывут.(Облака)
Давайте попробуем разобраться, почему вода так легко переходит из одного состояния в другое? И что происходит при этом?
III) Изучение нового материала.
Запишите в тетрадях слова Газ, жидкость, твердое тело по схеме.
- Как из твёрдого тела можно получить жидкое?
- нагреть.
- При нагревании тело получает некоторое количество теплоты Q.
ЖИДКОСТЬНагрев+Q поглощенияНагрев+Q поглощенияОхлаждение-Q выдел.Охлаждение-Q выдел.КонденсацияПлавлениеКристаллизацияПарообразованиеДесублимация Сублимация (возгонка)
Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением.
Рассказ о литье (страницы 30-33 «Физика юным»).
- Что будет происходить, если продолжать нагревать жидкость?
- Будет кипеть, над жидкостью образуется пар.
Переход вещества из жидкого состояния в пар называется парообразованием.
- Парообразование бывает быстрым и медленным.
Парообразование с поверхности жидкости называется испарением.
Парообразование по всему объёму жидкости называется кипением.
- отгадайте загадку:
Олёна-царевна по городу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел, солнце взяло.(Роса)
- Как образуется роса?
- Водяной пар остывает, и образуются капельки росы.
Рассказ об образовании росы.
- Значит, если газ(пар) охладить, он перейдет в жидкое состояние.
Переход вещества из пара в жидкость называется конденсацией. (От латинского слова «конденсаре» - сгущать).
- Что будет происходить, если жидкость остывает?
- Замерзает. Отвердевает.
Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется кристаллизацией.
- Итак, при переходе тел из твёрдого состояния в жидкое, а затем в газообразное тело поглощается количество теплоты Q. А при переходе тел из газообразного в жидкое, а затем в твёрдое Q выделяется.
- Найдите ошибку. Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».
- Какая физическая ошибка здесь допущена?
- Поэт забыл закон сохранения и превращения энергии. Убавилась внутренняя энергия капли. При отвердевании капля отдаёт теплоту «в мир».
- Воздуху, стеклу.
- А теперь давайте проведём театрализованное представление: от каждого ряда приглашаю по 3 желающих «артистов». Задание: изобразить в 3-х агрегатных состояниях газ, жидкость, твёрдое тело. Каждый ученик в роли молекулы.
- А сейчас пусть они же изобразят, что происходит с твёрдым телом при плавлении, а затем парообразовании? Как они себе эти процессы представляют? Кто может пояснить наблюдаемые явления?
- Когда твёрдое тело нагревается, его внутренняя энергия увеличивается, а внутренняя энергия состоит из кинетической энергии движения и потенциальной энергии взаимодействия молекул. Получая энергию, молекулы твёрдого тела, начинают двигаться быстрее. Связи между молекулами нарушаются. Кристаллическая решётка разрушается, и молекулы могут перескакивать с места на место. Твёрдое тело переходит в жидкое.
- При дальнейшем нагревании жидкость получает энергию, которая идёт на увеличение кинетической энергии молекул. Но энергия у них различна, поэтому «наиболее энергичные» молекулы преодолевают взаимодействие с другими молекулами и, отрываясь от поверхности жидкости переходят в пар.
Итак, мы рассмотрели механизм изменения агрегатных состояний вещества.
IV. Закрепление. Догадайтесь.
1 ПЛ А В Л Е Н И Е 2 Э Н Е РГ И Я 3 О Т В Е РД Е В А Н И Е
4 К О Н Д Е Н С А ЦИ Я 5 С Н Е Г 6 И С ПА РЕ Н И Е С О С Т О Я Н И Е 7 К И ПЕ Н И Е 8 О ПО К А 9 Б Е Н ЗИ Н А. 1) Переход вещества из твердого состояние в жидкое состояние.
2) Физическая величина, измеряемая в джоулях.
3) Переход вещества из жидкого состояния в твердое состояние.
4) Переход молекул из жидкости в пар.
5) Распространенная в природе разновидность воды в твердом состоянии.
6) Переход молекул жидкости в пар.
7) Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.
8) Ящик с формовочной землёй, применяемый в литейном деле.
9) Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре.
Б. Часто ли у себя дома вы наблюдали изменение агрегатных состояний вещества.
Назовите. Приготовление пищи, сушка и глажение белья, холодный чай.
В. Дополнительный материал. Аморфные тела.
V. Заключение.Урок подошел к концу, я думаю, что вы хорошо запомнили изучаемый материал, расширили свой кругозор, узнали много интересного, занимательного из разных областей (химии, геологии, истории). А главное, применяя МКТ, выяснили, почему тела находятся в разных агрегатных состояниях.
Домашнее задание: §12 читать, вопросы к §12 устно, выполнить задание в рабочей тетради.
Спасибо Вам за участие в уроке.