Конспект урока в 8 классе по теме Изменение агрегатных состояний вещества

Конспект урока с использованием компьютера

Образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 7
Учитель – Кузнецова Марина Викторовна
Предмет - Физика
Тема – Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Продолжительность занятия - 45 минут
Класс – 8
План урока:

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя)
Временная реализация

I. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете физики
3 минуты

II. Актуализация знаний
5 минут

III. Повторение материала с помощью компьютерной презентации
15минут

IV. Физкультминутка
5 минут

V. Закрепление материала и решение задач с помощью компьютерной презентации
15 минут

VI.Подведение итогов урока
1 минута

VII. Задание на дом
1 минута


Цели урока:

Образовательная – Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании конденсации. Формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям. 

Развивающая – Развитие поискового интереса, способностей к дискуссии, наблюдательности.

Воспитательная – Формирование научного мировоззрения. Стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.

Демонстрации:
1. Компьютерная презентация «Изменение агрегатных состояний вещества»
2.Основные схемы, термины, понятия и формулы по данной теме.

Ход урока.

I. Организационный момент:
Подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Напоминание основных правил техники безопасности в кабинете физики
II. Актуализация знаний:

1. Разминка
1.1 А. С. Пушкин "Евгений Онегин”.

В окне увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Курины, кровли и забор, На стеклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре...

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”?
1.2 Е. Баратынский “Весна”.

Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?
Вопрос: Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

1.3 Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”.

Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы? Видно это Зима тоскует о весне.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

1.4 Иван Суриков “Залилась заря”

От цветов на полях Льётся запах кругом, И сияет роса На траве серебром.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

2. Опрос

2.1. Как называются процессы перехода вещества из твердого состояния в жидкое и обратно?
(О: плавление и отвердевание или кристаллизация)

2.2. При каких условиях они осуществляются?
(О: только при температуре плавления. Она находится экспериментально и заносится в справочные таблицы)

2.3. О чем говорят прямые участки графика плавления и отвердевания?
(О: в процессах плавления и отвердевания температура вещества остается постоянной)

2.4. Почему в процессах плавления и отвердевания температура вещества остается постоянной?
(О: вся энергия, которую поглощает тело при плавлении, затрачивается на разрушение межмолекулярных связей, а при кристаллизации, в результате образования межмолекулярных связей энергия выделяется, скорость движения молекул в этих процессах не меняется, следовательно, температура тела не меняется)
2.5. В чем характерные особенности строения твердых тел, жидкостей и газов?
(О: твердые тела: имеют кристаллическую решетку, расстояние между молекулами равно размеру молекулы, движения ограничены колебаниями около положения равновесия; в жидкостях: молекулы расположены беспорядочно, расстояния между ними сравнимы с размерами самих молекул, молекулы могут перемещаться по всему объему жидкости; в газах: молекулы располагаются беспорядочно, расстояние между ними более 10 размеров молекулы, скорость движения молекул огромна)

III. Повторение материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества.

3.1. Компьютерная презентация «Изменение агрегатных состояний вещества» с комментариями.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / ученики в ходе урока:
Знания: в ходе лекции с элементами дискуссии и применением проблемного обучения, изложенной ниже: рассматриваются процессы плавления и кристаллизации, испарения и кипения с точки зрения молекулярного строения вещества.
Физические величины: удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, температура плавления, температура кипения, удельная теплота парообразования; формулы для нахождения количества теплоты при: плавлении, кипении и парообразовании.
Умения: различать процессы парообразования, испарения и кипения; применять формулу для нахождения количества теплоты при парообразовании; использовать справочные таблицы; производить анализ условия задачи и применять как уже известные, так и вновь полученные знания для решения задач.
Навыки: рассуждения, логического мышления, «чтения» и составления краткой записи условия задачи. Качества: наблюдательность, любознательность, внимательность
Вопрос: В какую погоду лужи на улице высыхают быстрее: в ветреную или тихую?
(О: в ветреную) Ветер относит молекулы от поверхности жидкости, в безветренную 3.2. Беседа с уточнением терминов и понятий

Вопрос: Где быстрее высохнет постиранное белье: на веревке или на батарее?
(О: на батарее, т.к. скорость молекул при нагревании увеличивается, количество «быстрых» молекул становится больше, и скорость испарения увеличивается).
Кто-нибудь из вас, хотя бы раз, растирал пролитую на пол воду? И зачем вы это делали?
(О: чтобы быстрее высохла). При этом увеличивается площадь поверхности испарения. Чем она больше, тем большее число молекул вылетает из жидкости.
Проведем опыт. Приглашаю желающего стать экспериментатором. (смазываем участнику эксперимента с тыльной стороны одну руку теплой водой, а другую руку теплым спиртом. Через несколько секунд спрашиваем: какая рука остыла сильнее? Просим объяснить опыт.) Спирт испаряется быстрее, поэтому рука, смоченная водой остывает медленнее. Скорость испарения зависит от рода вещества.
погоду, молекулы, покинувшие жидкость, находятся вблизи ее поверхности и часть из них падает обратно в жидкость, т.е. конденсируется.
IV. Физкультминутка

V. Закрепление пройденного материала. Решение задач.

5.1 Физический диктант.
масса; (m), (кг)
количество теплоты; (Q), (Дж)
температура; (t), (°C )
удельная теплоемкость; (с), (Дж/ кг х°С)
удельная теплота плавления; (?), (Дж/кг)
удельная теплота парообразования; (L), (Дж/кг)
удельная теплота сгорания; (q), (Дж/кг)
5.2 Пример решения задачи

Готовя пищу, полярники используют воду, полученную из расплавленного льда. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить лед массой 20 кг и полученную воду вскипятить, если начальная температура льда равна -100С?
(Потерями подводимой теплоты, затраченной на нагревание окружающих тел пренебречь.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Задача 1.
Определите  количество   теплоты  необходимо  для  превращения  300  кг  льда,   взятого  при температуре: -10 °С;  в пар при температуре 100 °С. Удельная теплоемкость льда с = 2100 Дж/ кг °С, удельная теплота плавления льда ? = 3,4 х 10' Дж/ кг., удельная теплота парообразования L = 2,26 х 106 Дж/ кг.

Задача 2.
На рисунке представлен график измерения температуры воды в сосуде. Укажите каким процессам соответствуют участки АВ и ВС. Рассчитайте, используя данные графики, какое количество теплоты потребуется для нагревания воды массой 2 кг до кипения и последнего испарения. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/ кг х °С.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
VI. Подведение итогов урока.
Дать анализ успешности овладения знаниями на уроке.
VII. Задание на дом:
§ 17,18, 20, упр. 10 (доделать)
Заголовок 115